Особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос
Впервые в истории развития земельного и водного законодательства водоохранные зоны включены в состав земель водного фонда. Само понятие «водоохранная зона» как правовой категории дано в ст. 65 ВК РФ. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима в пределах территории водоохранной зоны является неотъемлемой составной частью комплекса природоохранных мер, направленных на улучшение гидрологического, гидротехнического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий. Размеры и границы водоохранных зон, равно как и правовой режим их использования и охраны, устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
В зависимости от вида водоема ширина водоохранных зон устанавливается:
- для рек стариц и озер — от средне-многолетнего уреза воды в летний период;
- водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
- морей — от максимального уровня прилива;
- болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).
Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
Минимальная ширина водоохранных зон зависит прежде всего от протяженности от их истока и устанавливается в следующих пределах:
- до 10 км — 50 м;
- от 10 до 50 км — 100 м;
- от 50 км и более — 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 1 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны оз. Байкал устанавливается в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»1. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что значительная часть поверхностных водоемов (водотоков) в пределах границ городов и других поселений не учитывается в составе земель водного фонда, и тем не менее на водоохранных зонах должны соблюдаться все требования по установленным видам запретов хозяйственной деятельности, включая дополнительные ограничения и обременения как для граждан, так и для юридических лиц.
От водоохранных зон водных объектов необходимо отличать и другую установленную законодательством земельно-правовую категорию, а именно прибрежную защитную полосу. Если представить ее виртуально, то она находится в пределах границы водоохранной зоны вдоль береговой линии, имеет меньшие по ширине размеры, но с правовых позиций большие объемы (параметры) запретов, обременений и ограничений.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3о и 50 м для уклона 3о и более. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос исходя из практической целесообразности осуществляется одновременно в строгом соответствии с нормативно-методическими документами.
Для правового режима водоохранных зон характерно прежде всего установление запретов и ограничений на те или иные виды хозяйственной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:
- использование сточных вод для удобрения почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством, а также в области охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В пределах территорий водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
На территории прибрежных защитных полос устанавливается более строгий правовой режим охраны земель водного фонда, в том числе запретов, ограничений и сервитутов. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
В целях предотвращения истощения водных объектов и улучшения гидрологического режима прилегающих к ним земельных участков прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены, т. е. заняты лугами. Обязанности по поддержанию в надлежащем порядке и состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагаются на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим использования и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Подводя итог рассмотренным вопросам, можно отметить следующее. Решающим обстоятельством и условием отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда является не столько наличие водного объекта, сколько его государственная кадастровая регистрация и юридический факт отнесения земель, занятых водными объектами, к категории земель водного фонда.
Правовой режим земель водного фонда обусловлен целями, видами и характером водопользования, установленным водным законодательством, режимом охраны вод и в значительной мере подчинен ему.
Отличительной чертой правового режима охраны водных объектов, равно как и земель водного фонда, является бассейновый принцип государственного управления в области использования и охраны водных объектов.
4. Доминирующими факторами в определении правового режима водных объектов выступают формы и виды права собственности на воды.