Дом, и мир прекрасный вокруг
 

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 3

Теперь рассмотрим собственно планировки садов.


21.4

Вот большой сад работы Регеля, занимающий около 3 гектаров (21.4), а вот маленький сад (21.5).


21.5

С трудом пересчитав сажени на сотки, я пришла к выводу, что площадь этого сада около 13 соток, но видно, что это не весь сад, а только его часть, поскольку здесь виден дом, а дом никогда не стоял прямо на дороге, так что перед домом должен был быть еще участок земли. Но все равно, это аномально маленький сад.

Посмотрите, в планировке лепесток лужайки большого сада повторяется и на маленьком участке. Лужайки спокойных очертаний планировались в малом саду точно так же, как и в большом. Это общий и очень частый мотив - лепесток лужайки, в основании которого, как правило, располагается цветник, а дальше за лужайками уже парковая часть.

Цветник в основании лепестка лужайки очень часто был узорчатый, регулярный. Этот рисунок цветника называется акротерия.

Комментируя план Регеля, я сразу же хочу отметить, что сам автор сада был недоволен таким мелким суетливым очертанием многочисленных прудов, изрезанной линией воды, очертаниями берегов, которые контрастируют с общим спокойным характером этого сада.

Но архитектор был поставлен в такое положение. Хозяин потребовал ни в коем случае не трогать его ручьев и прудиков, а поговорка "хозяин - барин" была в ходу и в те времена.

Что еще перешло из больших садов в маленькие?

Привычка работать крупными мазками, куртинами. Кустарники высаживались однопородными куртинами. Конечно, встречались и смешанные куртины, которые обычно подбирались по срокам цветения. Я часто встречала такие описания групп: миндаль степной, спирея серая, чубушник, гортензия метельчатая или древовидная, которую также любили и часто сажали.

Такие группы, во-первых, были большими - по несколько экземпляров каждой породы, во-вторых, их в саду было несколько, а также присутствовали и однопородные куртины, достаточно большие, чтобы они могли скрывать повороты дорожек, как на этом рисунке.

Вот в этом садике здесь (на плане позиция 24) были посажены куртины из гортензии метельчатой - одного из самых любимых растений, а вот здесь - из рододендрона мягкого и его сортов (на плане позиция 22).


21.5

Рододендроны - это отдельная тема.

В Помологическом саду Эдуарда фон Регеля были получены сорта Azalea sinensis var.mollis Это были полностью зимостойкие в Петербурге гибриды - 18 сортов! И авторы даже не потрудились их назвать. Питомник просто продавал их по описанию окраски цветка.

Те, кто сажает рододендроны, поймут тоску в моем голосе, потому что сейчас ничего подобного нет и в помине (серия Nothern Lights включает в себя 13 сортов, но где они в свободной продаже?, а зимостойкость Knapp Hill гибридов все же требует испытания).

Итак, были сорта: палевый, карминный, киноварный с желтоватым оттенком, темно-оранжево-красный… больше всего меня интригует "прекрасно-нежно- розовый". Что это был за цвет? К сожалению, от этих сортов остались только воспоминания.

Я не знаю, может быть, они где-то сохранились, но я не нашла никаких следов. Рододендроны продавались по 75 копеек за кустик с цветочными почками. Для сравнения: лилия мартагон стоила 25 копеек за луковицу, кустик флокса старого сорта - тоже 25 копеек, нового сорта - 75 копеек, луковица лилии Хансона стоила 1 рубль - она была редкостью.

Так вот, рододендроны были высажены в этом саду большими куртинами. Как были подобраны контрасты и сочетания цветов, я не знаю, но, вероятно, это производило незабываемое впечатление.

Я читала воспоминания о "полыхающих кострах азалий в белые ночи" (тогда все листопадные рододендроны назывались азалиями). Это был очень сильный прием.

Садовые мастера наши белые ночи использовали по максимуму. Чтобы можно было говорить о "полыхающих кострах азалий", нужно, чтобы они были высажены группами, причем большими. Мне попадался заказ на две дюжины сортов рододендронов японских в один сад. Вероятно, впечатление от этого сада в период цветения рододендронов было очень сильное.

