Земельное право

Понятие и общая характеристика управления земельным фондом

Управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность, направленную на организацию рационального использования и охрану земли как компонента окружающей среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений.

В зависимости от классификационных признаков различают несколько видов управления.

По направлениям деятельности оно включает социально-экономическое, политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основным из которых является земля.

Оно также выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе, поскольку, во-первых, и то, и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. Непосредственно текущую управленческую деятельность реализуют органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Таким образом, объектом управления в данном случае выступают земельные общественные отношения. Субъектами управления в зависимости от вида управления выступают соответствующие государственные и муниципальные органы, общественные организации или иные ассоциации граждан, субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения. Управление в области охраны и использования земель, как и иные виды социального управления, характеризуются регламентированными направлениями деятельности, именуемыми функциями управления, формами и методами.

Под формами управления принято понимать внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются по различным классификационным признакам: на правовые и неправовые (организационные); нормативные акты и акты индивидуального характера; коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные.

Правовой формой управления является правовой документ, принимаемый (составляемый, заключаемый, ведущийся и т. д.) органом исполнительной власти (местного самоуправления). Формы правовых актов управления являются результатом нормотворчества либо правоприменения.

Под методами управления понимаются способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Их обычно подразделяют на метод убеждения и принуждения либо на следующие методы:

  • экономические (оценка земли, которая в ближайшее время должна трансформироваться в оценку объекта недвижимости как имущественного комплекса);
  • внеэкономические (к ним можно отнести метод контроля и надзора).

В основе управления охраной и использованием земель лежат следующие принципы:

  • общеправовые — присущи системе государственного управления социально-экономическим развитием;
  • специфические — вытекают из объективных законов развития общества и природы и учитываются при организации процесса управления (общеэкологические принципы);
  • отраслевые земельно-правовые.

К общеправовым принципам управления относятся следующие принципы: федерализма, местного самоуправления, вертикальной соподчиненности (он характерен для системы федеральных органов исполнительной власти), ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. К принципам экологического управления относятся принципы, предусмотренные в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Отраслевые земельно-правовые принципы закреплены в ст. 1 ЗК РФ.