§ 3. Порядок рассмотрения кассационных, надзорных жалобы, представления в Верховном Суде РФ
1. Предварительное изучение кассационных, надзорных жалобы, представления
При отсутствии оснований для возвращения жалобы, представления они передаются на предварительное изучение и рассмотрение судье Верховного Суда РФ.
На данном этапе кассационного, надзорного производства какие-либо судебные заседания не проводятся, лица, участвующие в деле, не вызываются и не заслушиваются. Изучение жалобы, представления производится по материалам, приложенным к жалобе, представлению, а при необходимости истребуются и изучаются все материалы дела.
Первоначально судья изучает доводы жалобы, представления и приложенные к ним копии постановленных по делу судебных актов. На этом этапе судья определяет, относятся ли приведенные в жалобе, представлении доводы и основания к основаниям, по которым судебные акты могут быть пересмотрены и отменены соответственно в кассационном либо надзорном порядке. При изучении судебных актов, копии которых приложены к делу, судья определяет, заявлялись ли приведенные в жалобе, представлении доводы в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, какая оценка дана этим доводам в судах нижестоящих инстанций и каковы мотивы, по которым эти доводы не были приняты во внимание либо отклонены. Судья оценивает, на основании каких норм материального и процессуального права принят оспариваемый акт, правильно ли были истолкованы и применены судами нижестоящих инстанций эти нормы.
Если при изучении доводов жалобы, представления и приложенных копий судебных актов судья придет к выводу о том, что приведенные в жалобе, представлении доводы не могут быть основаниями для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в кассационном (надзорном) порядке (например, касаются правильности установления фактических обстоятельств дела, доказанности или недоказанности тех или иных обстоятельств, сводятся к переоценке доказательств) либо доводы о неправильном применении закона проверялись и оценивались при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и приведенные в судебных актах мотивы отклонения этих доводов основаны на правильном толковании норм закона, то судья уже на этом этапе, даже без истребования материалов дела, вправе вынести определение об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ.
Если изучение жалобы, представления и приложенных копий судебных актов не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что доводы жалобы, представления не относятся к основаниям для пересмотра либо являются заведомо несостоятельными и у судьи Верховного Суда РФ возникают обоснованные сомнения в законности оспариваемого судебного акта, он обязан для более глубокого изучения истребовать все материалы дела, по которому принят оспариваемый акт. Запрос судьи Верховного Суда РФ об истребовании материалов дела подлежит незамедлительному исполнению.
После поступления в Верховный Суд РФ материалов истребованного дела судья продолжает изучение доводов жалобы, представления, соотнося их с содержащимися в материалах дела сведениями, имеющими значение для проверки и оценки доводов жалобы, представления.
По результатам изучения и анализа доводов жалобы, представления, копий приложенных судебных актов, материалов истребованного дела судья Верховного Суда РФ обязан принять одно из двух возможных оформляемых определением процессуальных решений:
1) об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии или Президиума Верховного Суда РФ;
2) о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии или Президиума Верховного Суда РФ.
АПК предусматривает требования к содержанию таких определений, в них указываются:
1) дата и место вынесения определения;
2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
4) сведения об обжалуемом судебном акте (актах), дата его принятия и вступления в законную силу.
При отказе в передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда в определении судьи приводятся мотивы такого отказа.
В случае вынесения определения о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда в нем должны быть дополнительно указаны:
- содержание дела, по которому принят обжалуемый судебный акт (акты);
- мотивированные основания передачи жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда;
- предложения судьи, вынесшего определение.
В передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ отказывается, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
В передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ отказывается, если отсутствуют установленные АПК основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Копии отказных определений направляются лицам, подавшим соответствующие жалобы, представления, а сами жалобы, представления с приложенными к ним документами остаются в Верховном Суде РФ - это необходимо для обеспечения контроля Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями за правомерностью отказов. Эти должностные лица вправе как по своей инициативе, так и по обращениям заинтересованных лиц не согласиться с отказным определением судьи и вынести определение о его отмене и передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (для кассационных) либо Президиума Верховного Суда РФ (для надзорных).
