Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (17)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

3.3. Духовно-просветительские чтения в уезде

В 1899 г. было организовано Костромское отделение Российского императорского православного Палестинского общества. Одним из направлений его деятельности была организация и проведение общедоступных Палестинских чтений и бесед в Костромской губ. В отчете Общества за 1907 г. подчеркивалось, что «чтения не имеют интереса современности и едва ли в состоянии рассчитывать на особенно шумный успех, они проникнуты истинно христианским духом и необходимы в современном разгаре борьбы политической, где цена человеческой жизни упала до минимума»[83]. Как правило, чтения велись членами общества: священнослужителями, учителями церковноприходских и земских школ, а также преподавателями Костромской духовной семинарии. Они проводились в помещениях читален, училищ, приютов, чайных попечительств о народной трезвости, в Костроме в Народном доме, где собиралась рабочая молодежь, а также в церквах, при волостных управлениях и в казармах.

В 1903/1904 отчетном году «особой ревностью по устройству и ведению чтений в Кологривском у. Костромской губ. отличился пожизненный действительный член Общества, судебный следователь Костромского окружного суда по Кологривскому у. , который на свои средства приобрел волшебный фонарь для показа световых картин (прежде он пользовался фонарем тюремным); световые картины также были приобретены им на свои средства, каковых у него насчитывалось теперь 200 руб.»[84]. Сам Вознесенский так описывал ход чтений: «О предстоящих чтениях объявлялось народу в церкви в ближайшее ко дню чтений воскресенье или праздничный день, или даже разглашали о них по волости сельские старосты или десятники. Перед началом чтений обыкновенно раздаются публике бесплатно Палестинские листки. Нередко чтение сопровождается исполнением религиозных песнопений хором любителей (или учащихся). Если чтения занимают много времени, то я устраиваю антракты, во время которых учащиеся дети часто произносят перед публикой те или другие разученные ими стихотворения. Некоторые чтения устраивались без предупреждения». Здесь же сказано, что подобного рода чтения в Кологривском у. велись чуть ли не повсеместно.  Вознесенский в отчете за 1906 г. оценивал количество своей аудитории по Кологривскому уезду не менее, чем в 10 тыс. чел.[85] «Мною невольно иногда, – пишет далее автор, – овладевает чувство религиозного воодушевления, которое отражается и на слушателях». На выпады противников чтений, и просто скептиков, Вознесенский отвечал, что «не картины только привлекают слушателей, а содержание лекции»[86].  Вознесенский читал без волшебного фонаря и отмечал, что «без картин и успех от чтений получается тот же». Иной раз после чтений слушателей «радовали» бесплатной раздачей картинок с изображением святых мест и продавали различные издания Палестинского общества. Порой на чтения собиралось до 500 чел., так что помещение просто не могло вместить такого количества слушателей, и приходилось аудиторию делить на две группы и читать повторно[87]. В Кологриве чтения проходили в здании женской прогимназии, а в уезде - в народных школах и церквах[88]. О времени и месте чтений объявлялось заблаговременно в храмах и через сельских властей.

Например, С 1 октября 1904 г. по 1 марта1905 г. были проведены чтения в земских народных училищах: Спасском, Паломском, Ухтубужском, Вочуровском, Турлиевском, Ильинском, Вожеровском. В церковноприходских школах: Георгиевской, Николомежевской, Каменской, Костылевской, Зосимо-Завватиевской.

Чтениям всегда предшествовала молитва «Царю небесный» или пение народного гимна, сопровождались и заканчивались чтения также пением церковных или патриотических песнопений. О своих впечатлениях от чтений писал отделу: «Впечатление от чтений получалось довольно сильное, и нередко в течение нескольких месяцев подряд мои чтения служили обильной темой для разговоров в деревнях: о них говорили и стар и млад. Я вижу, что интерес к моим чтениям в народной массе с каждым годом все растет»[89].

Вознесенским было проведено свыше 70 чтений, которые посетило не менее 10 тыс. человек[90].

Источник