Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (16)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

3.2. Деятельность церковно-приходского братства

Как уже говорилось выше, широко развернуло свою благотворительную деятельность Кологривское церковноприходское братство. Оно было основано в 1907 году; в его состав вошли 165 членов, в том числе 85 горожан и 58 крестьян. Деятельность этого церковного братства была систематической и многосторонней. Члены братства ежегодно собирались на заседания и составляли программу своей деятельности на текущий год, ставили перед собой задачи.

Одной из важнейших задач братства была рациональная, организованная и систематическая борьба с нищенством в приходе. Для этого братство учредило школу труда для нищих детей с раздачей им даровых обедов[75].

Учреждение это не было школой в обычном смысле, так как не подходило ни к одному из обычных типов школ. Оно несколько напоминало так называемые Бернардовские учреждения в Англии, которые, представляя из себя ряд открытых приютов для бездомных уличных детей, приносят, бесспорно, громадную пользу. Целые тысячи зажиточных фермеров, машинистов, учителей, бывших когда-то уличными мальчишками, обязаны своим сравнительным благосостоянием этим Бернардовским учреждениям.

10 июля 1908 г. правление братства постановило: собрать нищенствующих уличных детей, одевать и кормить их, а попутно заняться их умственным и нравственным развитием и обучением их ремеслам. Как члены братства, так и другие прихожане, а равно и некоторые из общественных учреждений отнеслись вполне сочувственно к начинанию правления. Кологривское уездное земское собрание, по докладу управы, «признало это начинание братства полезным и в высшей степени симпатичным, ввиду значительного числа нищенствующих детей в городе». Кологривское городское общественное управление «отнеслось с полным сочувствием к деятельности братства, постановило: предоставить ему в безвозмездное пользование, на правах аренды, необходимое количество земли для построек и огорода по берегу речки Киченки»[76] (Приложение 4).

Второй задачей братства было оказание посильной материальной помощи бедным прихожанам, страдающим хроническими заболеваниями.

Врачебную помощь в достаточной мере обеспечивало населению земство. Но дело в том, что большинство прихожан были людьми малосостоятельными, которым приходилось своим трудом содержать себя и свою семью. Для таких прихожан потеря здоровья была равносильна потере средств к существованию. В помощь таким малообеспеченным прихожанам, в случае их хронического заболевания, назначался процент с капитала, пожертвованного в братство коллежским советником в сумме 3500 рублей. Например, в 1гг. была оказана помощь[77]:

 

Таблица 20

Место проживания Имя, фамилия и социальный статус Сумма (руб.)
Кологрив А. Котлова, мещанка 16
дер. Суховерхово Н. Сироткина, крестьянка 6
дер. Хмелевка Т. Утюгов, крестьянин 18
Кологрив О. Доброхотова, мещанка 22
дер. Суховерхово М. Максимова, крестьянка 10
дер. Тодино Е. Удалова, крестьянка 24
Всего 104

В задачи братства также входило оказание помощи крестьянским хозяйствам, временно нуждающимся в деньгах для обзаведения рабочим скотом, для покупки земли, для стройкии других хозяйственных целей.

Братство оказывало помощь бедным учащимся. Для этой цели служила стипендия имени протоирея Феоктиста Ивановича Иорданского в 1000 рублей со специальным назначением, чтобы проценты с нее шли на обувь и одежду беднейшим ученицам Кологривской женской церковноприходской школы. Распределение процентов между учащимися школы осуществлялось заведующей школой и учительницами, а утверждалось правлением братства.

Со стороны братства производилась и выдача семян для посева нуждающимся прихожанам. Например, в 1910 году 27-ми крестьянам д. Починок, пострадавшим от градобития, было выдано пособие семенным зерном на сумму 151 руб., причем зерно было хорошего качества[78]. Необходимое количество зерна предоставлялось из крестьянских членских взносов.

Безвозвратная помощь деньгами производилась лишь в крайних случаях, с большой осмотрительностью. Для того, чтобы точно определить степень нужды просителей, а не поощрять празднолюбцев, на заседании правления избирались братские попечители. Безвозвратная помощь оказывалась также девушкам бесприданницам при выходе замуж.

Братство старалось способствовать объединению прихожан путем частых собраний и собеседований. Для достижения этой цели производилась бесплатная раздача Евангелий и расширение «братских вторников»[79]. Например, в отчете братства за 1гг. сообщалось: «В отчетном году роздано крестьянам 250 Евангелий. Вместе с выданными в прошлом году - всего 300 Евангелий. Таким образом, третья часть сельских домохозяев уже получила Святые Евангелия»[80].

Основная масса прихожан принадлежала к православной вере. Не смотря на то, что в Костромской епархии было более 23-х старообрядческих общин[81], в «Костромских епархиальных ведомостях» за 1905. г. имеется сообщение местного священника о том, что в Кологривском уезде старообрядцев и сектантов нет[82].

Источник