Дом, и мир прекрасный вокруг
 

САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Лекция: "САДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - Часть 2

Теперь мне хотелось бы сказать о том, как архитекторы Серебряного века применяли такой сильный, выразительный и зачастую опасный для сада прием, как контраст.

Мне кажется, что садовые мастера того времени гораздо осторожнее работали с контрастами, чем мы сейчас.


8

Считалось достаточным применить контраст лиственной и хвойной породы, например, на этой фотографии (8) элеутерококк колючий и сосна кедровая.

Фотографии, которые я сейчас буду использовать в качестве иллюстраций, были сделаны в старых садах, но не в садах модерна, от которых почти ничего не осталось.

Вот еще одна иллюстрация положения об осторожном обращении с контрастом.


9

Контраст хвои и листвы считался допустимым - туя и сосна кедровая (9), ива, туя золотистокончиковая и ель многовершинная (10).


10

А вот такие статичные, одинаковые с весны до осени контрасты зеленой и вариегатной листвы употреблялись гораздо реже, их старались избегать, хотя в распоряжении садоводов и был уже дерен пестролистный (Cornus alba fol.variegatis) (11, 12).


11


12

Вот это тоже статичный контраст сливы краснолистной и анафалиса, сохраняющего серебристый цвет в течение всего сезона (13).


13

Мне кажется, что садовые мастера поступали таким образом для того, чтобы "развязать себе руки" осенью, когда картина сада наиболее выразительна (14, 15, 16, 17) не перегружая сад подобными впечатлениями в течение летнего сезона.


14


15


16


17

Ровно из тех же соображений о недопустимости эмоциональной перегрузки сада архитекторы достаточно осторожно относились и к выбору природных мотивов для воспроизведения в саду.

Например, уменьшенная копия горной гряды в небольшом саду, окруженном лугами, считалась плохим тоном, равно как и мощный водопад в небольшом саду на ровном месте. Наоборот, на Карельском перешейке водопады и большие каменистые сады встречались довольно часто, потому что там это соответствовало суровому природному окружению.

Теперь о "мелочах". Мне встречались рекомендации садовым мастерам при подборе культур для цветника очень внимательно отслеживать сезонные изменения растения на протяжении его вегетации.


21.2

Например, на участке, фотографию которого мы сейчас видим (21.2), после отцветания сангвинарии разовьется ровный зеленый покров листьев различной фактуры с выделяющимися вайями папоротника, а осенью опять это место в цветнике заиграет за счет яркого контраста цвета листвы.


21.3

Или, например, куст давно отцветшего платикодона осенью в цветнике становится ярким лимонно-желтым акцентом (21.3).

Вообще, к сезонным изменениям относились очень трепетно.

Садовые мастера старались, и растительный материал им это позволял, максимально расширить вегетационный период сада. То есть начать весну как можно раньше, высаживая сотнями луковиц подснежники, пролески, другие луковичные и заполняя ветреницами все свободные пространства под кустарниками, и как можно позже закончить сезон и сделать максимально выразительной смену времен года в саду.

Поскольку сад был личным, наполненным личными символами семьи, сад рассматривался как неотъемлемая часть жизни хозяев сада. То есть, это переживание смены времен года вместе с садом тоже входило в круг жизни хозяев, и они жили вместе с садом, с садом как с частью природы и одновременно творением человеческих рук.

Вот про зимние картины мне ни разу не встретилось никакой информации. Возможно, это связано с отсутствием выразительности зимой. Все-таки эпоха символизма - это экспрессия, это крайности - то безудержный восторг, то пучина отчаяния, как писал Блок.

И в саду тоже старались добиться состояния восторга от созерцания цветущей природы и весны. Ведь Чехов сотнями высаживал вишневые деревья в Мелихово, наверное, не ради урожая, или не только ради урожая, а для того, чтобы получить райский сад.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10