Земельное право

Охрана земель

Общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель, регулируются нормами многих отраслей права, и в первую очередь земельного и экологического. Поэтому охрана земель — это один из центральных комплексных, межотраслевых институтов земельного и экологического права. Исходя из этого и определение понятия «охрана земель» также носит комплексный межотраслевой характер.

Действующее земельное законодательство не содержит правового определения охраны земель, однако, учитывая то, что земля как объект охраны рассматривается с точки зрения не только экосистемного подхода — как компонент природной среды, но и экономической категории и операционно-пространственного базиса — природного ресурса, в юридической литературе дается следующее определение понятия «охрана земель». Охрана земель — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на рациональное использование, воспроизводство земли как компонента природной среды и природного ресурса, на предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий. При этом под рациональным использованием земель понимается обеспечение всемиземлепользователямив процессепроизводства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 26640-85).

Основными видами негативного воздействия на землю являются водная и ветровая эрозия; опустынивание; переувлажнение и заболачивание; загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ; захламление земель промышленными и бытовыми отходами. Так, более чем в 75 городах содержание тяжелых металлов в почвах значительно превышает допустимый уровень ПДК или фоновый уровень. К опасной или умеренно опасной категории загрязнения почв такими тяжелыми металлами, как цинк, свинец, кадмий и другие, относятся более 25 городов Российской Федерации, в том числе Москва, Нижний Тагил, Череповец.

Хозяйственная и иная деятельность всех субъектов земельных отношений, оказывающая негативное воздействие на землю и окружающую среду в целом, должна осуществляться на основе определенных принципов, которые можно разделить на специальные (земельные) и общеэкологические. Только их комплексный учет может обеспечить эффективные охрану и рациональное использование земель. К специальным относятся принципы, закрепленные в ст. 1 ЗК РФ. Общеэкологические принципы содержатся в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и носят экосистемный характер.

На основе указанных принципов формируются основные цели охраны земли и меры, направленные на их реализацию.

Поэтому земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение, улучшение и восстановление благоприятных качественных свойств земли.

В п. 2 ст. 12 ЗК РФ определены две основные цели охраны земель. Первая цель — профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия. Вторая цель — обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.