Земельное право

ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Способы защиты прав на земелю

В соответствии с конституционными положениями, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, а потому споры по поводу земли подлежат разрешению по общим правилам защиты гражданских прав.

Рассматривая данную тему, необходимо ориентироваться на :

  • ст. 12 ГК РФ, где раскрывается содержание способов защиты гражданских прав;
  • гл. 9 ЗК РФ «Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров».

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности;
  • признания недействительным акта гос. органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • неприменения судом акта гос. органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Защита прав на землю - защита правомочий и интересов собственника земельного участка или землепользователя.

Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Способы защиты прав на земельные участки

1, Признание права на земельный участок. Осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить гос. регистрацию права на землю или сделки с землей.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на участок. Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях:

  • признания судом недействительным акта исполнительного органа гос. власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на участок;
  • самовольного занятия земельного участка;
  • в иных предусмотренных ФЗми случаях.

3. Пресечение действий, нарушающих право на участок или создающих угрозу его нарушения. Действия, нарушающие права на землю граждан и юр лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

  • признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления. Убытки, причиненные гражданину или юр лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юр. лица акта исполнительного органа гос. власти или органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством;
  • приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления;
  • приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

4. Возмещение убытков. Убытки, причиненные нарушением прав собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений или сносу незаконно возведенных, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В случаях изъятия участков, в том числе путем их выкупа, для гос. или муниципальных нужд, собственникам (землепользователям и землевладельцам) в соответствии со ст.63 ЗК РФ гарантируется:

  • предоставление равноценных участков или возмещение рыночной стоимости изъятого участка;
  • возмещение стоимости жилых и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых участках;
  • возмещение в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Признание права на земельный участок

Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав, который может осуществляться как самостоятельно, так и в совокупности с другими способами.

Защита прав на земельный участок посредством требования о признании права осуществляется только законными правообладателями земельных участков. Указанный в ст. 59 ЗК РФ способ защиты гражданских прав применяется обычно в случаях, когда ставится под сомнение либо отрицается наличие у лица законного права на земельный участок, что затрудняет реализацию им иных гражданских прав (например, по передаче участка в аренду, заключению договора купли-продажи и т.д.).

В случае необходимости установления факта, имеющего юридическое значение (факт владения и пользования земельным участком), данные действия осуществляются судами общей юрисдикции в порядке ст. 264-268 ГПК РФ либо арбитражным судом (ст. 217-222 АПК РФ).

Согласно п. 2 ст. 59 ЗК РФ судебное решение, установившее право па землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с земельным участком в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость. Данная норма корреспондирует положениям указанного Закона, согласно которому одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Обязательным приложением к судебному акту является кадастровый паспорт объекта недвижимости (земельного участка).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним считается юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Восстановление нарушенного права на земельный участок

Согласно ст. 60 ЗК РФ существуют две принципиально различные ситуации в сфере восстановления нарушенных прав на земельный участок:

  • 1) когда факт правонарушения уже произошел, права нарушены и нуждаются в восстановлении;
  • 2) когда налицо длящееся правонарушение (т.е. противоправное деяние началось, но еще не закончилось) либо некие действия могут в будущем нарушить права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Следовательно, в последнем случае предусмотренные ЗК РФ правозащитные меры носят превентивный характер.

В первой группе случаев, когда право граждан и юридических лиц уже нарушено, закон предусматривает следующие способы восстановления нарушенных прав на землю:

  • а) признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Под "актом" понимаются как нормативные правовые, так и индивидуальные акты, нарушающие земельные права граждан (например, повлекшие незаконное изъятие земельного участка для публичных нужд);
  • б) прекращение самовольного занятия земельного участка. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Гражданин или юридическое лицо, права на земельный участок которого нарушены вследствие самовольного захвата, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании своего имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения.

В случае принятия судом соответствующего решения о возврате собственнику самовольно занятого земельного участка собственник может потребовать возмещения всех доходов, которые извлекло или должно было извлечь лицо, незаконно владеющее земельным участком (ст. 303 ГК РФ), в том числе незаконно собранный урожай, незаконные доходы от предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией участка, и т.д.

Правообладатель земельного участка может предъявить негаторный иск об устранении препятствий по реализации права собственности (иных прав на участок), не связанного с лишением владения.