Здесь сразу же хочу сказать о том, что помимо белых ночей и сезонных изменений облика сада большое внимание уделялось местным особенностям участка, например, постоянным ветрам. Если на участке постоянно ветер, то это подчеркивали, сажая деревья с различно окрашенными верхом и низом листовой пластинки. В маленьком саду это могла быть груша иволистная, а в большом саду это могла быть ива белая, осина .

Или, например, появление туманов, наползающих в сад с поля или озера. Если туманы были частыми гостями сада, то их “усиливали” и подчеркивали, сажая в маленьком саду лох серебристый, или ту же грушу лохолистную, или облепиху, а в большом саду - иву белую серебристую .

Так работали садовые мастера. Может быть, сейчас эти приемы нам кажутся очевидными, но разрабатывались и появлялись они именно тогда, так что скажем им спасибо.

Были и другие важные моменты.

Сад начинался еще до выхода в него из дома.

Посмотрите на оформление двери: оно подготавливало впечатление от сада (21).


21

Кроме того, конечно, в особняках были очень популярны и широко распространены зимние сады.

Но даже если зимнего сада не было, то все равно растительные мотивы присутствовали в декоре особняка. И если в столовой был фриз из ландышей, как на фотографии в журнале "Мир искусства", то будьте уверены, что эти ландыши в саду присутствовали.

Вот фотография выхода из дома в сад: даже трудно понять, где кончается дом и где начинается сад (22).


22

Выход в сад, как правило, украшался или лианами, или подвесными кашпо. Если была лестница, на нее выставлялись вазоны с цветами - это могли быть либо летники, либо свои комнатные растения, которые летом выносили из зимнего сада на вольный воздух. При выходе из дома взгляд сразу упирался в цветник. На этой фотографии мы видим цветник характерной круглой формы с фонтаном, но о цветниках еще поговорим чуть позже.

Вот еще одна фотография, которая иллюстрирует, как сад врастает в дом, а дом врастает в сад: лестница первого этажа вся завита вьющимися растениями (23).


23

Ассортимент лиан был достаточно широк: использовали девичий виноград, аристолохию, лимонник, виноград амурский, клематисы видовые и сортовые. Из знакомых нам сортов клематисов я встречала 'Star of India' и 'The President'.


24

Это фотография только что построенной дачи Леонтия Бенуа в Петергофе (24). Видны изящные изгибы дорожки, деревья и кустарники еще не выросли, доминируют только старые деревья, сохраненные при строительстве, но терраса уже завита лианами в первый же год.

Это фотография также только что построенной дачи Рубинштейна в Петергофе (25)


25


26

А это знаменитая дача Кшесинской (26). У нее был, как вы знаете, один из лучших зимних садов в Петербурге. Когда весной Кшесинская переезжала на дачу в Петергоф, она нанимала несколько возов, везла своих обитателей зимнего сада на дачу и выставляла их на даче, украшая сад. Это, скорее всего, апельсиновое деревце в кадке.

И опять круглая клумба с фонтаном. Скажу сразу, что круглый мотив присутствует почти всегда, причем не обязательно клумба, мог быть, например, газон с фонтаном или водоемом.

Арнольд Регель объясняет присутствие круглой клумбы очень просто - она была необходима для подъезда экипажей. Экипаж не может развернуться так, как автомобиль, поэтому круглые или овальные клумбы - излюбленный мотив русских зодчих, пишет Регель.

Терраса дачи у Кшесинской тоже вся завита растениями, выход из дома в сад очень плавный, так что даже трудно понять, где именно находишься.

Кроме того, распространены растительные мотивы в декоре здания. Они повторялись и в других деталях.


27

Здесь мы видим растительные мотивы в рисунке ворот на вилле Рено в Келломяки (нынешнее Комарово) (27).

"Зеленые комнаты", столь часто встречавшиеся в европейских садах того времени, у нас были практически невозможны из-за особенностей неласкового климата.

