Дом, и мир прекрасный вокруг
 

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Автор: Светлана Воронина, http://mirfloksov.narod.ru/

Лекция состоялась 19 января 2008 г.
в Доме Садовода на Фонтанке (Санкт-Петербург)

Расшифровка и запись предоставлены Анастасией Науменко

© Светлана Воронина, 2008 г.
© Фото Светланы Ворониной и Греты Барбухатти, 2006-2008 г.

 

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 1 - (Начало)

Прежде чем говорить собственно о садах Серебряного века, я хотела бы осветить положение дел в садоводстве, сложившееся к этому времени - к рубежу ХIХ и ХХ веков.

К этому времени на Северо-Западе Российской империи существовала двухсотлетняя непрерывная история создания садов. Здесь не было войн, революций и прочих потрясений с тех пор, как Петр раздавал участки своим приближенным и вводил определенную "дачную повинность". Владелец участка получал его бесплатно, но он был обязан не только построить дом, но и создать сад. И если с постройкой дома в петровские времена сложностей не было - и архитекторов хватало, и рабочей силы было в достатке, то с постройкой сада сложности были, и немалые.

Было не очень понятно, что и как сажать, что вообще может выжить в этих условиях, каким, собственно, должен быть сад. В указах Петра I отмечалось, что должен был быть сад увеселительный и сад плодовый, огород.

С тех пор прошло почти 200 лет, и постепенно с трудностями научились справляться.

Приглашали садовников из Европы: Голландии, Германии, Франции, позже и из Англии. Постепенно отобрали декоративные породы, устойчивые в местных условиях. Умели работать в разных стилях, следя за соответствующей сменой стилей в Европе - сначала в регулярном, затем в пейзажном.

Хотя регулярный стиль полностью никогда не уходил, так что навыки и умение работать в этом стиле были у мастеров садового дела во все времена.

В конце концов к рубежу веков были наработаны различные садовые технологии, в том числе, например, и технологии создания так называемых рулонных газонов. Они представляли собой почти то же самое, что современные рулонные газоны - существовали специальные методы выращивания дерна для задернения откосов. Умели делать живые изгороди, были подобраны древесные и кустарниковые породы для различных типов живых изгородей и боскетов, и породы для солитерных посадок, многолетние и однолетние цветущие растения для различных видов цветников.

Все гидротехнические вопросы были проработаны очень хорошо. Например, роскошные гидротехнические сооружения были построены в замечательном парке в Ропше, созданном в XVIII веке. Если его отреставрируют, как обещают, то мы сможем их увидеть.

Помимо этого, во второй половине XIX века у садовых мастеров была прекрасная возможность попрактиковаться в исторических стилях, находящихся в более узких временных рамках, например, когда в эпоху историзма строились особняки в стиле Регентства или псевдоготики. Тогда и сад создавался в соответствующем стиле, потому что стилевое единство сада и особняка само собой разумелось.

Частично сохранился парк имения Половцева работы садовых мастеров отца и сына Абелей в Рапти, это Лужский район. . Дом был построен в 90-х годах XIX века в стиле Регентства, то есть Франции начала XVIII века, и сад был создан в соответствующем стиле. Там был очень красивый водный партер, расположенный на террасах, с прихотливыми изгибами каналов и очертаниями прудов. Террасы были ограничены подпорными стенками из местной породы камня. Сейчас, конечно, воды там нет, но очертания вполне видны.

Также к этому времени сложились династии садовников, работающих как минимум во втором, а часто и в третьем поколении.

Я назову в первую очередь следующие фамилии: Визе - отец, сын и внук - городские садовники, которые работали в Петербурге; Катцеры - отец и сын - Франц Катцер, старший садовник Павловского парка, вице-президент Российского общества садоводства и его сын Рудольф Катцер, который много работал в Ленинграде уже после революции;

Абели - отец и сын; Эйлерсы, Фрейндлихи, ну и конечно, Эдуард фон Регель, приглашенный сюда из Швейцарии в середине XIX века, чтобы возглавить работу Императорского ботанического сада, и его сыновья, много сделавшие для российского садового искусства.