Сроки предварительного рассмотрения жалобы, представления. Кассационные, надзорные жалоба, представление изучаются и рассматриваются судьей Верховного Суда РФ в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения жалобы, представления, но не более чем на два месяца. Приведенные сроки носят организационный характер, и их истечение не влечет прекращения кассационного, надзорного производства.
Приостановление исполнения оспариваемого судебного акта. Одновременно с направлением запроса на истребование материалов дела судья, изучающий и рассматривающий жалобу, представление, вправе вынести определение о приостановлении исполнения оспариваемого акта до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции, если просьба об этом содержится в жалобе, представлении.
Вопрос о приостановлении может быть решен и при вынесении определения о передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда.
Ходатайство о приостановлении исполнения подлежит удовлетворению, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебных актов либо предоставил обеспечение возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.
Если определение о приостановлении исполнения вынесено одновременно с запросом материалов дела, то срок приостановления может ограничиваться моментом вынесения судьей определения об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда. В иных случаях исполнение оспариваемого акта приостанавливается до принятия Судебной коллегией определения, а Президиумом Верховного Суда РФ - постановления по результатам рассмотрения кассационных, надзорных жалобы, представления вместе с делом. Судьей может быть установлен и иной срок приостановления исполнения судебного акта.
Ходатайство о приостановлении исполнения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Рассмотрение и разрешение по существу кассационных, надзорных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной и надзорной инстанций
Кассационные, надзорные жалоба, представление рассматриваются и разрешаются по существу в судебном заседании соответствующего суда. Кассационные жалоба, представление рассматриваются Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в составе трех профессиональных судей. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. В случае, если определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом на рассмотрение в судебном заседании приняты Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем, указанные должностные лица не могут входить в состав Президиума, рассматривающего эти надзорные жалобу, представление.
В порядке подготовки к судебному заседанию лицам, участвующим в деле, направляются копии определения о передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда, а также копии самой жалобы, представления, одновременно они извещаются о времени и месте проведения назначенного судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе направить в Судебную коллегию Верховного Суда РФ отзыв на кассационные жалобу, представление с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, представления, и документов, подтверждающих направление копии отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационных, надзорных жалобы, представления.
Судебное заседание. Рассматриваемые жалоба, представление вместе с делом докладываются судьей Верховного Суда РФ - докладчиком по данным жалобе, представлению.
Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы, содержащиеся в жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (в кассационном производстве) либо Президиума Верховного Суда РФ (в надзорном производстве).
В судебном заседании вправе принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст. 153.1 АПК. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Судебной коллегии по поручению Генерального прокурора РФ принимает участие должностное лицо органов прокуратуры, а в судебном заседании Президиума Верховного Суда - Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Лица, явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее представление.
Жалобы, представления подлежат рассмотрению в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения о передаче жалобы вместе с делом на рассмотрение в судебном заседании.
Кассационные жалобы, представления, поданные на решение, постановление, принятые по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства либо в порядке приказного производства, рассматриваются в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ, проводимом без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов жалобы, представления суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Содержание итоговых судебных актов. По результатам рассмотрения жалобы, представления Судебная коллегия выносит определение, подписываемое всеми судьями, входившими в состав суда, а Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление, подписываемое председательствующим. Вопросы, возникающие при рассмотрении жалобы, представления, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов судей, входящих в состав Президиума Верховного Суда РФ, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
АПК устанавливает следующие общие требования к итоговым актам, принимаемым Верховным Судом РФ по результатам кассационного, надзорного производства. В итоговом судебном акте должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего определение (постановление);
2) дело, по которому принят итоговый акт, его номер, дата и место вынесения;
3) наименование лица, подавшего жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
4) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании;
5) содержание обжалуемых судебных актов;
6) выводы по результатам рассмотрения жалобы, представления.
