Абрамцево (3)
При горячем участии жены Мамонтова, Елизаветы Григорьевны, в Абрамцеве открылась столярно-резчицкая мастерская, где обучали художественному ремеслу крестьянских детей. В 1880-1890-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е.Д.Поленовой и В.М.Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т.д. Продукция мастерской была необычайно популярна, завоёвывала золотые медали на всероссийских и международных выставках.
Дело возрождения русских народных ремесел, начатое в Абрамцеве, было продолжено Сергеем Тимофеевичем Морозовым, создавшим в Москве Кустарный музей. В музее, располагавшемся на Большой Никитской (ныне здание Кинотеатра повторного фильма), а с 1903 г. в Леонтьевском переулке, 7, были представлены изделия русских народных промыслов. Рядом с ними выставлялись и произведения из абрамцевских художественных мастерских. Понравившиеся изделия можно было приобрести, и вскоре почти в каждом московском доме появились сундуки, столы и шкафчики в народном духе.
Так участники Абрамцевского кружка положили начало неорусскому стилю – национальному варианту общеевропейского стиля модерн. В неорусском стиле были построены в абрамцевском парке флигель-мастерская (архитектор В.А. Гартман, 1873); Баня-теремок (архитектор И.П. Ропет, 1877). В украшении церкви Спаса Нерукотворного, возведенной в 1881-1882 гг. по проекту В.М.Васнецова и В.Д.Поленова, приняли участие почти все участники кружка (И.Е.Репин, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский и др.) и члены семьи Мамонтова.