Итак, работать было кому.

Где обучались?

Существовали различные садовые школы: при каждом дворцовом управлении была садовая школа, которая готовила садовников; существовала знаменитая школа господина Эклебена в XIX веке, которая готовила садовников и садовых мастеров. Садовый мастер, садовый зодчий, садовый инженер - это то, что мы сейчас называем "ландшафтный дизайнер".

Такова была профессиональная база, но помимо этого и общественная садовая жизнь тоже была достаточно разнообразна. Эдуард фон Регель приехал в Россию из Швейцарии с ее развитыми общественными институтами и смог здесь, несмотря на трудности, организовать Всероссийское императорское общество садоводства, плодоводства и огородничества. Это общество имело отделения в регионах и издавало иллюстрированный журнал "Вестник Российского Императорского общества садоводства, плодоводства и огородничества", выходивший ежемесячно.

Помимо этого, издавались и другие журналы, некоторые из них были посвящены техническим и инженерным вопросам, таким как водопровод и канализация на дачном участке, ливневые стоки, громоотводы, системы поливов и т.д. В приложении к журналу "Нива" тоже обсуждались садовые дела, но уже несколько на другом уровне, как мы бы сказали сейчас, в "гламурном духе".

Теперь что касается собственно общественного интереса к художественному садоводству.

В середине XIX века, когда сюда приехал Регель, начинать приходилось практически с нуля.

Я приведу в качестве свидетельства цитату из статьи в журнале "Современник", статья относится к середине 50-х годов XIX века.. Речь идет о знаменитом саде графа Нессельроде на Аптекарском острове с оранжереями, лабиринтами, мостиками и прочими затеями: "Умилительно станет, когда подумаешь, что все это дано человеку для его наслаждения, а он не весть за чем гоняется, пренебрегая природою. Граф, как истый вельможа, дозволяет всем и каждому наслаждаться его садом. По свидетельству садовника г-на Линдена, в саду ежедневно бывает от 300 до 700 посетителей, почти все иностранцы. Русские или не знают, что вход дозволен, или не находят в этом наслаждения - решать не беруся".

Но к рубежу веков положение дел, конечно, изменилось, и этому во многом способствовали усилия на ниве садового просвещения.

Например, такие методы, почти забытые в наше время, но может быть необходимые нам сейчас не меньше, чем в 70-х годах XIX века. Когда по проекту Регеля-старшего был создан сквер около Адмиралтейства, там более высажено более 50 видов деревьев и более 300 видов кустарников, и все они были подписаны, на каждом имелась табличка. А в том месте сада, которое позже было переделано для расширения Сенатской площади, была сооружена альпийская горка, растения на которой тоже были подписаны по-русски и по-латыни. Сейчас то место, где находилась горка, уже относится к Сенатской площади, а не к территории сада.

Всероссийское императорское общество садоводства, помимо выпуска книг и журналов, устраивало регулярные выставки.

Юбилейные выставки были международными. Сюда приезжали многие знаменитые фирмы, например, фирма "Костер и сын" привозила свои хвойные растения. Нидерландское общество любителей луковичного садоводства привозило роскошные цветники с тюльпанами.

Я не знаю, как это было сделано технически, но на одной из выставок в Таврическом саду демонстрировался цветник из 10 тысяч тюльпанов. Для выставок подбирались соответствующие помещения: Таврический дворец, Таврический сад, "Пассаж" на Невском проспекте.

Вот некоторые сведения о выставке 1914 года. В отделе “изящное садоводство”, экспертный совет которого в течение многих лет возглавлял Арнольд Регель, оценивались следующие экспонаты :

1) группы хвойных деревьев,

2) отдельные экземпляры более редких или выдающихся по красоте хвойных,

3) группа высокоствольных декоративных деревьев,

4) группа декоративных кустарников,

5) группа многолетних травянистых растений,

6) группа папоротников грунтовой культуры,

7) альпийские и приполярные растения,

8) водные растения - группа, отдельные экземпляры и новости,

9) кустарники для живых изгородей,

10) акклиматизация растений.

