Арбитражный процесс
Фрагменты учебника предоставляются в ознакомительных и образовательных целях.

Глава 18. КАССАЦИОННОЕ И НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ

§ 1. Построение кассационного и надзорного производства в Верховном Суде РФ

1. Реформа Верховного Суда РФ

Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" упразднен Высший Арбитражный Суд РФ. Исполняемые им в системе арбитражных судов функции надзорной инстанции были переданы Верховному Суду РФ, который в свою очередь подвергся значительному реформированию. В соответствии с ФКЗ о Верховном Суде РФ в его составе была создана Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" ВАС РФ был исключен из системы арбитражных судов в связи с его упразднением.

Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" установлен особый статус Верховного Суда РФ как высшего судебного органа страны, который сейчас не входит ни в систему судов общей юрисдикции, ни в систему арбитражных судов, а занимает особое место в судебной системе, выполняя контрольно-надзорные функции по пересмотру судебных актов арбитражных судов в кассационном и надзорном производстве.

Реформа Верховного Суда РФ и возложение на него контрольно-надзорных функций потребовали нормативного закрепления необходимых для этого процессуальных механизмов. Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" были внесены значительные изменения в гл. 35 АПК, регулирующую вопросы кассационного производства, и в дополнение к существовавшей кассационной инстанции в арбитражных судах округов была создана новая вторая кассационная инстанция, действующая уже на уровне Верховного Суда РФ. Судебным органом, осуществляющим кассационную проверку судебных актов арбитражных судов на уровне Верховного Суда РФ, стала специально созданная в нем для этой цели Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Порядок кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в настоящее время регламентируется ст. ст. 291.1 - 291.15 АПК.

Упразднение ВАС РФ потребовало реформирования и надзорного производства. Глава 36 АПК, ранее регулировавшая надзорное производство в Президиуме ВАС РФ, утратила силу. При этом в АПК была введена новая глава - гл. 36.1, регулирующая производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.

Таким образом, в результате состоявшейся судебной реформы система пересмотра вступивших в законную силу судебных актов дополнилась новым кассационным производством в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, а надзорное производство в Президиуме ВАС РФ заменено на надзорное производство в Президиуме Верховного Суда РФ.

2. Принципы построения кассационного и надзорного производства в Верховном Суде РФ

Объединение функций кассационного и надзорного пересмотра по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в одном высшем судебном органе страны - Верховном Суде РФ, предполагает унификацию правил осуществляемой им проверочной деятельности.

Основополагающим аспектом регулирования кассационного и надзорного производства в отношении судебных актов, принятых арбитражными судами, стала унификация процессуальных правил, установленных в АПК для рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, подаваемых в Верховный Суд РФ, и правил кассационного производства, установленных в ГПК для производства в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и надзорного производства в Президиуме Верховного Суда РФ. В связи с этим урегулированные в ГПК и АПК кассационное производство в Судебной коллегии Верховного Суда РФ и надзорное производство в Президиуме Верховного Суда РФ имеют значительное сходство, а некоторые положения нормативного регулирования идентичны.

Кассационное и надзорное производство в Верховном Суде РФ являются ярко выраженными экстраординарными способами проверки вступивших в законную силу судебных актов. Для них характерны исключительные основания пересмотра, обязательный предварительный порядок исследования и оценки жалобы на предмет необходимости ее рассмотрения по существу в судебном заседании, ограничение проверки только вопросами права, возможность отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение. Этап оценки приемлемости жалобы или, как его еще называют, этап "фильтрации" обусловлен презумпцией законности оспариваемых актов, поскольку предполагается, что эти акты уже были проверены в апелляционном и (или) кассационном порядке и не должны содержать судебных ошибок.

Кассационные жалобы, представления рассматриваются Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ, а надзорные жалобы, представления - Президиумом Верховного Суда РФ.

Общий порядок рассмотрения Верховным Судом РФ кассационных и надзорных жалоб, представлений выглядит следующим образом.

Кассационные, надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

На начальном этапе поступившие жалобы, представления на предмет соблюдения требований к их форме, содержанию и порядку подачи, наличия у обратившегося лица права на их подачу, соблюдения правил подсудности, правил последовательного обжалования, срока на их подачу проверяются единолично судьей Верховного Суда РФ. В случае, если судьей обнаружены нарушения вышеуказанных требований, жалоба, представление возвращаются заявителю.

Если жалоба, представление соответствуют предъявляемым требованиям, они передаются судье для предварительного изучения и рассмотрения. Жалобы, представления изучаются по приложенным к ним судебным актам, принятым по делу. При необходимости для оценки доводов жалобы судья вправе истребовать и изучить материалы дела.

По результатам предварительного изучения жалобы, представления судья принимает одно из двух оформляемых определением судьи процессуальных решений:

1) отказывает в передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ;

2) передает жалобу, представление на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ по существу заявленных требований.

В случае, если жалоба передана на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ, то указанные органы принимают дело к своему производству для рассмотрения по существу заявленных в жалобе, представлении требований.

В порядке подготовки дела к рассмотрению лицам, участвующим в деле, направляются:

- определение о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ (если надзорная жалоба, то в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ);

- копия жалобы, представления.

Назначается время и место судебного заседания, о чем извещаются лица, участвующие в деле, и им предоставляется возможность представить отзыв на жалобу, представление.

В назначенное время жалоба, представление рассматриваются по существу в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании и давать пояснения по доводам жалобы, представления, однако их неявка не препятствует рассмотрению жалобы, представления по существу изложенных в них требований.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы, представления Судебной коллегией выносится определение, а Президиумом Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления принимается постановление, которые вступают в законную силу с момента их провозглашения.

Правомерность принятия судьей Верховного Суда РФ определения об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании контролируется Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями, которые вправе не согласиться с определением судьи и вынести свое определение об отмене определения судьи и о передаче жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (кассационное производство) либо Президиума Верховного Суда РФ (надзорное производство). Аналогичная форма контроля применяется и в отношении определений, принимаемых судьей Верховного Суда РФ по вопросу о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, кроме требований о пересмотре обжалуемого судебного акта может быть заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, которое рассматривается и разрешается одновременно с основным требованием.

<< НАЗАД  ||  ОГЛАВЛЕНИЕ  ||  ВПЕРЕД >>

Использованы фрагменты книги: "Арбитражный процесс: Учебник" (7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. В.В. Ярков) ("Статут", 2017)