Земельное право

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Понятие земельного права и его место в системе права России

Земля является важнейшим, стержневым компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости.

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом - землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром.

Земельное право взаимосвязано с рядом других отраслей российского права. В частности, существует весьма тесная взаимосвязь земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земельное право, как отрасль права использует определенные методы регулирования отношений.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

  • 1) императивный метод (метод власти-подчинения) - это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
  • 2) диспозитивный метод - это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права - это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Принципы земельного права

В статье 1 Земельного кодекса определены основные принципы, на которых базируется земельное законодательство.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости. Собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане, общественные организации (объединения) и религиозные организации вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков. Исключения из этого правила могут устанавливаться только федеральными законами.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. Платность использования земли. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

8. Деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении режима земель должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

  • 1) право собственности и иные вещные права на землю;
  • 2) управление земельными ресурсами Российской Федерации;
  • 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  • 4) правовую охрану земель;
  • 5) управление в сфере использования и охраны земель;
  • 6) правовое регулирование платы за землю;
  • 7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают:

  • 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  • 2) правовой режим земель населенных пунктов;
  • 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
  • 4) правовой режим земель природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • 5) правовой режим земель лесного фонда;
  • 6) правовой режим земель водного фонда;
  • 7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части.

Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель.

Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

Регулятивные правоотношения - это совершение участниками отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

Материальные правоотношения - это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.

Процессуальные правоотношения - это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений компетентных органов в области земельных отношений, процедуры разрешения земельных споров.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Граждане для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Иностранные граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет (по сравнению с россиянами) ограниченный характер.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная праводееспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Праводееспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими.

Как следует из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута всех их принято называть "правообладатели земельных участков"). Данные субъекты обладают правами на участки с определенной спецификой, определяемой категорией земель и видом разрешенного использования участка.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия. Права на землю как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и соответственно возникают, изменяются и прекращаются с момента регистрации соответствующих прав.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права - это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п.

Источник права в идеологическом смысле — правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.

Источник права в формальном (юридическом) смысле — способ закрепления и существования норм права.

В источнике происходит закрепление общеобязательных правовых норм в следующих формах: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения.

По уровню значимости источники можно расположить в следующем порядке:

  • Конституция Российской Федерации;
  • международные договоры;
  • федеральные законы;
  • конституции (уставы) и законы субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления.

Центральное место принадлежит Земельному кодексу (ЗК РФ), который содержит ряд правовых гарантий получения земельного участка в собственность, устанавливает необходимые процедуры предоставления участка; решает вопрос об основаниях и порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд; определяет особенности охраны земель, меры земельно-правовой ответственности и т.д.

Наряду с ЗК РФ земельные отношения регулируют "земельные" законы:

  • Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве";
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
  • Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
  • Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Акты иных отраслей права, регулирующие земельные отношения:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, в частности, глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю;
  • Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
  • Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
  • и др.
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
  • Федеральный закон "О недрах";
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  • Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
  • "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • и др.

Этапы развития отечественного земельного права

Анализ различных исторических фактов и нормативно-правовых документов позволяет выделить следующие этапы развития российского земельного права:

  • - Период разобщенного правового регулирования – с момента появления отдельных нормативно-правовых норм в различных законодательных актах вплоть до 1861 г.;
  • - Крестьянская реформа 1861 г.;
  • - Столыпинская земельная реформа (1906-1911 гг.);
  • - Советский период (1917-1990 гг.);
  • - Период становления государственности Российской Федерации (1991-1993 гг.);
  • - Современный этап развития земельного законодательства (начиная с 1993 г.).

Таким образом, можно проследить динамику развития правового регулирования в сфере земельных отношений. Каждый из этапов отражает специфику своего времени, но одновременно формирует определенные предпосылки для развития данной отрасли в будущем.

Земельные реформы в России в конце хх века

К началу 1990-х гг. относится проведение земельно-аграрной реформы.

Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности на землю, активизацию оборота земельных ресурсов, повышение эффективности их использования. В частности, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1103-Г. Действовало также большое число указов Президента РФ, регулировавших широкую сферу земельных отношений.

Особо выделяют принятие Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.

В результате реформ была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, появились крестьянские (фермерские) хозяйства, создан фонд перераспределения земель, введен принцип платности пользования землей.

Земельным кодексом РФ и законом о введении его в действие прямо предусмотрена обязанность всех юридических лиц (за исключением органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим земельным участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды.

Контрольные вопросы

1) Что является предметом земельного права.

2) Сформулируйте определение принципов земельного права.

3) Перечислите основные принципы земельного права.

4) Охарактеризуйте методы земельного права.

5) Дайте определение системы земельного права.

6) Перечислите основные источники земельного права.

7) Сформулируйте понятие земельного права как отрасли права.

8) Опишите систему земельного права.

9) Где сформулированы основные принципы земельного права, сколько таких принципов.