Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (12)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

2.2.2. Кологривское низшее сельскохозяйственное техническое училище

История возникновения Кологривского сельхозучилища связана с именем видного экономиста, крупного российского предпринимателя - Фёдора Васильевича Чижова. Всё своё состояние (шесть миллионов рублей) по завещанию Ф.В. Чижов оставил на открытие в Костромской губернии пяти технических училищ — в Костроме, Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Исполнение завещания ознаменовалось открытием в сентябре 1892 г. в усадьбе Екимцево, что в трёх верстах от уездного г. Кологрива, Кологривского низшего с/х технического училища им. Ф.В. Чижова. За исполнением завещания наблюдал известный русский предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов — друг и душеприказчик Ф.В. Чижова.

Очень интересный материал местной периодики посвящен значительному вкладу, внесенному в дело профессионального обучения костромичом , физиком и искусствоведом, предпринимателем, финансистом и благотворителем. Немалое влияние на Федора Васильевича оказал отец, один из старейших преподавателей Костромской классической мужской гимназии (Приложение 3, фото 1).

была разработана сложная финансовая операция для того, чтобы выкупить у иностранных капиталистов Московско-Курскую железную дорогу. Но лишь через 18 лет, вложив фактически весь наличный капитал в банковские акции, и его компаньоны должны были получить доход. это означало, что денег этих при своей жизни он не увидит. Вот эти-то капиталы и завещал он на создание сети профессиональных и медицинских учебных заведений у себя на родине, в Костромской губернии.

Кологривское низшее сельскохозяйственное техническое училище  располагалось на правом берегу р. Унжи, в имении Екимцево, которое находилось в трех верстах от Кологрива (Приложение 3, фото 2).

Училище выпускало младших техников по сельскому хозяйству и смежными отраслями. Училище было открыто 1 октября 1892 г. на основании устава промышленных училищ им. Чижова в составе подготовительного и первого специального класса. С 1894 г. училище имело три специальных класса и один подготовительный. Последний состоял из двух отделений младшего и старшего. В первый класс училища принимались без экзамена лица в возрасте 15 – 17 лет, которые окончили курс в городском, уездном или сельском училищах. Лиц, не имевших свидетельства об окончании курса в одном из названных заведений, принимали в первый класс после сдачи ими вступительного экзамена. Содержание экзамена ограничивалось курсом двухклассного сельского училища. Ученики, принятые не по свидетельствам об окончании курса общеобразовательного учебного заведения, не пользовались льготами по отбыванию воинской повинности. В подготовительные классы принимались те, кому было отказано в приеме в 1 класс училища из-за недостаточности подготовки или из-за слабого физического здоровья. Без экзаменов принимались выпускники церковноприходских школ. Плата за образование была различной и соответствовала уровню образования, а значит и последующей плате выпускнику: в начальном – 3 руб., в среднем – 30 руб., за пансион – 47 руб. в год. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных средств[48].

Ввиду того, что учеба в училище была связана с постоянной работой учеников, которая продолжалась с раннего утра и в течение всего дня, все воспитанники училища, за исключением местных, жили в общежитии, построенном при училище. Помимо общежития на территории училища были построены следующие строения:

1.  Главный корпус - оконченный к началу октября 1895 г. - каменное двухэтажное здание с полуподвальным помещением. С внутренней площадью 563,76 кв. саж. На первом этаже расположены классы, рекреационный зал, канцелярия, комната для заседания совета и кабинет директора. На втором этаже-спальне для учеников и физкультурный кабинет, в полуподвале столовая, кухня и хозяйственные помещения. В здании были противопожарный водопровод и водяное отопление с приточной и вытяжной вентиляцией, причем обмен воздуха установлен в количестве 400 куб. саж. в час, что при 160 учащихся составляло бы на каждого ученика по 2,5куб. саж. в час.

2.  Здание механических мастерских: столярная, слесарная, кузница с паровым движением в 5 сил и голландскими печами.

3.  Химические лаборатории.

4.  Деревянное одноэтажное здание для классов, но оно пустовало. Поэтому комитет ходатайствовал об его приспособлении под домашнюю церковь.

5.  Восемь одноэтажных корпусов, в которых помещались девять квартир для личного состава и шесть для разных служащих по найму.

6.  Две избы: первая для эконома фермы, другая для огородника.

7.  Больница с семью кроватями и комнатой для фельдшера.

