Земельное право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие и система органов управления земельным фондом

В самом общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель.

К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • ‒ установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • ‒ установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • ‒ государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
  • ‒ установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • ‒ резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • ‒ разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель
  • ‒ и т.д.

К полномочиям субъектов РФ относятся:

  • ‒ резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
  • ‒ разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
  • ‒ иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Под муниципальным управлением в сфере использования и охраны земель понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на обеспечение устойчивого развития территорий и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечение рационального использования и охраны земель в границах муниципальных образований.

Полномочия органов общей и специальной компетенции

К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных задач.

К числу государственных органов общей компетенции относятся и органы исполнительной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно.

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель.

Можно выделить органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

Среди органов межотраслевой компетенции можно назвать:

‒ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и подведомственные этому министерству организации:

  • ‒ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • ‒ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • ‒ Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
  • ‒ Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
  • ‒ Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);
  • ‒ Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

К органам отраслевой компетенции можно отнести:

  • ‒ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);
  • ‒ Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) и подведомственные этому министерству организации:
  • ‒ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
  • ‒ Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
  • ‒ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
  • ‒ Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
  • ‒ Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);

Особо следует упомянуть некоторые государственные службы:

‒ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В подчинении данной службы находится Федеральная кадастровая палата (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Ряд надзорных функций в сфере землепользования осуществляют:

  • ‒ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • ‒ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)

Земельный контроль – это деятельность компетентных органов, обеспечивающая соблюдение земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Земельный контроль может иметь несколько стадий:

  • 1) информационно-правовая при сборе материалов - проверка законности оснований землепользования, выявление межевых и иных разделительных знаков, обследование фактического состояния и целевого землепользования, установление неиспользуемых или ненадлежаще используемых земель;
  • 2) принятие решения по результатам проведенного контроля - основывается на данных проверок и обследований путем анализа материалов, решение может быть предварительным с проведением дополнительных проверок или окончательным, единоличным или комиссионным;
  • 3) исполнение решения.

Можно выделить несколько видов земельного контроля:

  • ‒ Государственный земельный надзор
  • ‒ Муниципальный контроль
  • ‒ Общественный земельный контроль
  • ‒ Производственный контроль

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны организаций и граждан требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Контроль предполагает также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований правовых норм при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Деятельность органов регламентирована Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1.

Государственный земельный надзор осуществляется федеральными службами и их территориальными органами:

  • ‒ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • ‒ Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • ‒ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

  • ‒ требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • ‒ требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  • ‒ требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • ‒ требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • ‒ требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • ‒ требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • ‒ требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

  • ‒ требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • ‒ требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • ‒ требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
  • ‒ требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
  • ‒ обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
  • ‒ предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

  • ‒ обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
  • ‒ требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • ‒ режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • ‒ требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • ‒ предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок. Последние проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов публичной власти, граждан и организаций документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Муниципальный контроль

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов РФ – городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия уполномоченными органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Правовая база деятельности органов органами территориального общественного самоуправления содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Производственный контроль

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный мониторинг земель

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

Проведение мониторинга регламентирует Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения"

Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

Выявляются также изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

  • ‒ дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • ‒ сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • ‒ наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • ‒ сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
  • ‒ землеустроительной документации;
  • ‒ материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • ‒ сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • ‒ данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • ‒ результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
  • ‒ данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

  • ‒ общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель - земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации <1>);
  • ‒ общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • ‒ площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • ‒ площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;
  • ‒ площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
  • ‒ площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования, исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • ‒ площадь застроенных земель в разрезе категорий;
  • ‒ общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
  • ‒ иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Порядок мониторинга земель сельскохозяйственного назначения регламентируется отдельным нормативным актом - Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 N 664 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения"

Понятие и содержание землеустройства

Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов содержатся в Федеральном законе от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и организациями земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

  • ‒ установления или изменения границ объектов землеустройства;
  • ‒ выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • ‒ проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основаниями проведения землеустройства являются:

  • ‒ решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
  • ‒ договоры о проведении землеустройства;
  • ‒ судебные решения.

Предусмотрены следующие процедуры и виды землеустроительных работ:

  • ‒ изучение состояния земель;
  • ‒ геодезические и картографические работы;
  • ‒ почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • ‒ оценка качества земель;
  • ‒ инвентаризация земель;
  • ‒ планирование и организация рационального; использования земель и их охраны;
  • ‒ описание местоположения границ объектов землеустройства;
  • ‒ установление на местности границ объектов землеустройства.