Однако, жизнь в саду была, так что и необходимость в зеленых комнатах тоже существовала, но в российских условиях зеленые комнаты трансформировались в различные беседки и парковые павильоны, которые, конечно, выполнялись в едином стиле с домом.

Я подобрала несколько фотографий беседок того времени.


28

Это, конечно, беседка ипохондрика и пессимиста, даже не беседка, а закрытый домик (28). Сразу видно, что человек просто не верит в возможность хорошей погоды в нашем климате, поэтому полностью закрывается от природы.


29

Вот более интересная беседка - это мельница на даче великого князя Константина Романова в Стрельне (29).

Вот чертеж открытой беседки (30).


30

Садовые павильоны и беседки часто увивали зеленью.

И наконец, с приходом неоклассицизма вновь вернулись классические белокупольные ротонды, как, например, на этой фотографии - это ротонда на вилле Рено в Келломяки (31).


31

Скамейки.

Вокруг скамеек в саду часто устраивались перголы или трельяжи, которые также увивались зеленью (32).


32

Для иллюстрации я подобрала несколько фотографий композиций того времени, описания которых я встречала, но фотографии сделаны в наше время в старых садах.


33

Здесь вы видите беседку, увитую актинидией коломикта (33). Вокруг посажены душистые цветы: в начале лета облако аромата создадут пионы, а в конце лета - флоксы.

Вообще, душистые цветники около беседок были чрезвычайно популярны. Садовые мастера того времени не боялись смешивать ароматы и сажали вместе различные душистые цветы: гвоздика перистая и бородатая, левкой, душистый горошек, пионы, флоксы.

Вообще, считалось, что чем душистей, тем лучше. Также любили и сажали резеду, гелиотроп и другие цветы.

На этой фотографии вы видите композицию у беседки с рододендроном Смирнова, который был достаточно широко распространен (34).


34

Но более популярны были гибриды рододендрона кавказского, селекции того же Эдуарда фон Регеля. Он вывел около десятка гибридов, которые продавались в Помологическом саду и сейчас утеряны.

Вот уединенная скамейка, спрятанная в гуще кустов чубушника - романтическое место для мечтателя (35).


35

Я читала описание такой композиции: трельяж был оформлен девичьим виноградом, а возле трельяжа было посажено одно из любимых растений хозяина -зигаденус (так тогда называли антиклею) и розы. Зигаденус подчеркивал изящество вкуса хозяина. Внутрь трельяжа можно было пролезть и сидеть там, любуясь окружающей красотой.

На этой фотографии (36) вы видите розу сорта "Фламментанц", которой тогда, конечно, не было, но было довольно много других сортов вьющихся роз, например 'Crimson Rambler'.


36

В Помологическом саду предлагалось около двадцати плетистых сортов, а в специализированных розоводческих хозяйствах, конечно, больше.

Вот фотография дома и начала сада барона фон Кнорринга, располагавшегося на территории современной Эстонии (37).


37

Он был не простой садовод, а почетный член Императорского общества садоводства. В его саду было несколько коллекций растений, в частности, коллекция махровых сиреней, коллекция темно-красных роз, которые он очень любил и собирал.

В том числе у него была легендарная ремонтантная роза Генерал Жакмино (General Jacqueminot), или просто "Жакмино", которая была настолько популярна и любима в то время, что фирма "Коти" (Coty) в 1907 году выпустила духи "Роза Жакмино", и эти духи тоже были в большой моде и пользовались оглушительным успехом.

Федор Сологуб посвятил этой розе стихи "Мерцает запах розы Жакмино".

Возвращаясь к фотографии, вы видите, что вся терраса дома фон Кнорринга завита лианами, а перед домом располагается большая круглая клумба. Я сначала думала, что здесь на клумбе растет какое-то небольшое хвойное растение, по форме напоминающее ель "Конику", но сейчас я все-таки склоняюсь к мысли, что это сетчатая конструкция, заполненная летниками.

