Земельное право

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Общая характеристика права собственности на землю

До 1990 г. В нашей стране существовала исключительно государственная собственность на землю. Основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование.

Современная российская система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве - праве собственности.

Право собственности подразделяется на три основные формы в зависимости от субъектов права - правообладателей. Выделяют государственную, муниципальную и частную собственность на земельные участки. При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер.

Так, собственник обязан соблюдать установленное целевое назначение земельного участка, соблюдать ограничения, установленные для оборота земельных участков. Он должен осуществлять свои правомочия с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Распоряжение землей может выражаться в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи.

Понятие и содержание права частной собственности на земельные участки

В объективном право частной собственности на землю представляет собой комплексный (межотраслевой) институт права, содержащий нормы, определяющие границы возможных действий физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, которые на основании закона не ограничены и не изъяты из гражданского оборота.

Субъективное право частной собственности на землю - это установленная объективным правом возможность субъектов земельных отношений свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого сособственника известна заранее.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законом не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

На основании положений ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:

  • ‒ использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством;
  • ‒ возводить здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • ‒ проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • ‒ осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

Право государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • ‒ федеральной собственности;
  • ‒ собственности субъектов РФ (региональной).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • ‒ которые признаны таковыми федеральными законами;
  • ‒ право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • ‒ которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Собственность на землю субъектов Российской Федерации

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • ‒ которые признаны таковыми федеральными законами;
  • ‒ право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • ‒ которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • ‒ которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов.

Право муниципальной собственности на землю

Право муниципальной собственности на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления вправе передавать земельные участки физическим и юридическим лицам во временное и постоянное (бессрочное) пользование, аренду, в собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • ‒ которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • ‒ право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • ‒ которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • ‒ которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

Ограничения прав собственников земельных участков

В нормативных правовых актах РФ отсутствует четкое разграничение понятий "ограничения", "обременения" и "пределы" осуществления правомочий собственников земельных участков. По своей сути ограничения права собственности касаются не права, а лишь осуществления правомочий собственника участка.

Целевое назначение и разрешенное использование земельного участка являются не ограничениями, а определяют пределы (границы) правомочий собственника. Установление для отдельно взятого участка определенного целевого назначения никак не уменьшает объем правомочий собственника, а показывает границы его возможностей по использованию земельного участка.

Ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Ограничения прав собственников земельных участков всегда безвозмездны, в отличие от возмездных обременении.

Сервитут занимает особое место среди обременений прав на землю и может быть как возмездным, так и безвозмездным. Он является способом обременения земельного участка, препятствием в реализации правомочий собственника.

По содержанию ограничения прав на землю можно классифицировать в две большие группы:

  • ‒ ограничения права юридического распоряжения;
  • ‒ ограничение права пользования объектом.

Ограничение права владения земельным участком вряд ли может представлять особый интерес, поскольку при лишении собственника правомочия владения утрачивается всякий смысл сохранять за ним право собственности на этот земельный участок. Ограничения правомочия владения могут устанавливаться законом, как правило, на определенный срок и носят временный характер (например, при реквизиции земельных участков).

По властному органу, непосредственно принимающему решение об установлении ограничений, следует выделить судебные органы, а также органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления.

По сроку действия ограничения бывают бессрочными или установленными на определенный срок.

Можно выделить четыре вида ограничений нрав на земельные участки:

  • ‒ конституционно-правовые ограничения;
  • ‒ градостроительные ограничения;
  • ‒ земельно-правовые ограничения;
  • ‒ эколого-правовые ограничения.

Конституционно-правовые ограничения

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничение прав должно быть соразмерно конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов.

Градостроительные ограничения

Назначение градостроительного законодательства заключается в том, чтобы определить права собственников недвижимости в части видов разрешенного использования и параметров изменений (строительства) объектов недвижимости, а также обеспечить контроль (надзор) за соблюдением этих прав. Из трех правомочий собственника градостроительное законодательство регламентирует прежде всего право пользования. Виды разрешенного использования недвижимости (магазин, офис, жилье) и ее параметры (этажность, общая площадь) определяют величину пользы, которую конкретный объект недвижимости может принести ее собственнику. Устанавливая такое право, градостроительное законодательство предопределяет стоимость недвижимости не только на текущий момент, но и в будущем.

Земельно-правовые ограничения

К их числу следует отнести, во-первых, ограничения прав на землю в интересах объектов специального назначения (транспорта, связи и т.д.). Например, такого рода ограничения хозяйственной деятельности в целях обеспечения надлежащих условий эксплуатации автомобильных дорог и нормальной работы автотранспорта предусмотрены ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Другой разновидностью данной группы ограничений является резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.1 ЗК РФ). Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Собственник земельного участка, попавшего в пределы зарезервированной территории, может быть ограничен в праве пользования им. С момента резервирования участка его собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например в части застройки участка, или иных действий, связанных с повышением стоимости земли.

В-третьих, к числу земельно-правовых следует отнести ограничения оборота земельных участков, предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами. Так, согласно ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения продавец земельного участка обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ (или орган местного самоуправления) о предстоящей продаже земельного участка, и такой орган публичной власти имеет право преимущественной покупки данного земельного участка.