В определении Судебной коллегии, вынесенном по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, дополнительно должны быть указаны:
- фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
- наименования арбитражных судов, рассмотревших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях; дата принятия обжалуемых решения, постановления, определения; фамилии судей, их принявших;
- объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
- законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась Судебная коллегия при вынесении определения; мотивы вынесенного определения; мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
- мотивы, по которым Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой, апелляционной или кассационной инстанции, если его решение, постановление или определение было отменено полностью или в части.
Если в кассационной жалобе, представлении содержались требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, то в определении должны указываться основания для присуждения компенсации и ее размер или выводы об отказе в ее присуждении.
Если определением Судебной коллегии дело передается на новое рассмотрение, в нем указываются действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом первой, апелляционной или кассационной инстанции.
В постановлении Президиума Верховного Суда РФ должны быть приведены мотивы, по которым Президиум пришел к своим выводам, со ссылкой на законы, которыми он руководствовался при принятии постановления.
Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с делом, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено только в надзорном порядке Президиумом Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено только по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
3. Пределы кассационного и надзорного пересмотра. Основания для отмены и изменения судебных актов
Пределы кассационного и надзорного производства в Верховном Суде РФ одинаковы. При рассмотрении дела в порядке кассационного либо надзорного производства проверяется правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в жалобе, представлении. В интересах законности Судебная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в жалобе, представлении, при этом они не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке кассационного и надзорного производства нельзя устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При отмене оспариваемого судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение не допускается определять и указывать судам нижестоящих инстанций, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела, но указания на толкование закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда РФ судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права. Критерием существенности нарушения выступает совокупность двух условий:
1) эти нарушения повлияли на исход дела;
2) без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора является установление Президиумом Верховного Суда РФ того, что обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.
4. Особый порядок возбуждения надзорного производства по представлению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя
В процессе проведенной судебной реформы из гражданского процесса было заимствовано ранее неизвестное АПК положение о праве Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя по жалобам заинтересованных лиц своим представлением инициировать надзорное производство. Этот особый порядок возбуждения надзорного производства, установленный ст. 308.10 АПК, подвергается критике ученых-процессуалистов и не признается ЕСПЧ в качестве эффективного средства правовой защиты. Законодатель отказался от него при регулировании административного судопроизводства (КАС), но распространил этот процессуальный институт на арбитражный процесс.
Сущность этого специфического способа возбуждения надзорного производства, являющегося альтернативным общему порядку возбуждения надзорного производства, заключается в следующем.
Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц, поданной не позднее четырех месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу, вправе внести представление о пересмотре этого судебного акта в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемого судебного акта и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных АПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Указанные цели обращения с представлением о пересмотре судебного акта в надзорном порядке соотносятся с основаниями для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора, поскольку непосредственно направлены на устранение нарушений прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Применительно к этому процессуальному институту необходимо обратить внимание на неопределенность относительно круга судебных актов арбитражных судов, в отношении которых может быть внесено представление, и отсутствие четкой процедурной регламентации процесса рассмотрения и разрешения Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем обращенных к ним жалоб заинтересованных лиц.
Представление Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя рассматривается и разрешается в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ по общим правилам надзорного производства, но должностное лицо, внесшее представление, не вправе входить в состав Президиума, рассматривающего это представление.
5. Полномочия Верховного Суда РФ, применяемые по результатам рассмотрения кассационных, надзорных жалобы, представления
Судебная коллегия Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления и Президиум Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вправе применить следующие полномочия:
1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, при этом может быть указано на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
6) оставить жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии предусмотренных АПК оснований для возвращения, жалобы, представления, которые не были своевременно выявлены судьей Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ вправе присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении, если соответствующее требование было заявлено в кассационной жалобе, представлении.
<< НАЗАД || ОГЛАВЛЕНИЕ || ВПЕРЕД >>