Барон фон Кнорринг имел довольно сложное садовое хозяйство. У него был разводочный участок, опытные гряды, теплица для производства собственной рассады, излишки которой он продавал. Барон испытывал много всяких новинок и гордился тем, что каждый год он придумывал новый рисунок для узорчатой клумбы перед домом, и ни разу не повторился.

Несомненно, это ему доставляло большое удовольствие.

Как я уже говорила, очень часто участок рядом с домом решался в регулярном стиле.

Вот план сада работы Арнольда Регеля (38).


38

Такие цветники называются "павлиний хвост", они создавались из пышноцветущих растений.

Рядом с домом устроен фонтан - очень частое украшение.

Интересно, что мне ни разу не встретилось вариантов вписывания плодового сада или декоративного огорода в художественный сад. Как правило, плодовый сад, если он был на одной территории с художественным садом, маскировали высокой живой изгородью, чтобы его вообще не было видно.

В то время совершенно четко разделяли плодовый и художественный сад.

Плодовый сад - это сад, правильно посаженный по науке того времени. Но тогда участки были гораздо больше по площади, что позволяло обособить плодовые и огородные посадки.

На этом плане слева была надпись "К службам". Видимо, именно там и располагался плодовый сад, а этот участок справа с регулярными посадками представлял собой нечто иное. Можно строить различные догадки: я бы предположила, что это, например, коллекция сиреней.


39

Вот более поздний рисунок (39) плана домашнего садика площадью примерно 40 соток. Здесь также видна регулярная часть с большими цветниками и композициями на газонах рядом с домом. Вплотную к дому посажены вьющиеся растения, а дальше располагается просторная парковая часть с уединенными беседками в дальних углах сада. И здесь, в правой нижней части плана находится полностью закрытый участок. Можно предположить, что тут были какие то плодовые посадки.

Теперь вернемся к этому плану (21.4).


21.4

Регулярную часть, прилегающую к дому, зачастую либо старались изолировать, например, как здесь с помощью перголы, либо выполняли очень интересные постепенные переходы.

Здесь это было сделано следующим образом. Вот акротерия, заполненная ковровыми растениями, здесь высажены штамбовые боярышники, а здесь - те же боярышники уже в кустовой форме в куртинах. Таким образом, достигался постепенный переход. В маленьком саду это могли быть штамбовые и кустовые розы, бузина на штамбе и она же в кустовой форме, смородина золотистая так же.

Вообще, штамбами занимались все питомники, в отличие от нынешнего времени, когда, на мой взгляд, штамбовых растений поступает очень мало.

А сейчас вы видите план роскошного огромного цветника работы Регеля (41).


41

Это даже не цветник, а цветочный сад.

Тут я хочу рассказать об очень эффектном приеме сокрытия цветочного сада внутри полностью закрытого участка, как на этом плане. Внутри этого закрытого участка мог располагаться какой угодно цветочный сад, не обязательно регулярный или с ковровыми цветниками, могли быть просто пышные цветники. Такой спрятанный сад, неожиданно открываясь посетителю, производил ошеломляющий эффект.

Также изгородь, закрывающую цветочный сад, могли составить из кустарников с душистыми цветами, например, из шиповника, и тогда в поисках этого сада человек просто шел на запах. Представьте, благоухали все цветы внутри цветочного садика, благоухала цветущая изгородь, и ведомый обонянием человек приходил в это дивное место.

Какие растения высаживали в узорчатые клумбы?

Клумбы были ковровые и узорчатые - на ковровых клумбах все растения одинакового роста.

Чаще всего использовались антеннария, седумы, молодила, маргаритки и другие низкорослые растения.

Из летников - лобелия, цинерария, низкие бархатцы, настурции. Многие сорта того времени мы сажаем до сих пор, например, сорт настурции "Tom Thumb" или лобелии "Кайзер Вильгельм".

Клумба также могла быть узорчатой, но не ковровой. Это значит, что в определенные ее участки, например, в центральные, сажали более высокие растения, а вокруг располагали более низкорослые растения.