В случаях если противоправное деяние не закончилось либо только может произойти и причинить вред охраняемым законом земельным правам граждан и юридических лиц, законодатель предусматривает следующие варианты пресечения таких деяний:

  • 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

Приостановление исполнения

Данная процедура весьма подробно представлена в Конституции РФ и федеральном законодательстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Данный механизм конкретизирован Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно ст. 29 данного Закона в период действия указа Президента РФ о приостановлении действия актов органов государственной власти субъектов РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом РФ, либо вносящего в него необходимые изменения.

Однако высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

Кроме Президента РФ, функциями по приостановлению исполнения не соответствующих законам актов органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) наделен и Конституционный Суд РФ. Согласно ст. 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ;

Приостановление экологически вредной деятельности

Данную норму следует рассматривать в контексте экологического законодательства.

Согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения вправе подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 2 ст. 34 того же Закона нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Однако данный порядок приостановления (прекращения) экологически вредной деятельности на практике пока применяется слабо, поскольку упомянутого в ст. 60 ЗК РФ постановления Правительства РФ не принято, а потому не установлен четкий механизм (порядок) ограничения, прекращения и приостановления такой деятельности при нарушении экологического законодательства. Принятие соответствующих подзаконных актов будет являться одной из приоритетных задач совершенствования экологического законодательства;

Пресечение действий

Данная возможность представляется весьма важной в контексте ст. 1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Перечень мер по пресечению действий, нарушающих земельные права граждан, указанный выше, не является исчерпывающим и может быть дополнен мерами по самозащите права; признании сделок недействительными; обжаловании в суд действий (бездействий) должностных лиц и т.д.

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной 1!.тети, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В сфере земельных отношений данную конституционную возможность конкретизирует ст. 61 ЗК РФ. Согласно данной статье ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на регулирование определенной группы общественных отношений (в пашем случае земельных), рассчитанный на неоднократное применение и неопределенный круг лиц. Ненормативный акт - это однократно реализуемое, индивидуальное юридически значимое решение органа государственной власти или местного самоуправления (например, об отказе в приватизации земельного участка). Нормативные и ненормативные акты могут приниматься органами государственной власти и местного самоуправления только в пределах их компетенции.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 АПК РФ. Производство по данной категории дел возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Необходимо иметь в виду, что не все дела рассматриваемой категории подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Согласно ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ подлежат рассмотрению Конституционным Судом РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Существует несколько способов возмещения вреда, в том числе возмещение вреда в натуре и возмещение причиненных убытков (ст. 1082 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Как следует из ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки гражданам и юридическим лицам подлежат возмещению в случаях, если они были приняты не только исполнительным органом государственной власти, по и актом органа местного самоуправления. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что органы местного самоуправления также располагают возможностями издавать нормативные либо ненормативные акты, причиняющие ущерб гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 214 ГК РФ казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В случае если в соответствии с ГК РФ или иными нормативными правовыми актами возмещение вреда должно осуществляться за счет казны, данная обязанность возлагается на соответствующий финансовый орган. До вступления в силу с 1 января 2000 г. БК РФ не возникало вопросов о том, какой орган должен выступать в суде, например, от имени казны РФ, поскольку таковым являлось Министерство финансов РФ. В силу же п. 10 ст. 158 БК РФ в суде от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Существует достаточно обширная судебная практика по признанию недействительными ненормативных и реже нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в области использования и охраны земель.

Рассмотрение земельных споров

В настоящий момент отсутствует общепринятое понятие земельного спора. Так, В. М. Дикусар считал, что земельный спор - это "обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений".

По мнению других авторов, земельные споры - "это разногласия (конфликты) между заинтересованными сторонами по поводу принадлежности им того или иного земельного участка и реализации своих земельных прав, законных интересов, исполнения возложенных на них обязанностей".

В юридической литературе различают 3 категории споров, возникающих из земельных отношений:

  • 1. Земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
  • 2. Земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением.
  • 3. Имущественные споры, возникающие из земельных отношений. Здесь нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для гос. и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков.

Сам ЗК РФ неоднократно упоминает судебное рассмотрение различных земельных споров, в том числе в п. 9 ст. 22, п. 8 ст. 23, п. 9 и 10 ст. 30, п. 9 ст. 31, п. 3 ст. 45 и ряде других, которые вполне укладываются в вышеприведенную классификацию.

Рассмотрение земельных споров - один из традиционных институтов земельного права.

Центральной тенденцией земельной реформы являлся переход от преимущественно административного порядка рассмотрения споров, доминировавшего в дореформенный период, к судебно-арбитражному порядку. В этом смысле ст. 64 ЗК РФ продолжает данную стратегию, нормативно закрепив возможность по усмотрению сторон передать земельный спор на рассмотрение третейского суда.

