Земельное право

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области».

По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

  • резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования»; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области»; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области»; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области»; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области», и ряд других нормативных актов.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

  • резервирование земель;
  • изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • взимание платы за землю;
  • осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;
  • иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.