8.  Деревянное здание с двумя квартирами для семейных рабочих и одной казармой для холостых.

9.  Кожевенный завод - деревянное двухэтажное здание. Первый этаж для обработки сырой кожи. Второй этаж для окончательной их отделки. Над вторым этажом была возведена постройка для просушки сырых кож. Отапливались утермарковскими печами.

10.  Льноперерабатывающий завод. Одноэтажное здание с тремя отделениями: мяльное, трепальное, сортировочное.

11.  Маслобойный завод. Паровое отопление.

12.  Сыроваренный завод. В нем помещалась квартира сыровара и имелся подвал с двумя отделениями: отсолочным и для разрывания сыров. Отапливался голландскими печами.

13.  Помещение для мельничного постава.

В училище были хозяйственные постройки:

1.  Скотный двор (на 40 голов).

2.  Конюшня.

3.  Сарай для орудий и машин.

4.  Двухэтажный хлебный амбар.

5.  Подвал для хранения овощей.

6.  Молотильный сарай.

7.  Кладовая с тремя дверьми для склада материалов, продуктов и изделий училища.

8.  Парник на огороде.

9.  Изба для пасечника.

10.  Олишанник.

11.  Изба для лесника в лесу.

12.  Сарай на лесном кордоне.

Помимо этого имелась баня площадью 47,9 кв. саж; подвал для керосина, водопровод, который обслуживал училищное здание. Около каждой квартиры имелись построенные ледники, а при некоторых квартирах имелись коровники.

Все выше названные постройки имеют общую площадь в 1949,33 кв. саж.[49].

В личный состав училища входили: один директор, один законоучитель, три учителя науки, один учитель рисования и черчения, один надзиратель, три руководителя практической работы, восемь других должностных лиц. Всего в училище было восемнадцать учителей[50].

 

Таблица 9

Состав учащихся[51]:

 

а) по классам

  Приготов-е Ι ΙΙ ΙΙΙ Всего
мл. стар.
Состояло на нач. г. 11 7 15 16 15 64
В том числе пользовались стипендией 100 руб. 3 2 8 2 4 19
Пользовались 1/5 стип. 50 руб. 2 - - - - 2
Стипендиатов земств и др. общ-х учреж-ий. 4 3 2 3 8 20
Своекоштных пансионеров. 1 1 4 11 3 20
Приходящих. 1 1 1 - - 1
Всего. 11 7 15 16 15 64

 

б) по сословиям

  Приготов-е Ι ΙΙ ΙΙΙ Всего
мл. стар.
Дворян, сыновей духовных лиц и чиновн. - - 1 1 1 3
Купцов и сыновей почетных граждан. - - - 2 1 3
Мещан и др. городских сословий 1 3 3 2 3 12
Крестьян 10 4 11 11 10 46
Всего 11 7 15 16 15 64

 

в) по вероисповеданию

  Приготов-е Ι ΙΙ ΙΙΙ Всего
мл. стар.
Православного. 11 7 15 15 13 61
Старообрядческого - - - 1 2 3
Всего. 11 7 15 16 15 64

 

г) по предварительному образованию

  Приготов-е Ι ΙΙ ΙΙΙ Всего
мл. стар.
Окончившых начальное однокласное училище 11 7 6 5 8 38
Окончившых двухкласное училище Министерства Народного Просвещения - - 3 4 - 7
Окончившых уездное училище. - - 3 1 4 8
Окончившых городское училище. - - 2 4 1 7
Из низших классов гимназий и реальных училищ. - - 1 2 1 4
Всего: 11 7 15 16 15 64

 

д) по возрасту

  Приготов-е Ι ΙΙ ΙΙΙ Всего
мл. стар.
13-14 лет 4 2 - - - 6
14-15 лет 4 1 1 - - 6
15-16 лет 2 2 2 2 - 8
16-17 лет 1 2 5 2 1 11
17-18 лет - - 4 7 3 14
18-19 лет - - 3 2 5 -
19-20 лет - - - 1 1 2
20-21 лет - - - 1 5 6
21-22 лет - - - 1 - 1
Всего: 11 7 15 16 15 64

 

Вступительные экзамены проводились между 24 марта и 1 мая, учащиеся 1 и 2 приготовительных классов на основании положительных оценок. Имеющие не более двух неудовлетворительных оценок допускались к осенним экзаменам.

