Дом, и мир прекрасный вокруг
 

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 10 -  (Окончание)

Вот еще одна дача в Царском Селе, которая принадлежала художнику Павлу Петровичу Чистякову (фото).

По выражению Стасова Чистяков был "педагог всех русских художников", академик, адъюнкт-профессор Академии художеств, более 20 лет он заведовал мозаичным отделением Академии художеств.

После продажи Третьякову картины "Голова боярина" у Чистякова появились средства, которые позволили ему построить дачу, потому что, несмотря на все регалии, денег не хватало. Дача располагается в Царском Селе у Московского шоссе, недалеко от дачи великого князя Бориса.

Дом был построен по проекту архитектора Кольба при активном участии хозяина.

Вы узнаете эту террасу?

Правильно, здесь режиссер Бортко снимал последнюю экранизацию романа "Идиот". Когда в фильме пьют чай на даче, снятой князем Мышкиным у Лебедева, это происходит именно здесь, на этой террасе. Бортко выбрал эту дачу, как типичную для того времени.

Сама дача очень неплохо сохранилась, так как в ней сейчас музей. До этого в доме находились коммунальные квартиры, после смерти последних Чистяковых всё приходило в запустение, а за садом вообще никто не ухаживал.

Сейчас там музей и дом постепенно восстанавливают, но садом не занимаются, а сад был такой, чтобы художник и члены его семьи могли в нем постоянно рисовать. Это значит, что там были созданы разнообразные живописные виды, а также поставлены многочисленные скамейки - и деревянные, и кованые, и дерновые. Рисовал сам художник, рисовали его жена и дочери, кроме того, на даче постоянно жил кто-нибудь из учеников. То есть, это был такой постоянно рисуемый сад.

Еще сад был знаменит своими розами, хотя розы там были высажены недорогие. Вот у его соседа, великого князя Бориса на круглой клумбе вокруг фонтана были высажены прекрасные сортовые розы: чайно-гибридные, полиантовые и другие. А у Чистяковых росли гибриды розы морщинистой и прочие недорогие сорта, которые тогда были в их распоряжении.

А еще там буйствовали "флокусы". Жена Чистякова Вера Егоровна, его бывшая ученица, очень сильно любила флоксы.

Искусствовед и историк Царского села Эрих Федорович Голлербах писал после смерти Павла Петровича в 1919 году "…умер старый художник и флокусы заглохли". В голодное время, в 1918 году сам художник говорил: "мой сад меня кормит". Имелся в виду желудевый кофе.

Решение о создании музея было принято в 1979 году, но сам дом-музей П.П.Чистякова открылся только в 1987 году.

Между домом и Московским шоссе с северной части участка располагается декоративный сад. А с южной части участка находился плодовый сад, который Чистякову никак не удавался, что и немудрено, так как грунтовые воды залегают очень близко, а карликовых подвоев тогда, наверное, не использовали.

Вот эти страусники, которые мы видим на акварели 1918 года дочери художника, сохранились и сейчас, их можно увидеть.

Вот круглая клумба с "флокусами", вот крыльцо и вход в дом крупным планом.

Это южный фасад, а у бокового фасада сохранилась гречиха сахалинская. Есть воспоминания 1910-х годов, где гость, пришедший к Чистякову, пишет: "…гигантские сахалинцы закрывали окно первого этажа". Эти "гигантские сахалинцы" до сих пор там растут.

Собственно, от сада остались только страусники, "сахалинцы" и липовая аллея, а также воспоминания и акварели.

Вот еще фотографии: дача Дейчмана (фото), где каменистый садик пестуют жильцы. Здесь остались только старые березы.

А вот натурализовавшаяся пролеска (фото) - это привет нам из Серебряного века. Старые туи в очень плохом состоянии.

Вот садик Офицерского собрания (фото), туда проникать опасно для жизни, так как там очень суровый сторож, но с обратной стороны есть дырка в заборе, через которую можно пролезть.

Там растет шикарная веймутова сосна и рядом с ней клены - остатки старого сада. Эти фотографии сняты через забор, но когда сторож увидел, что я, перегнувшись через острые пики забора, пытаюсь что-то снимать, он стал меня прогонять.

Вот это дача Сильвио Данини (фото), архитектора Царскосельского дворцового управления и последнего архитектора Императорского двора. Данини был замечательный мастер, множество его построек украшает Царское Село и в наши дни.

Это его собственная дача, где сохранились остатки пруда и группы старых деревьев, но в саду очень много самосева клена, который полностью искажает картину сада. Так что для восстановления исходного прежде всего нужно расчищать самосев.

Это немногое, что осталось вдоль Павловского шоссе в Царском Селе.

На этом нашу прогулку по садам Серебряного века можно закончить.

Автор: Светлана Воронина, http://mirfloksov.narod.ru/

© Светлана Воронина, 2008 г.
© Фото Светланы Ворониной и Греты Барбухатти, 2006-2008 г.

Источник: http://daylily.ru/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10