Оформляется различная документация, где фиксируются результаты работы. К видам землеустроительной документации относятся:

‒ генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

  • ‒ карты (планы) объектов землеустройства;
  • ‒ проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • ‒ проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
  • ‒ материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • ‒ тематические карты и атласы состояния и использования земель.
  • ‒ законодательством могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело. Оно включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Единый государственный реестр недвижимости

Основы правового положения государственной регистрации недвижимого имущества закрепляет Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Законом введено понятие единого государственного реестра недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии законом сведений.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в реестре недвижимости, осуществляют подразделения ‒ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В подчинении данной службы находится Федеральная кадастровая палата (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

К компетенции Росреестра при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

  • ‒ прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • ‒ проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
  • ‒ проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
  • ‒ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
  • ‒ выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  • ‒ ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
  • ‒ принятие на учет в установленном порядке бесхозяйных недвижимых вещей;
  • ‒ и некоторые другие действия.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает в себя, в частности, реестр объектов недвижимости (называется также - "кадастр недвижимости")

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

  • ‒ вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
  • ‒ кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
  • ‒ описание местоположения объекта недвижимости;
  • ‒ ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения кадастрового номера;
  • ‒ кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости ( исходный объект) образован новый объект недвижимости (образованный объект недвижимости);
  • ‒ кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
  • ‒ сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;
  • ‒ кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства и т. п.), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
  • ‒ площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
  • ‒ основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;
  • ‒ степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;
  • ‒ основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  • ‒ проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  • ‒ количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);
  • ‒ номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
  • ‒ сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;
  • ‒ материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
  • ‒ год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;
  • ‒ сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;
  • ‒ номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ;
  • ‒ кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;
  • ‒ кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости;
  • ‒ вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • ‒ сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  • ‒ кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости;
  • ‒ кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • ‒ номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

В отношении земельных участков имеют значение дополнительные сведения, вносимые в кадастр недвижимости:

  • ‒ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • ‒ сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • ‒ категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • ‒ вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;
  • ‒ сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута;
  • ‒ сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств;
  • ‒ сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;
  • ‒ сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • ‒ назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание;
  • ‒ назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
  • ‒ сведения о результатах проведения государственного земельного надзора;
  • ‒ сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;
  • ‒ сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;

Органом регистрации прав ведутся публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты в электронной форме. Доступ к публичной кадастровой карте возможен в сети «Интернет» по ссылке https://pkk.rosreestr.ru/.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости предоставляются по запросам любых лиц, в том числе посредством использования сети "Интернет" по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ с учетом особенностей, указанных в ст. 70.1 ЗК РФ.

В отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или организациям, резервирование допускается помимо указанных в с.т 49 также в случаях, связанных с:

  • ‒ размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • ‒ размещением объектов обороны и безопасности;
  • ‒ созданием особо охраняемых природных территорий;
  • ‒ строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов;
  • ‒ созданием объектов инфраструктуры особой экономической зоны, и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

В частности, в связи со строительством или реконструкцией следующих объектов:

  • ‒ объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • ‒ объекты использования атомной энергии;
  • ‒ объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • ‒ объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • ‒ объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • ‒ линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • ‒ объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • ‒ автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В случае принятия решения о резервировании правообладатели участков могут настии определенные ограничения.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании, прекращается по следующим причинам:

  • ‒ истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • ‒ предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • ‒ отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
  • ‒ изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • ‒ решение суда, вступившее в законную силу.

Своеобразной разновидностью резервирования можно считать ограничение прав собственника предстоящим изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (Глава VII.1 ЗК РФ) . С момента государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о таком предстоящем изъятии участка собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например, в части застройки земельного участка или иных действий, связанных с повышением стоимости земли.

Контрольные вопросы

1) Дайте определение земельного фонда.

2) Опишите систему органов управления земельным фондом России.

3) Перечислите органы общей компетенции в сфере земельных отношений.

4) Перечислите органы специальной компетенции в сфере земельных отношений.

5) Что представляет собой государственный мониторинг земель.

6) Сформулируйте понятие землеустройства и кратко опишите его содержание.

7) Что представляет из себя Государственный кадастр недвижимости.

8) Какой орган уполномочен вести Государственный кадастр недвижимости.

9) Что такое землеустройство.

10) Назовите основные полномочия Федеральной кадастровой палаты.