Я думаю, что эта выставка была бы весьма интересна и сейчас. Вряд ли можем увидеть что-то подобное в наше время, по крайней мере, в Петербурге.

Международные связи, конечно, были очень развиты. Новинки поставлялись на российский рынок очень быстро - сорта сиреней и пионов Лемуана, флоксы, дельфиниумы, крупноцветковые клематисы. Например, появление сорта живучки Metallica crispa относится к 1899г.

К этому времени в Петербурге возникла развитая сеть питомников.

Питомники были различной специализации, например, питомник Николая Васильевича Шмеллинга в Полюстровской части специализировался на изгородевых растениях и крупномерах и держал "джентльменский набор" кустарников и многолетников. В этот "джентльменский набор" входили рододендроны - тогда одна из самых любимых и широко распространенных в садах Петербурга культур.

Также были специализированные цветочные хозяйства, в которых любой желающий мог купить весной цветочную рассаду, причем не очень дорого. Напрасно мы думаем, что ковровая клумба стоит бешеных денег. Сейчас - да, а в те времена каждый мог купить полный набор растений с рисунком для ковровой клумбы любого размера и разбить ее у себя в саду, если было такое желание.

Было замечательное розовое хозяйство Фрейндлихов в Царском Селе, следов питомника я, к сожалению, не нашла, но буду продолжать поиски. Фрейндлихи, отец и сын - лучшие розьеристы России. Их розы на выставках часто занимали призовые места. А розы выставлялись не по одному десятку кустов. На юбилейной выставке они представили 200 цветущих кустов полиантовых роз.

Существовало специализированное георгиновое хозяйство г-на Ушакова. Акклиматизацией и испытаниями новых видов хвойных в России занимался дендрологический парк Императорского лесного института (сейчас Лесотехническая академия), но я не знаю, был ли там питомник и продажа растений.

И наконец, лучший питомник России того времени - это Помологический сад, основанный в 1862 году доктором Регелем для акклиматизации "…растений плодовых и ягодных, земляники и картофеля", но уже через 3 года в каталоге этого питомника появляются декоративные растения, и постепенно их количество достигло 99 %, в то время как плодовых и ягодных культур остался всего 1 %.

Главным садовником в Помологическом саду работал приглашенный Регелем Яков Кондратьевич Кессельринг - тоже швейцарский немец.

Теперь перейду к владельцам садов - кто они были.

В это время началась массовая продажа под дачные участки земель, ранее принадлежавших Дворцовому управлению или крупным землевладельцам. Размеры наделов были различные, но если пересчитать сажени на сотки, то получается, что как правило участки были от 20 соток (20 соток - редко).

Существовало некое социальное разделение по разным направлениям железной дороги. Здесь я хочу отослать интересующихся к книге Столпянского "Дачные окрестности Петрограда" 1923 года издания, она есть в Публичной библиотеке. В этой книге можно прочитать, лица какого сословия селились, соответственно, по направлениям Варшавской, Николаевской и Финляндской железных дорог.

К этому времени в России уже образовался средний класс - инженеры, врачи, адвокаты, служащие различных акционерных предприятий, люди образованные, много путешествующие и обладающие относительно новым для российской ментальности качеством - индивидуализмом, столь необходимым для создания своего сада. Именно тогда возникло убеждение, что сад можно создавать не по придуманным кем-то правилам, а в соответствии с собственным пониманием прекрасного. Нам сейчас это кажется очевидным, но тогда это было достаточно ново. И вот на эту почву и пришел модерн.

Модерн освободился от следования канонам великих исторических стилей прошлого.

Я здесь упрощаю рассмотрение модерна до пределов, достаточных для нашего садового дела.

