Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (11)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

2.2.1. Вклад земства в дело образования

Земство активно искало пути и формы решения проблемы, приспосабливая школу к новым условиям. Наиболее удачно разрешение этой проблемы удалось екатеринославскому земству. предложил создать новую модель трехлетней начальной народной школы с одним учителем. Учитывая ежегодный отток учеников, программа обучения строилась так, что каждый год предполагал определенную завершенную сумму знаний. Начало занятий планировалось на конец сельскохозяйственных работ, а именно на октябрь месяц. Фактически учебный год сводился к шести месяцам[40]. Отсутствие полноценного бюджета диктовало необходимость поддерживать имевшиеся частные, церковноприходские школы. Создание учебных заведений было поставлено в прямую зависимость от особенностей народного быта, потребностей населения[41]. В 1906 г. был утвержден закон об отпуске земствам пособий на введение всеобщего начального обучения, который значительно продвинул дело вперед.

Стабильная экономическая основа (в виде гарантий государства) привела лидеров земского движения к мысли о необходимости планомерного и регулярного осуществления поставленных задач. Земства стали собирать сведения о наличии детей школьного возраста (с 12-ти лет) и составлять проекты, по которым школы равномерно распределялись по территориям уездов. Оптимальным было признано строительство школ в отдалении не более чем на 3 версты от населенных пунктов, где проживали учащиеся. С выходом закона о всеобщем начальном обучении был составлен «Проект нормальной школьной сети для Костромской губернии» (Кострома,1908), который предполагалось реализовать в течение 5 – 10-ти лет. Работа была начата, но помешала первая мировая война[42].

Организовав работу по реализации проекта, земство озаботилось вопросом расширения программы начальной школы. Предполагалось строить «элементарные», т. е. трехклассные училища. В 1911 г. был поставлен вопрос о создании сети школ «повышенного типа» с четырехлетним курсом, с дополнением его высшими начальными училищами. Обсуждался также вопрос о введении четырехлетнего курса обучения и в церковноприходских школах. Для составления проектов были произведены статистические исследования. Результатом усилий земства стал рост грамотности, который можно проследить по проценту грамотных призывников. По сообщениям «Поволжского вестника», процент грамотности в губернии в 1905 г. соответствовал 24 %[43], а в городах доходил до 51 %; по этим показателям Костромская губ. вышла на 8-е место по России.

Если земских училищ в 1895 г. в губернии было 42[44], то в 1912 г. их число достигло 1 229[45]. Статистика о количестве земских школ по уездам довольно часто размещалась на страницах местных печатных органов, даже неофициального характера. Вот, например, такие сведения были помещены в «Костромской жизни» за 1913 г. Данные относятся к состоянию дел в земских школах к 1913 г. (только в уездах, не считая городов)[46].

 

Таблица 8

Уезды Кол-во школ Кубич. аршин воздуха на одного ученика Относит. площадь света к площади пола Оценка состояния некоторых школ   Вентиляция Учительские квартиры при школах
        Плох. Сред. Хор. Плох. Хор. С отд. ходом С ходом из класса С ходом из коридора
Буйский 42 13,7 01:07,5 6 19 9 6 17 16 2 24
Варнавинский 96 9,1 1:0,7 24 34 9 45 9 12 6 28
Ветлужский 115 12,2 0,1:07,4 31 97 11 46 28 - 3 56
Галичский 61 10,7 0,1:06,6 8 26 6 19 13 2 2 35
Кинешемский 121 13,5 1:0,6 8 55 24 21 46 73 8 18
Кологривский 116 11 0,1:07,5 21 60 9 37 24 19 6 56
Костромской 127 10,3 1:0,7 24 49 22 41 35 31 14 60
Макарьевский 110 8,8 1:0,6 30 45 11 51 20 15 18 19
Нерехтский 77 9,4 1:0,6 21 28 10 34 17 20 4 57
Солигаличский 39 13,8 0,1:05,5 6 16 15 13 12 2 2 12
Чухломской 28 10,5 1:0,7 4 9 5 7 3 2 5 12
Юрьевецкий 71 10,6 1:0,4 10 24 15 21 19 27 2 49

По типам народные училища разделялись в связи с продолжительностью обучения на: 1) школы повышенного типа (уездные городские и высшие народные училища); 2) двухклассные начальные (городские и посадские, в селах и деревнях) и 3) одноклассные народные училища (разделявшиеся также на городские, посадские, сельские и деревенские).

Кологривское уездное земство серьезно относилось к развитию образования и просвещению в уезде, о чем свидетельствует свод смет и раскладок с 1866 по 1912 гг. (Приложение 2).

Данный график показывает, что со временем, по мере увеличения своей активности, Кологривское земство повышало статьи расходов на народное образование. А именно, на содержание земских и церковных школ, казенных учебных заведений, на обеспечение материальной базы школ и надзор за ними, на подготовку учителей, на пособия и награждения учащихся, на постройку и ремонт школьных зданий, и, что очень важно, средства на распространения образования среди населения. Так за 35 лет, расходы на образование увеличились почти в 204 раза, затраты на образование в 1911 году составляли 46,8% от уездного бюджета[47].

Таким образом, вклад уездного земства в дело народного образования и просвещения был значительным.

Источник