Из высоких многолетников я встречала упоминания о следующих культурах: почти забытая сейчас, но очень красивая и яркая энотера кустарниковая, очень любима дицентра красивая (Dicentra formosa), флокс каролинский или низкие сорта флокса метельчатого, дицентра великолепная, низкие сорта георгинов, которых тогда было довольно много.

А если посадка была не ковровой и не узорчатой, то есть, свободная посадка куртинами, то из пышноцветущих часто сажали дельфиниумы (больше 20 сортов в каталогах), мальвы, пионы (более 200 сортов), ирисы германские (около 150 сортов), флоксы метельчатые (более 150 сортов в каталогах).

Еще были популярны махровые пиретрумы, которых тоже было много сортов, махровые лапчатки, сорта мака восточного и сорта примулы Зибольда.

Как правило, свободная посадка в цветочном садике или в клумбе рядом с домом обрамлялась бордюром.

Лучшим материалом для боскетов считалась спирея японская, а в качестве травянистого бордюра могли использовать, например, колокольчик карпатский или флокс шиловидный (для низкого бордюра), или дицентру красивую, или хосты - для более высокого бордюра.

Вот еще одна фотография того времени (42), показывающая маленький садик примерно такого духа, как мы видели на плане Регеля.


42

Садик закрыт со всех сторон, в него можно прийти по этой аллее. Здесь сад еще молодой, и посадки еще не очень разрослись, но пергола уже полностью завита.

Посадки плотные, узорчатая клумба с более высокими растениями в центральных частях композиции, и еще водоем в центре. Конечно, в этих узорах использовали также и песок, и уголь, и цветную мраморную или гранитную крошку.

На фотографии дачи Юсуповой плохо видно, но можно разглядеть интересную форму вертикального цветника - цветочные корзины, выполненные из проволоки или лозы и завитые душистым горошком или настурцией.

Летом в городе, например, на Московском проспекте мы все видели цветники в форме шаров, засаженные бегониями всегдацветущими. Это, так сказать, привет нам из Серебряного века - тогда такие цветники были очень популярны.

Конечно, в столичном озеленении такие простые формы, как шары, не использовались - их могли применять в уездных городах. В Петербурге цветники были сложные, например, после выставки 1900 года был сделан цветник в виде Эйфелевой башни - он выглядел как вертикально поднятый ковер в форме башни.

На этом рисунке (43.19) мы видим еще один плодовый сад (на плане D), посаженный по всем правилам, который плотно закрыт со стороны дома высокой изгородью из яблони сибирской, здесь посажены сирени (на плане позиция 25) и спирея городчатая (26), с юга посажены штамбовые розы (позиция 2) и штамбовые сирени (позиция 3).


43.19

Среди сортов сирени чаще всего использовались лемуановские сорта -"Мадам Лемуан" и другие, а из прочих сортов, применяемых и в наше время, мне попались ссылки на сорта "Andenken an Ludwig Spath", "President Grevy" .

На этом плане есть еще несколько интересных моментов.

Во-первых, эта куртина (перед позицией 4) выполнена из калины обыкновенной с ориентацией на запад, чтобы закатное солнце просвечивало сквозь ягоды калины. Это позволяло любоваться сверкающими гроздьями человеку, сидящему вот здесь.

Кустарниковые группы у западной террасы уже не однопородные, а смешанные, подобранные по срокам цветения.

Вообще, этот сад отличается весьма скромным цветочным оформлением, если не считать цветущих кустарников, что не очень характерно для того времени.

На самом деле, это сад любителя хвойных.

Вот здесь у него росла туя западная aurescens (позиция 4), тут тоже какая-то невысокая форма туи (позиция 12), тут форма туи globosa (позиция 13), тут был посажен туепсис (позиция 21). Вот это кипарисовики - C.picifera filifera (позиции 16-18), а также миндаль степной. Здесь - сосна горная (позиция 8) и сосна кедровая маньчжурская (позиция 11) (сейчас она называется корейская). Также были и различные крупные хвойные деревья: ели - обыкновенная elegans, columnaris, Engelmanii, лиственница сибирская и сосна кедровая. То есть, крупных растений было не очень много.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10