Как отмечалось в научной литературе, исходя из буквального толкования положений ст. 64 ЗК РФ, административный порядок рассмотрения споров не применяется. Однако было бы неправильным утверждать, что устранена административная форма защиты нарушенных или оспоренных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Представляется, что граждане и организации вправе обращаться за защитой своего права в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или местного самоуправления. Таким образом, у лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд.

К этому следует добавить, что кроме обращения за защитой своих земельных прав в вышестоящие (по подчиненности) органы публичной власти граждане и юридические лица могут направлять свои жалобы и заявления высшим должностным лицам страны (Президенту РФ и председателю Правительства РФ), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в органы прокуратуры, а также иным должностным лицам вне зависимости от использования судебных механизмов защиты своих нрав.

В соответствии с Конституцией PФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ), арбитражными (ст. 27 АПК РФ) и третейскими (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ) судами.

Земельные споры: понятие и их виды

Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры, а также при равноправии всех ее участников перед законом.

Классификация земельных споров может осуществляться по нескольким признакам. Как правило, категории земельных споров напрямую зависят от причины, связанной с их возникновением.

Выделяют следующие виды земельных споров:

Земельные споры по предоставлению участков:

  • возникающие в связи с нарушением установленных правил предоставления участков и лишения права на владение;
  • возникающие из-за лишения возможности владения участком в установленных границах, которое произошло ввиду проведения отвода участков;

Земельные споры при пользовании участками:

  • вмешательство постороннего лица в ведение хозяйственной деятельности;
  • вмешательство и создание всевозможных помех, которые лишают возможности нормального землевладения.

Земельные споры при изъятии участков:

  • принятие незаконного решения об изъятии;
  • наличие незаконных требований о прекращении договора временного пользования.

Земельные споры по возмещению убытков:

  • взыскание убытков от неправомерных действий;
  • взыскание убытков от правомерных действий.

Субъекты и объекты земельного спора. Срок давности земельного спора

На законодательном уровне выделены следующие субъекты спора:

  • физические лица, обязанные уплачивать налог на землю;
  • юридические лица, обязанные уплачивать налог на землю.

В качестве объекта спора выступает право собственности на определенный участок земли.

Исковая давность на земельные споры вызывает множество дискуссий, ведь для них не совсем подходит установленный на общих основаниях срок в три года.

В некоторых случаях, срок исковой давности составляет именно эти три года, если речь идет о заключении небольшой сделки. В такой ситуации срок начинается исчисляться с момента заключения договора.

Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.

Порядок, в котором проводится разрешение земельных споров

Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.

Порядок проведения всех необходимых процедур, направленных на защиту конституционных прав и свобод каждого гражданина, определяется в соответствии с подведомственностью, урегулированной процессуальным законодательством. Так, любое подобное нарушение между субъектами может быть рассмотрено путем обращения гражданина:

  • в арбитражный суд;
  • в мировой суд;
  • в третейский суд.

Процессуальные особенности земельных споров определены земельным и гражданским законодательствами. В отдельных случаях, установленных законодательством, решение земельных споров между субъектами может также проводиться и в административном порядке.

Такое решение может быть в дальнейшем оспорено путем обращения в суд. Порядок разрешения земельных споров установлен гражданско-процессуальным законодательством.

Порядок, по которому осуществляется рассмотрение земельных споров в суде

Процесс рассмотрения земельных споров в ходе судебного заседания следующий:

1. На первом этапе происходит обращение в суд для обеспечения защиты своих конституционных прав, то есть нарушенного земельного права. Обращение должно быть выражено в виде подачи искового заявления, содержащего в себе все обстоятельства нарушения.

В обязательном порядке исковое заявление должно содержать наименования сторон, их точные адреса проживания или нахождения, цену иска, обстоятельства, которые выступают в качестве обоснования требования, а также полный перечень всех прилагаемых к документу ходатайств.

В течение месяца после принятия искового заявления суд должен провести его рассмотрение.

2. На втором этапе после рассмотрения заявления происходит возбуждение дела о необходимости провести рассмотрение земельного спора в ходе судебного заседания. На данном этапе суд проверяет все представленные доказательства, а также вызывает и опрашивает обе стороны об известных обстоятельствах спора. Кроме того, суд имеет право при необходимости запросить дополнительные документы.

3. Следующий этап – вступительный, на котором происходит открытие судебного заседания и установление особого режима его проведения. Так, к примеру, в заседании имеют право принимать участие только лица, между которыми произошел спор. Прочие лица, находящиеся в зале, должны соблюдать тишину, в противном случае судья будет вынужден вынести определение о наложении на виновных санкции.