 

Таблица 10

Количество часов по предметам[52]:

  Классы Всего
    I II III  
1. Закон Божий 16 15 16 47
2. Естественная история 70 53 - 123
3. Геометрия и землемерие 87 42 - 129
4. Физика и метеорология 78 40 - 118
5. Химия 47 39 - 86
6. Земледелие 62 46 59 167
7. Скотоводство - 59 60 119
8. Пчеловодство 23 - - 23
9. Лесоводство - - 43 43
10. Устройство с/х машин и орудий - 27 29 56
11. Строительное искусство - - 63 63
12. Технология с/х продуктов - 58 39 97
13. С/х скотоводство - - 27 27
14. С/х законоведение - - 20 20
15. Рисование 37 37 35 109
16. Черчение 78 82 74 234
17. Всего: 498 498 465 1461

Классные занятия проводились зимой с 7.30 утра до 11.30 часов дня и от часа дня до пяти часов вечера. Дообеденное время назначалось для классных занятий 2-х нормальных классов (1 и 3 или 2 и 3), в то время, как один из нормальных классов находился на практических занятиях, после обеда он занимался теоретическим предметом, а два других находились на практических работах.

Приготовительный класс занимался в классе до обеда и находился на практических работах после обеда. Это объяснялось ограниченным составом учительского персонала и помещений мастерских, потребностями фермерского хозяйства[53].

Практические занятия учеников производились в течение зимнего и летнего периода. В зимний период на практические работы отводилось 4 часа в день, а в летний период – 10 часов (1, 2 и 3 кл.) и 8 часов (для приготовительного).

Практические занятия проводились по хозяйству фермы, в мастерских и на заводах: кожевенном, льнообделочном, маслобойном и мельнице. Занятия на ферме и в мастерских были обязательны для всех учеников, работы же на заводах избирались по желанию учениками 3-го класса[54].

За поведением учеников в классах и на практических занятиях следили преподаватели и руководители. Мерами исправительного воздействия на учеников, были выговоры надзирателей, преподавателей, директора; понижение отметок за поведение; уведомление о проступках родителей учеников или для стипендиатов земств – земских управ.

 

Таблица 11

Оценки за поведение учеников по классам[55]:

Классы Общее число уч. в классах Имели отметки Сред. балл д/кл.  
    5 4 3    
Приготов.            
младшие 10 5 4 - 4,4
старшие 6 4 2 - 4,66
I 20 17 3 - 4,85
II 14 9 4 3 4,57
III 16 13 3 1 4,81
Всего 66 48 16 4 4,66

В гигиеническом отношении спальни учеников находились в отличном состоянии. Даже при возрастании числа учеников до 120, содержание воздуха на одного ученика в спальнях было более 2 куб. сажен. Дневное освещение классных комнат было удовлетворительно, световая площадь окон была более 1/6 площади пола. Вечернее же освещение оставляло желать лучшего, так как света не хватало.

Помещения для столовой, кухни и прислуги общежития были в плохом состоянии. Они находились в полуподвальном помещении и страдали от сырости.

Ученики вставали зимой в 6 ч. утра, в праздники – в 7 утра, спать ложились в 10 ч. вечера. Летом ученики вставали в 5 ч. утра (во время сенокоса - в полчетвертого), ложились спать в 9 ч. вечера, в летнее время ученики отдыхали в спальнях после обеда с 12.30 до 14.30.

Кормили учеников зимой 4 раза в сутки: утром (7 ч. утра) – чай с черным хлебом, обед (11.45 ч. дня) – из двух блюд (щи, суп или борщ с мясом и каша с маслом), вечерний чай (5.15 вечера) и ужин в 9 вечера из тех же двух блюд, что и в обед.

В постные дни число блюд за обедом было 3. В праздничные дни тоже 3 (щи или суп, пирог, телятина жареная или каша).

В летнее время ученики получали кроме чая молоко по две кружки в день. На каждого ученика в день отпускалось:

1.  Хлеба ржаного – 4 фунта.

2.  Мяса – 3/4 фунта.

3.  Масло – золотников.

4.  Круп пшенных или гречневых – 3/4 фунта.

5.  Муки для приправы, картофеля, кореньев и т. д.

