Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (10)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

2.2. Образование и просвещение в уезде

Образование и просвещение всегда были той основой, на которой вырастала и держалась культура. Провинциальная культура развивалась по той же схеме, что и столичная, но с некоторым отставанием. В XIX веке, когда начали свою деятельность земства, развитие образования и просвещения в уездах оживилось.

Начнем с характеристики общих проблем образования и просвещения и, прежде всего, отметим, что они в России кон. XIX – нач. XX в. осознавались общественностью как ключевые вопросы современности, как непременное условие дальнейшего развития, залог будущего отечества. Важность их была несомненна для всех представителей общества, но многие рассматривали его со своих позиций.

В российском обществе кон. XIX – нач. XX в. можно выделить две различные тенденции по отношению к этой проблеме: консервативную, основу которой составили правительственные круги, и либеральную.

Крестьянство рассматривалось, как правило, в качестве пассивного лица преобразований, хотя именно оно было самой заинтересованной стороной, имело глубокие традиции передачи народных знаний и социального опыта, свои взгляды на образование; на него в конечном итоге и было обращено просвещение.

Источник