Земельное право

Правовой режим земель обрабатывающей и добывающей промышленности

Правовой режим земель обрабатывающей промышленности

По признаку существенного различия правового режима земли обрабатывающей промышленности следует рассмотреть отдельно от земель добывающей промышленности.

Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятий. Субъектами права на землю являются государственные, кооперативные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Земельные участки предоставляются для государственных предприятий на праве бессрочного пользования, для кооперативных и частных предприятий — на праве аренды или продаются им в собственность. В тех случаях, когда промышленные предприятия приобретаются в порядке приватизации российскими или иностранными гражданами, последние имеют право выкупать земельные участки, необходимые для их обслуживания.

Таким образом, помимо российских граждан и юридических лиц субъектами права собственности или пользования (аренды) могут быть и иностранные граждане и юридические лица.

Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются по проектам их возведения. В случае приватизации предприятий размер выкупаемого или предоставляемого участка устанавливается по материалам отвода земель на момент строительства объекта.

При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставлять прежде всего земли, не пригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности — предоставлять сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.

Хозяйственное управление землями обрабатывающей промышленности осуществляют те министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия. Одновременно с предоставлением участка под объект промышленности решается вопрос о выделении охранной зоны. Необходимость и размеры ее определяются проектом или специальным нормативным актом. Этим же актом определяется и правовой режим использования земель охранной зоны. Земли охранной зоны могут изыматься из состава земель предприятия, на территории которого размещается промышленный объект, но могут и не изыматься. Это зависит от того, могут ли они быть используемы для прежних целей или устанавливаемые ограничения исключают такую возможность.

Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются в ст. 40– 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (определяемые проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и другие.

Правовой режим земель добывающей промышленности

Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся разработкой и добычей полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий составляет группу горных отношений. В сферу горных отношений входят отношения по добыче полезных ископаемых, отношения по изучению полезных ископаемых, их разведке, строительству различных подземных объектов и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство тоннелей, метро и т. п.), а также отношения по охране недр. Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями.

Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр. Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной. Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями.

Недра в РФ являются государственной собственностью, поэтому они предоставляются на праве пользования, в том числе аренды. Однако земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, могут находиться в частной собственности.

Недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях. Субъектами права пользования в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами — участки, предоставленные для горных разработок.

В соответствии со ст. 6 закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра предоставляются для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических и других коллекционных материалов.

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранные юридические и физические лица. В отдельных случаях это право ограничено законом. Недра предоставляются в бессрочное или срочное (на год, пять, десять, двадцать пять лет, а также на период отработки месторождения полезных ископаемых) пользование. Недра предоставляются в пользование на основе лицензии.

Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий одновременно на несколько видов недропользования. Лицензия выдается одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства. Порядок предоставления земельных участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируется нормами земельного и горного законодательства.

Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Органами, имеющими право предоставлять горные отводы, являются:

  • территориальные органы Ростехнадзора РФ — для разработки месторождений необщераспространенных полезных ископаемых;
  • органы исполнительной власти районов (городов) — для промышленной разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем выдачи горноотводного акта и копии топографического плана с нанесением границ горного отвода. Утрата права недропользования в пределах горного отвода влечет за собой утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.

Одним из обязательных условий предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка. Условия пользования земельными участками, предоставленными для горных разработок, а также права и обязанности землепользователей в общем виде установлены земельным (ст. 40–42) и горным (ст. 22 Закона «О недрах») законодательством и концентрируются в решениях о предоставлении земельных участков.