В летнее время ученики одевались в синие блузы из бязи, шаровары бумажное белье, кожаные сапоги и форменную фуражку. В зимнее время одежда учеников состояла из серых курток и шаровар из солдатского сукна, зимней шапки, полушубка для работ по хозяйству, валенок и варежек. Выдавалось постельное белье, одеяло, тиковый тюфяк для железной кровати. В баню, ученики ходили каждую неделю, 1 раз в неделю меняли носильное белье, постельное – раз в две недели. В летнее время кроме пользования баней, ученики по желанию купались в р. Унже. Свободное от занятий время ученики проводили в чтении, играх и упражнениях на имеющихся музыкальных инструментах.

Училище создавало все условия для обучения детей. Учащиеся фактически находились на содержании училища. Поэтому в основном туда шли дети не очень обеспеченных родителей.

 

Таблица 12

Сословный состав учащихся за 1914 год[56]:

1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914
потомств. дворяне - 1 1 1 1 3 1 - 1 - - -
личн. дворяне и чиновники 2 2 4 1 1 1 - 3 3 6 7 7
духовного звания 2 1 1 1 2 2 1 3 4 6 3 2
почетных граждан и купцов 3 1 - 1 1 2 5 2 4 3 6 8
казаков - 1 1 - 1 1 - - - - - -
мещан 19 23 22 9 6 11 21 11 15 21 19 28
крестьян 41 49 57 35 35 42 51 57 64 73 70 73

Таким образом, из этой таблицы видно, что училище обслуживало преимущественно низшие слои населения – крестьянство и мещанство.

Из общего числа принятых с 1902 по 1914 гг. (437 человека), поступило в приготовительный класс 192 человека (44 %), в I класс – 241 человек (55 %), во II класс – один человек. Дети, обучающиеся в училище, были из разных мест, даже самых отдаленных. Это говорит о том, что училище было популярно, здесь учились дети даже из других губерний, не говоря уж об окрестных деревнях уезда. Это видно из таблицы № 13.

 

Таблица 13

Состав учащихся по месту жительства[57]:

Место жительства 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914
Кологривский уезд 25 30 26 23 26 38 37 33 34 37 31 50
Др. уездов Костр. губернии 5 12 12 8 4 3 13 22 31 30 29 33
Др. губерний 37 36 48 17 17 21 29 21 26 42 45 35
Итого 67 78 86 48 47 62 79 76 91 109 105 118

 

Таблица 14

Различались дети и по вероисповеданию[58]:

Вероисповедание 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914
Православного 62 76 84 47 46 61 78 76 89 107 103 116
Римско-католич. 2 1 1 1 1 1 1 - 2 2 2 1
Лютеранского - 1 1 - - - - - - - - 1
Армяно-григорианского 3 - - - - - - - - - - -

Из таблицы видно, что преимущественно в училище обучались дети православного вероисповедания, хотя встречались и другие религии.

За здоровьем детей тщательно следили, так что за время существования не было ни одного случая заболевания со смертельным исходом. Естественно, дети болели, причем чаще всего встречались такие заболевания как фурункул, костоед зубов, воспаление дыхательных органов, часто дети получали различные травмы, но всем им оказывалась своевременная врачебная помощь.

 

Таблица 15

Сведения о числе заболеваний за 1914 год[59]:

Наименование болезни Общее число заболеваний В том числе по классам Число случаев оказан. помощи Кол-во выздоров.
    Подг. I II III    
Воспал. дых. орг. 49 16 14 19 10 49 49
Костоед зубов 69 10 29 24 6 69 69
Ушные болезни 2 - 1 1 - 2 2
Ангина 27 14 4 5 4 27 27
Желуд. болезни 29 3 14 6 6 29 29
Головная боль 48 6 17 19 6 48 48
Грипп 30 4 11 10 5 30 30
Чесотка 4 1 2 8 - 4 4
Экзема 11 3 4 2 2 11 11
Ожоги 15 - 3 10 2 15 15
Раны 64 11 22 29 2 64 64
Мышечный ревматизм 11 3 3 2 3 11 11
Малокровие 36 5 14 10 7 36 36
Растяжение 10 - 4 4 2 10 10
Фурункул 64 27 11 12 4 64 64
Воспален. легких 7 - 1 4 2 7 7
Ушибы 22 4 11 3 4 22 22
Итого 498 - - - - - -

Таким образом, вклад Ф. В. Чижова в народное образование неизмерим, потому что его училища помогали многим детям из необеспеченных семей занять свое место в жизни. Поэтому память о Фёдоре Васильевиче бережно сохранялась среди учеников и преподавателей.

Источник