Эколого-правовые ограничения

Это один из наиболее распространенных видов ограничений, означающий запрет причинения ущерба окружающей среде. Данная задача решается различными способами.

Во-первых, определенным территориям придается особый эколого-правовой статус (особо охраняемых природных территорий или зон экологического бедствия). Ограничения по осуществлению хозяйственной и иной деятельности устанавливаются как в границах таких территорий, так и на прилегающих охранных зонах.

Во-вторых, территориальные экологические ограничения устанавливаются в целях защиты населения от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, посредством создания санитарно-защитных зон).

В-третьих, экологические ограничения могут устанавливаться в целях охраны не человека, а объектов животного и растительного мира, водных объектов (водоохраной зоны), сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и т.д.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками

С 1 марта 2015 года статьи Земельного кодекса о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком утратили силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ). Основные положения данного института земельного права следует понимать как историю вопроса.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (1.11.2001), сохраняется. После этой даты предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Переход права пожизненного наследуемого владения от одного лица к другому осуществляется исключительно путем наследования по закону.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность в соответствии с законодательством.

Право пользования земельными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

С 1 марта 2015 года статьи Земельного кодекса о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком утратили силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ). Основные положения данного института земельного права следует понимать как историю вопроса.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов.

Граждане вправе, а юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору.

В соответствии со статьей 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

Статья 39.10 ЗК РФ предполагает заключение специальных договоров о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, либо, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  • ‒ органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) и казенным предприятиям на срок до одного года;
  • ‒ в виде служебных наделов работникам организаций в случаях на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией (категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации);
  • ‒ религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
  • ‒ религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
  • ‒ лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
  • ‒ гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
  • ‒ для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
  • ‒ гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
  • ‒ гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
  • ‒ гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
  • ‒ садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  • ‒ некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
  • ‒ лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
  • ‒ лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;
  • ‒ некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;
  • ‒ лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
  • ‒ лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
  • ‒ гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • ‒ Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если на таком земельном участке не планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
  • ‒ акционерному обществу "Почта России" в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных законом (смотри список выше).

В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, договор безвозмездного пользования таким земельным участком должен предусматривать обязательство лица, с которым заключается договор безвозмездного пользования таким земельным участком, за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство указанного лица осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет. В этом случае срок договора безвозмездного пользования земельным участком устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с огородническим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.

В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Сервитуты земельных участков

Земельный и Гражданский кодексы рассматривают сервитут в качестве вторичного вещного права.

Однако возможно рассмотрение сервитута в качестве обременения земельного участка. С точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права. С точки зрения соседей, сервитут - это право пользования чужим земельным участком.

Сервитуты могут возникать на основании договора или закона.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Статья 23 ЗК РФ содержит перечень публичных сервитутов. Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • ‒ прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ‒ размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • ‒ проведения дренажных работ на земельном участке;
  • ‒ забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • ‒ прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • ‒ сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • ‒ использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Кроме того, в ст. 39.37 ЗК РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ) специально предусмотрена возможность установления сервитута для использования земель в следующих целях:

  • ‒ размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием участков, на которых они ранее располагались, для публичных нужд (далее также - инженерные сооружения);
  • ‒ складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  • ‒ устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
  • ‒ размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • ‒ проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Установление сервитута для перечисленных выше целей осуществляется независимо от формы собственности на участок.

Однако, в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства установление сервитута не допускается. Из этого правила имеются исключения. Сервитут может быть установлен, если это требуется для:

  • ‒ подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • ‒ эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • ‒ размещения инженерных сооружений, которые переносятся с участков, изымаемых для публичных нужд.

Решение об установлении сервитута должно содержать следующую информацию:

  • цель установления сервитута;
  • сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении сервитута;
  • сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием участка для публичных нужд, в случае, если сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;
  • кадастровые номера (при их наличии) участков, в отношении которых устанавливается сервитут, адреса или описание местоположения таких участков;
  • срок сервитута;
  • срок, в течение которого использование участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);
  • реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, в случае, если решение об установлении сервитута принималось в соответствии с определенными документами (об утверждении документа территориального планирования и т. п.);
  • реквизиты актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на участки в границах таких зон в случае, если сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;
  • порядок расчета и внесения платы за сервитут в случае установления сервитута в отношении земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
  • график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается сервитут, в случае установления сервитута в отношении земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
  • указание на обязанность обладателя сервитута привести участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании сервитута, в установленные законом сроки (не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута).

Обладатель публичного сервитута вправе отказаться от осуществления сервитута в любое время. Такой отказ не освобождает его от обязанностей привести участок в состояние, пригодное для использования, снести объекты, размещенные им на основании сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка.

Обладатель публичного сервитута вправе до окончания срока сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.

Контрольные вопросы

1) Перечислите виды прав на землю.

2) Что является муниципальная собственность на землю.

3) Что такое государственная собственность на землю и каковы ее виды.

4) Назовите субъектов частной собственности на землю.

5) Кого называют правообладателями земельных участков.

6) Охарактеризуйте правомочия землевладельца.

7) Кто такие землепользователи.

8) Что такое служебный надел.

9) Как Вы определите сущность сервитута.

10) Кто устанавливает публичный сервитут.

11) Перечислите возможные ограничения прав собственников земельных участков.