На данном же этапе осуществляется проверка явки всех сторон, а также прочих участников рассмотрения дела. Явившимся должны быть разъяснены их права и обязанности.

4. Далее стадия непосредственно самого судебного разбирательства. В ходе его проведения осуществляется доклад дела, заслушивание всех участников дела, начиная с истца и ответчика, проведение оценки всех представленных доказательств.

5. Заключительная стадия рассмотрения земельного спора в ходе судебного заседания – принятие решения. Оно в обязательном порядке должно быть обоснованным и законным. Кроме того, судья должен основываться только на представленных ему для рассмотрения доказательствах, а не на своих предположениях и предпочтениях. Проигравшей стороне придется уплатить судебные издержки истца.

Порядок рассмотрения земельных споров в третейском суде

Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с землей, рассматривают передачу в третейский суд в качестве альтернативной формы защиты своих конституционных прав.

Согласно гражданскому праву решение, принятое третейским судом, не несет никаких юридических последствий.

Следовательно, любое решение, принятое данным судом, исполняется сторонами в добровольном порядке. Принудительное исполнение принятого решения находится за пределами компетенции третейского суда и возможно только после вынесения соответствующего решения мировым или арбитражным судом.

Отдельно стоит сказать, что обязанность по проведению государственной регистрации прав на недвижимость, всех совершаемых с ней действий, не может учитываться в качестве основания, препятствующего передаче дела о защите нарушенных земельных прав в третейский суд.

В отличие от решений мирового или арбитражного суда решение, принятое третейским судом, становится обязательным для исполнения только после прохождения им ряда процедур, среди которых получение соответствующего исполнительного листа. В ходе государственной проверки выявляется соответствие:

  • соблюдение установленных на федеральном уровне гарантий прав и свобод граждан;
  • соблюдение правил формирования состава суда;
  • соответствие принятого решения суда принципам российского законодательства.

При рассмотрении дел в третейском суде следует руководствоваться Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо. В случае отсутствия добровольного исполнения решения третейского суда в установленный срок оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Земельный процесс и специализированные земельные суды

В настоящий момент на страницах юридических научных изданий активно обсуждаются как минимум два вопроса, имеющие отношение к рассматриваемой теме.

Первый касается необходимости создания специализированных земельных судов в России. Ряд ученых доказывает оправданность создания таких судов с особыми полномочиями, позволяющими им глубоко вникать в вопросы земельного права, вплоть до осуществления в ряде случаев исполнительно-распорядительных функций. За судами общей юрисдикции предлагается оставить надзор за решениями земельного суда с правом оставления в силе его решений либо их отмены, но не рассмотрения спора но существу. В доказательство такой позиции приводится опыт Англии, где действуют специальные суды по земельным вопросам, Германии со специальными судами по сельскохозяйственным землям. Система специальных судов, куда входит и земельный трибунал, действует в Гонконге.

Такие специализированные суды могли бы рассматривать земельные споры о границах, площади земельных участков, об определении долей, о выселении с самовольно занятых и (или) застроенных земельных участков, заявления о правомерности привлечения к юридической ответственности за земельные правонарушения, об обжаловании актов о предоставлении участков и т.д.

Второй вопрос касается признания самостоятельности земельного процесса как правового института земельного права. Исходной здесь является позиция о том, что каждой отрасли материального права соответствует отрасль процессуального права.

В данном споре представляется необходимым поддержать Б. Ж. Абдраимова, отмечавшего, что "вопрос о самостоятельности земельного процесса как правового института, как подотрасли земельного права или самостоятельной процессуальной отрасли может быть поставлен только тогда, когда будет накоплен значительный правовой массив, который позволит сформулировать общие и особенные положения, особого правового института в системе земельного права - земельного процесса. На данном же этапе задачей науки земельного права является выявление "пробелов" в законодательстве, неудачных законодательных решений, а также выработка научных рекомендаций по совершенствованию процессуальных форм реализации норм земельного права".

Контрольные вопросы

1) Дайте определение земельного спора.

2) Назовите гражданско правовые способы защиты права.

3) Каким образом можно признать недействительным акт, нарушающий права собственника участка.

4) В каком порядке может быть урегулирован земельный спор.

5) Что является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок.

6) В какой суд территориально следует обратиться в случае нарушения прав на земельный участок.

7) Какие способы восстановления нарушенных прав на землю предусматривает закон.

8) Каковы последствия признания постройки самовольной.