Земельное право

Система и полномочия органов управления

Органы управления в области охраны и использования земель подразделяются на органы общей и специальной компетенции. По уровням осуществления управление в указанной области общественных отношений делится на федеральное, региональное (на уровне субъекта РФ) и муниципальное.

Высшим органом управления общей компетенции выступает Правительство РФ, компетенция которого, наряду с Конституцией РФ, установлена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», законодательных актов, регулирующих земельные отношения.

Компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и его высшего должностного лица определяется рядом нормативно-правовых актов и в первую очередь ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2, законодательными актами субъектов РФ, определяющими правовой статус и полномочия указанных органов, а также актами, составляющими земельное законодательство, включая законодательство субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Значительный объем компетенции возложен и на органы местного самоуправления, которые в соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Земельная управленческая компетенция этих органов закреплена также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Наряду с органами общей компетенции управление в области охраны и использования земель осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти и местного самоуправления.

В настоящее время создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, структура и правовая регламентация которой содержится в указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в последующих его редакциях. Новая система федеральных органов исполнительной власти включает:

  • министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства, а также их территориальные подразделения.

Наибольшим объемом полномочий в области управления охраной и использованием земель наделено Министерство экономического развития, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. В его ведении находится Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастре и картографии», а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании постановления Правительства от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входят:

  • государственная регистрация и ведение Единого государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
  • государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
  • ведение государственного кадастра недвижимости;
  • ведение государственного реестра кадастровых инженеров, единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, сводного государственного реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • государственный метрологический и геодезический надзорв областигеодезическойикартографической деятельности за передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных;
  • контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;
  • контроль за проведением землеустройства;
  • государственный земельный контроль;
  • государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
  • предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, является уполномоченным органом исполнительной власти в области приватизации и наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.

Министерство сельского хозяйства осуществляет реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, а также выполняет ряд других функций в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет функцию экологической экспертизы.

Федеральная служба надзора в сфере природопользования согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»3 уполномочена осуществлять государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), действующая на основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», находится в ведении Министерства сельского хозяйства и осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения биологической и химической безопасности и др.

Исходя из полномочий органов государственной власти можно выделить функции управления в области охраны и использования земель. Под функциями государственного управлениятрадиционнопонимаютсянаправления деятельностиорганов,осуществляющихуправление.

Конкретные виды и содержание функций в первую очередь зависят от цели управления. Цель управления совпадает с целью всего организационно-правового механизма охраны и использования земель, а именно:

  • обеспечением охраны земли как важнейшей составной части природы;
  • организацией рационального и целевого использования земельных ресурсов;
  • защитой законных интересов субъектов земельных отношений.

К основным функциям управления в области охраны и рационального использования земли относятся:

  • информационная функция, включающая ведение государственного кадастра недвижимости, иной документации, содержащей сведения о землях и земельных участках; мониторинг земель, сбор и обобщение иной информации, прямо или косвенно связанной с состоянием земель;
  • планирование и прогнозирование мероприятий в области использования и охраны земель;
  • землеустройство;
  • нормирование воздействий на окружающую среду, в том числе почву;
  • экологическая экспертиза;
  • государственная регистрация прав на земельные участки;
  • земельный контроль;
  • распоряжение земельными участками;
  • сбор земельного налога.

Наряду с функциями как видами регулярно осуществляемой деятельности органы управления выполняют иные отдельные юридически значимые действия. В области регулирования земельных отношений это может быть перевод земель из одной категории в другую.