Земельное право

ПРАВА НА ЧУЖИЕ ЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Кроме права собственности в отношении земельных участков существовали: сервитуты; право отдельного владения (пожизненного или срочного); оброчное содержание, или чиншевое право; виды безвозмездного пользования государственными и общественными землями; залоговое право.

Сервитут представлял собой обременение, налагаемое на один участок в пользу хозяина другого участка. Могли устанавливаться так называемые положительные сервитуты, которые давали возможность извлекать выгоду, используя чужую землю, например добывать воду или песок, проходить по чужому участку. Отрицательные сервитуты предоставляли собственнику земли право запрещать, например, застраивать чужой смежный участок или не допускать возведения на нем строений выше установленной высоты. Сервитуты подразделялись на сельские и городские, постоянные и непостоянные.

Наряду с сервитутами существовали права, которые назывались правом угодий в чужом имуществе, к которому относились прежде всего въезжие леса. На основании распоряжений государственной власти в казенных землях ближайшему собственнику земли предоставлялось право въезда в лес, находившийся в государственной собственности, или право на другое угодье. Причем это право всегда принадлежало указанному собственнику. Впоследствии казенная земля могла быть пожалована другому лицу, однако право угодий сохранялось, в результате чего создавалось своеобразное сер- витутное отношение между двумя земельными собственниками. Кроме въезжих лесов существовали бортные угодья, бобровые гоны, звериная, птичья и рыбная ловля.

Поскольку права владения и пользования могли быть выделены из права собственности в пользу третьего лица, одним из видов прав на чужие вещи признавалось право отдельного пользования (пользовладение или право пользования). Типичным являлось право пожизненного владения — предоставление родовой вотчины пережившему супругу на прожиток. Это означало, что земля переходила в собственность к кровному родственнику. Однако он должен был в течение жизни лица допускать пользование и владение этой землей с его стороны. Пожизненному владельцу принадлежала вся польза, которую давало обладание домом или землей. Ему принадлежали все плоды, которые приносила эта земля, все получаемые доходы. Основная обязанность владельца заключалась в том, чтобы в интересах собственника и его наследников оберегать переданное ему в пользование имущество.

Другим видом отдельного права пользования было срочное право безвозмездного пользования и владения. Основание его приобретения — договор.

Правом оброчного содержания признавались виды права потомственного и отчуждаемого пользования чужой землей за периодическую раз и навсегда определенную плату. Такой вид землевладения назывался эмфитевзисом, чиншевым владением, оброчным содержанием или наследственной арендой. Суть этого права сводилась к тому, что собственник получал только относительно небольшой денежный доход, который назывался чинш, или оброк, а другое лицо — чиншевик, или оброчный содержатель — обладал в отношении этой земли остальными правомочиями, в том числе возможностью передать землю третьему лицу. Обычной была практика сдачи казенных земель в содержание бессрочно или на продолжительное время за оброк для того, чтобы поощрять обработку земель.

На праве безвозмездного пользования предоставлялись физическим лицам казенные или церковные земли, но не для получения дохода, а исключительно в интересах тех, кто получал эти права. Например, земля отводилась казной для нужд горных заводов, находившихся в частной собственности, на посессионном праве, в результате чего заводчик имел право добывать полезные ископаемые или рубить лес на топливо.

Земли, где проживали кочевники, считались собственностью государства и предоставлялись кочевникам в пользование. Они могли на ней пасти скот, добывать песок, камень, глину, имели право ее обрабатывать, строить дома. Такое пользование землей называлось правом кочевников.

Церковные земли, принадлежавшие приходу, использовались приходским причтом на безвозмездной основе. Право пользования причтов имело не пожизненный, а срочный характер, т. е. только на время служения при приходской церкви. Это право существовало не только для православного, но и для иноверческого духовенства.

Залоговое право рассматривалось как вещное право, позволявшее лицу удовлетворить свое требование в стоимости чужой вещи. Оно не давало возможности постоянного пользования и не имело самостоятельной цели в отличие от права собственности или права пожизненного владения.