Архитекторы модерна проектировали свои особняки как бы изнутри наружу, огораживая жилое пространство, необходимое для данной конкретной семьи. Например, асимметрия окон, столь свойственная модерну, возникла не сама по себе, не просто ради асимметрии, а потому, что если в доме были 3 детских комнаты окнами на юг, то в каждой детской должно было быть большое окно, а в комнате прислуги было достаточно маленького окна. В библиотеке же должно было быть большое окно на север и так далее. Таким образом, архитекторы эстетически осмысливали функцию здания, и такое здание с плавно перетекающими друг в друга объемами было гораздо проще вписывать в пейзаж, чем постройки предыдущего времени.

Я хочу показать вам несколько таких особняков.

Вот рисунок особняка (собственной дачи) Шене на Каменном острове (1).

Теперь я хотела бы остановиться на нескольких особенно важных моментах планировки и создания художественных садов, которые были необходимы при переходе с планирования больших садов в XIX веке к малым садам.

Во-первых, изящество и лаконизм рисунка.

На этой фотографии вы видите сквер у Казанского собора работы Рудольфа Катцера, который выиграл конкурс на проект планировки этого сквера в 1901 году (6). Фотография 1911 года.


6

Видно, что сквер имеет в плане форму колокола. Такая эмблематичность тоже свойственна модерну: сквер у собора имеет форму колокола. Сразу скажу о зеленом убранстве этого сквера - оно было вовсе не таким, как сейчас.

Если сейчас из кустарников остались только кизильник и сирень, то тогда там были высажены миндаль калмыцкий (так назывался миндаль степной низкий), кизильники тогда тоже были, как и сейчас, весеннецветущие и летнецветущие спиреи, чубушник, сирень и наша северная красавица - гортензия метельчатая грандифлора.

А из цветочных многолетних культур в сквере было высажено более 500 экземпляров растений из Помологического сада, в том числе различные сорта ириса германского.

Следует отметить, что сорта того времени отличались от теперешних тем, что цветки были меньше, цветоносы короче, но они обильно цвели, не падали от дождя и ветра и опрятно выглядели после отцветания.

Итак, ирисы германские, лихнис Юпитера для серебристого акцента, пионы. Из тех сортов пионов, которые используются и в настоящее время, можно назвать 'Festiva Maxima', 'Felix Crousse', 'Duchesse de Nemours', хотя на самом деле старых сортов сохранилось больше, поскольку пион - культура инерционная. Для осеннего цветения были высажены гипсофила метельчатая и флоксы. Сквер был очень нарядный и красивый.

Теперь посмотрите на эту фотографию (7).


7

Вряд ли кто-нибудь сможет догадаться, что это. Узнаете ли вы этот сад? Он также создан по проекту Рудольфа Катцера.

В планировке можно отметить изящество рисунка, знаменитый стилизованный цветок модерна, а также свойственные для этих садов участки с регулярной планировкой, закрытые от общей композиции сада и вынесенные отдельно.

Это сад или, как он официально называется, Детский парк имени 9-го января (проспект Стачек, 20) был заложен 1-го мая 1920 года по проекту Рудольфа Катцера рабочими Нарвской заставы в день первого коммунистического субботника.

Рудольф Катцер пережил революцию, был заведующим отделом садов и парков Ленинграда, работал в Тресте зеленого хозяйства Ленинграда, обучал инженеров этого треста и умер в 1942 году в блокаду от голода.

Эмблематичность в рамках малого личного (не городского) сада воплощалась в самых различных вариантах. Архитекторы могли так составить рисунок дорожек, что он повторял вензель хозяина, как, например, в саду имения графа Воронцова-Дашкова работы Регеля. Такой рисунок можно было разглядеть и оценить только с высоты птичьего полета. Казалось бы, зачем так стараться?.. Ведь знаменитый цветок модерна тоже не "читается" ногами при пешей прогулке, а кто в те времена мог летать над Дачным проспектом (как тогда назывался пр.Стачек)?

Тем не менее, этот подход считался обязательным.

Также использовались разные личные символы, например, семейные деревья, деревья, посаженные в честь рождения ребенка, клумбы, разбитые в виде ордена, полученного главой семьи, различные символы-воспоминания о путешествиях, например, пруд в форме материка Южной Америки.

2 3 4 5 6 7 8 9 10