Абрамцево
Абрамцево – одна из немногих старинных усадеб, уцелевших в огне войн и революций. В 19 в. она неоднократно становилась центром культурной жизни России. В 1843 г. усадьбу приобрёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. В Абрамцеве он создал свои знаменитые произведения – сказку «Аленький цветочек», «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука», впервые показавшие читателю мир глазами ребенка.
Сыновья писателя Иван Сергеевич и Константин Сергеевич Аксаковы стояли во главе философско-литературного кружка славянофилов. Славянофилы отстаивали своеобразие культурного пути России, его отличие от западного. В гости к Аксаковым приезжали и подолгу жили в усадьбе писатели И.С.Тургенев и Н.В.Гоголь, поэт Ф.И.Тютчев, актёр М.С.Щепкин.
В 1870 г. имение купил предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Отец Мамонтова был потомственным купцом, финансировавшим строительство железных дорог. Продолжая его дело, Савва Иванович стал главным акционером Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Успешный предприниматель, Мамонтов был также страстным коллекционером (собирал картины, иконы, монеты, оружие и декоративно-прикладные изделия), любил петь, с удовольствием участвовал в домашних спектаклях.
Яркий, темпераментный и артистичный, безмерно обаятельный и в то же время властный, Мамонтов обладал даром притягивать к себе людей. Современники не случайно называли его «Савва Великолепный» (по аналогии с Лоренцо Медичи Великолепным, в правление которого Флоренция стала одним из главных культурных центров Возрождения). «Искусство он любил до безумия, – писал о Мамонтове художник П.В.Кузнецов, – можно было подумать, что это главная сфера его деятельности. В этой области он искал все новое, прогрессивное, растущее и редко ошибался. Он своим даром чутья угадывал, открывая молодые таланты, и, находя таковые, лелеял их, направлял, способствовал их развитию, будучи сам в этой области большим знатоком, тонким и высококультурным ценителем и советчиком».
В 1872 г. в Италии, где Мамонтов изучал практическую коммерцию и одновременно брал уроки пения, судьба свела мецената с художником Василием Дмитриевичем Поленовым, скульптором Марком Матвеевичем Антокольским и историком искусства Адрианом Викторовичем Праховым.
С 1874 г. по приглашению Мамонтова новые знакомые стали собираться в его московском доме на Садовой-Спасской улице и в имении Абрамцево. Так было положено начало уникальному творческому содружеству художников, архитекторов, актеров, музыкантов и ученых, которое позднее вошло в историю как Абрамцевский художественный кружок.