↑ 

domir.ru

ДоМир — Домашний Мир

Земельное право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие и система органов управления земельным фондом

В самом общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель.

К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений относится:

К полномочиям субъектов РФ относятся:

Под муниципальным управлением в сфере использования и охраны земель понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на обеспечение устойчивого развития территорий и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечение рационального использования и охраны земель в границах муниципальных образований.

Полномочия органов общей и специальной компетенции

К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных задач.

К числу государственных органов общей компетенции относятся и органы исполнительной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно.

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель.

Можно выделить органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

Среди органов межотраслевой компетенции можно назвать:

‒ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и подведомственные этому министерству организации:

К органам отраслевой компетенции можно отнести:

Особо следует упомянуть некоторые государственные службы:

‒ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В подчинении данной службы находится Федеральная кадастровая палата (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Ряд надзорных функций в сфере землепользования осуществляют:

Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)

Земельный контроль – это деятельность компетентных органов, обеспечивающая соблюдение земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Земельный контроль может иметь несколько стадий:

Можно выделить несколько видов земельного контроля:

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны организаций и граждан требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Контроль предполагает также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований правовых норм при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Деятельность органов регламентирована Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1.

Государственный земельный надзор осуществляется федеральными службами и их территориальными органами:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок. Последние проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов публичной власти, граждан и организаций документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Муниципальный контроль

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов РФ – городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия уполномоченными органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Правовая база деятельности органов органами территориального общественного самоуправления содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Производственный контроль

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный мониторинг земель

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

Проведение мониторинга регламентирует Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения"

Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

Выявляются также изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Порядок мониторинга земель сельскохозяйственного назначения регламентируется отдельным нормативным актом - Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 N 664 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения"

Понятие и содержание землеустройства

Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов содержатся в Федеральном законе от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и организациями земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Основаниями проведения землеустройства являются:

Предусмотрены следующие процедуры и виды землеустроительных работ:

Оформляется различная документация, где фиксируются результаты работы. К видам землеустроительной документации относятся:

‒ генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело. Оно включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Единый государственный реестр недвижимости

Основы правового положения государственной регистрации недвижимого имущества закрепляет Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Законом введено понятие единого государственного реестра недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии законом сведений.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в реестре недвижимости, осуществляют подразделения ‒ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В подчинении данной службы находится Федеральная кадастровая палата (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

К компетенции Росреестра при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает в себя, в частности, реестр объектов недвижимости (называется также - "кадастр недвижимости")

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

В отношении земельных участков имеют значение дополнительные сведения, вносимые в кадастр недвижимости:

Органом регистрации прав ведутся публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты в электронной форме. Доступ к публичной кадастровой карте возможен в сети «Интернет» по ссылке https://pkk.rosreestr.ru/.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости предоставляются по запросам любых лиц, в том числе посредством использования сети "Интернет" по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ с учетом особенностей, указанных в ст. 70.1 ЗК РФ.

В отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или организациям, резервирование допускается помимо указанных в с.т 49 также в случаях, связанных с:

Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

В частности, в связи со строительством или реконструкцией следующих объектов:

В случае принятия решения о резервировании правообладатели участков могут настии определенные ограничения.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании, прекращается по следующим причинам:

Своеобразной разновидностью резервирования можно считать ограничение прав собственника предстоящим изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (Глава VII.1 ЗК РФ) . С момента государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о таком предстоящем изъятии участка собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например, в части застройки земельного участка или иных действий, связанных с повышением стоимости земли.

Контрольные вопросы

1) Дайте определение земельного фонда.

2) Опишите систему органов управления земельным фондом России.

3) Перечислите органы общей компетенции в сфере земельных отношений.

4) Перечислите органы специальной компетенции в сфере земельных отношений.

5) Что представляет собой государственный мониторинг земель.

6) Сформулируйте понятие землеустройства и кратко опишите его содержание.

7) Что представляет из себя Государственный кадастр недвижимости.

8) Какой орган уполномочен вести Государственный кадастр недвижимости.

9) Что такое землеустройство.

10) Назовите основные полномочия Федеральной кадастровой палаты.



Оглавление
 
***
ПОГАДАЕМ НА КАРТАХ
***
СЛУЧАЙНЫЙ АНЕКДОТ
***
ПОГАДАЕМ НА КНИГЕ
***