Кологривский уезд (11)
Автор Татьяна Соколова
Дата публикации: 2002
По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00
2.2.1. Вклад земства в дело образования
Земство активно искало пути и формы решения проблемы, приспосабливая школу к новым условиям. Наиболее удачно разрешение этой проблемы удалось екатеринославскому земству. предложил создать новую модель трехлетней начальной народной школы с одним учителем. Учитывая ежегодный отток учеников, программа обучения строилась так, что каждый год предполагал определенную завершенную сумму знаний. Начало занятий планировалось на конец сельскохозяйственных работ, а именно на октябрь месяц. Фактически учебный год сводился к шести месяцам[40]. Отсутствие полноценного бюджета диктовало необходимость поддерживать имевшиеся частные, церковноприходские школы. Создание учебных заведений было поставлено в прямую зависимость от особенностей народного быта, потребностей населения[41]. В 1906 г. был утвержден закон об отпуске земствам пособий на введение всеобщего начального обучения, который значительно продвинул дело вперед.
Стабильная экономическая основа (в виде гарантий государства) привела лидеров земского движения к мысли о необходимости планомерного и регулярного осуществления поставленных задач. Земства стали собирать сведения о наличии детей школьного возраста (с 12-ти лет) и составлять проекты, по которым школы равномерно распределялись по территориям уездов. Оптимальным было признано строительство школ в отдалении не более чем на 3 версты от населенных пунктов, где проживали учащиеся. С выходом закона о всеобщем начальном обучении был составлен «Проект нормальной школьной сети для Костромской губернии» (Кострома,1908), который предполагалось реализовать в течение 5 – 10-ти лет. Работа была начата, но помешала первая мировая война[42].
Организовав работу по реализации проекта, земство озаботилось вопросом расширения программы начальной школы. Предполагалось строить «элементарные», т. е. трехклассные училища. В 1911 г. был поставлен вопрос о создании сети школ «повышенного типа» с четырехлетним курсом, с дополнением его высшими начальными училищами. Обсуждался также вопрос о введении четырехлетнего курса обучения и в церковноприходских школах. Для составления проектов были произведены статистические исследования. Результатом усилий земства стал рост грамотности, который можно проследить по проценту грамотных призывников. По сообщениям «Поволжского вестника», процент грамотности в губернии в 1905 г. соответствовал 24 %[43], а в городах доходил до 51 %; по этим показателям Костромская губ. вышла на 8-е место по России.
Если земских училищ в 1895 г. в губернии было 42[44], то в 1912 г. их число достигло 1 229[45]. Статистика о количестве земских школ по уездам довольно часто размещалась на страницах местных печатных органов, даже неофициального характера. Вот, например, такие сведения были помещены в «Костромской жизни» за 1913 г. Данные относятся к состоянию дел в земских школах к 1913 г. (только в уездах, не считая городов)[46].
Таблица 8
Уезды | Кол-во школ | Кубич. аршин воздуха на одного ученика | Относит. площадь света к площади пола | Оценка состояния некоторых школ | Вентиляция | Учительские квартиры при школах | |||||
Плох. | Сред. | Хор. | Плох. | Хор. | С отд. ходом | С ходом из класса | С ходом из коридора | ||||
Буйский | 42 | 13,7 | 01:07,5 | 6 | 19 | 9 | 6 | 17 | 16 | 2 | 24 |
Варнавинский | 96 | 9,1 | 1:0,7 | 24 | 34 | 9 | 45 | 9 | 12 | 6 | 28 |
Ветлужский | 115 | 12,2 | 0,1:07,4 | 31 | 97 | 11 | 46 | 28 | - | 3 | 56 |
Галичский | 61 | 10,7 | 0,1:06,6 | 8 | 26 | 6 | 19 | 13 | 2 | 2 | 35 |
Кинешемский | 121 | 13,5 | 1:0,6 | 8 | 55 | 24 | 21 | 46 | 73 | 8 | 18 |
Кологривский | 116 | 11 | 0,1:07,5 | 21 | 60 | 9 | 37 | 24 | 19 | 6 | 56 |
Костромской | 127 | 10,3 | 1:0,7 | 24 | 49 | 22 | 41 | 35 | 31 | 14 | 60 |
Макарьевский | 110 | 8,8 | 1:0,6 | 30 | 45 | 11 | 51 | 20 | 15 | 18 | 19 |
Нерехтский | 77 | 9,4 | 1:0,6 | 21 | 28 | 10 | 34 | 17 | 20 | 4 | 57 |
Солигаличский | 39 | 13,8 | 0,1:05,5 | 6 | 16 | 15 | 13 | 12 | 2 | 2 | 12 |
Чухломской | 28 | 10,5 | 1:0,7 | 4 | 9 | 5 | 7 | 3 | 2 | 5 | 12 |
Юрьевецкий | 71 | 10,6 | 1:0,4 | 10 | 24 | 15 | 21 | 19 | 27 | 2 | 49 |
По типам народные училища разделялись в связи с продолжительностью обучения на: 1) школы повышенного типа (уездные городские и высшие народные училища); 2) двухклассные начальные (городские и посадские, в селах и деревнях) и 3) одноклассные народные училища (разделявшиеся также на городские, посадские, сельские и деревенские).
Кологривское уездное земство серьезно относилось к развитию образования и просвещению в уезде, о чем свидетельствует свод смет и раскладок с 1866 по 1912 гг. (Приложение 2).
Данный график показывает, что со временем, по мере увеличения своей активности, Кологривское земство повышало статьи расходов на народное образование. А именно, на содержание земских и церковных школ, казенных учебных заведений, на обеспечение материальной базы школ и надзор за ними, на подготовку учителей, на пособия и награждения учащихся, на постройку и ремонт школьных зданий, и, что очень важно, средства на распространения образования среди населения. Так за 35 лет, расходы на образование увеличились почти в 204 раза, затраты на образование в 1911 году составляли 46,8% от уездного бюджета[47].
Таким образом, вклад уездного земства в дело народного образования и просвещения был значительным.