Родное Рехколово
 

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 9. Порядок создания товарищества

Товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона:

1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.

Комментарий к статье 9

Закон N 66-ФЗ определял две цели создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Первая из них - это реализация прав граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков. Второй целью являлась реализация прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками, а также удовлетворение иных потребностей, связанных с реализацией таких прав. Реализация этих целей именовалась как содействие гражданам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 Закона N 66-ФЗ).

Закон N 217-ФЗ, по сути, не отступил от ранее действовавших норм и также провозгласил возможность создания товариществ гражданами для дальнейшего приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо гражданами, которые уже являются собственниками таких земельных участков.

Вместе с тем отметим, что, несмотря на наименование комментируемой статьи, она не содержит непосредственно норм о порядке создания товарищества, а скорее отвечает на вопрос, кем такое товарищество может быть создано (то есть указывает на возможных учредителей товарищества), и указывает на цели, которые преследуются при создании товарищества.

Так, например, очевидно, что граждане, у которых нет в собственности садовых или огородных участков, создают товарищество для того, чтобы эти участки получить, учитывая, что в соответствии с ЗК РФ земельные участки садоводческим и огородническим товариществам предоставляются без проведения торгов (см. комментарий к ст. 40). Такая цель охватывается формулировкой "с последующим предоставлением товариществу земельного участка".

Однако на практике не может не возникнуть вопрос о том, каковы последствия ситуации, при которой, создав для реализации вышеуказанной цели садоводческое или огородническое товарищество, граждане окажутся в положении, когда такому товариществу не будет предоставлен необходимый для него земельный участок по причине отсутствия подходящих земельных участков на территории того или иного муниципального образования либо в связи с наличием оснований для отказа со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении желаемой земли - например, в случае если понравившийся учредителям товарищества земельный участок запланирован под размещение объекта федерального, регионального или местного значения.

Ни комментируемый Закон, ни положения ГК РФ не содержат указаний на последствия ситуации, когда созданное юридическое лицо не может достичь целей, для реализации которых оно, собственно, и создавалось.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Исходя из данных положений ГК РФ возможность иметь гражданские права, которые соответствуют целям деятельности созданного юридического лица, является важнейшим элементом его правоспособности как участника гражданских правоотношений.

С одной стороны, согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении, то есть садоводческое или огородническое товарищество приобретает правоспособность со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Однако в данном случае для достижения целей товарищества, которое создано для последующего приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одного только факта внесения сведений о товариществе собственников недвижимости в ЕГРЮЛ недостаточно.

К примеру, напомним, что в первой редакции ст. 17 Закона N 66-ФЗ предусматривалось, что для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его учредители представляют заявление о государственной регистрации такого объединения, решение его учредителей, утвержденный общим собранием учредителей такого объединения устав, документ об уплате регистрационного сбора, а также документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого объединения.

Можно предположить, что в вышеописанной ситуации могут быть вполне применимы положения подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Кроме того, обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Учитывая, что данной нормой предусмотрен незакрытый перечень оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (применена формулировка "в том числе"), в случае отсутствия возможности получения садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, такое товарищество может быть ликвидировано и по решению учредителей.

Вместе с тем не следует отрицать возможности сохранения гражданами созданного ими товарищества для поиска иных вариантов приобретения земельных участков - к примеру, на территории иных муниципальных образований.

Второй вариант создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - это его создание гражданами, которые на момент принятия решения о создании уже являются собственниками садовых и огородных земельных участков.

Отметим, что, следуя положениям ст. 123.12 ГК РФ, комментируемый Закон не разрешил создать товарищество лицам, которым земельные участки принадлежат на иных правах (аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение). Для таких граждан сделаны исключения только в случае, если они являются членами объединений, созданных до дня вступления в силу комментируемого Закона, в том числе реорганизованных впоследствии (ч. 10 - 12 ст. 12 комментируемого Закона).

Однако и здесь лишний раз напомним, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ). При этом в настоящее время не предусмотрена необходимость предоставления на государственную регистрацию вновь созданного садоводческого или огороднического товарищества документов о правах его учредителей на садовые и огородные земельные участки, в случае если это товарищество создано в соответствии с п. 2 комментируемой статьи.

В Концепции развития гражданского законодательства указывалось на необходимость установления обязательной проверки достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, а также вносимых в них изменений.

Ввиду отсутствия до последнего времени в Законе о государственной регистрации юридических лиц подобных норм во многих случаях ранее осуществление государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на самом деле не указывало на то, что такое объединение в дальнейшем будет являться полноценным участником гражданского оборота, то есть сможет реализовать цели, для которых оно создавалось.

Эти недостатки правового регулирования в сфере государственной регистрации юридических лиц наиболее ярко проявлялись как раз на примере садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Кроме того, согласимся с положениями Концепции развития гражданского законодательства в части указания на то, что в любом случае ведение реестра юридических лиц требует необходимой юридической квалификации, главным образом в области гражданского права.

Вместе с тем обратим внимание на произошедшие в этой части изменения в законодательстве. Так, в настоящее время в соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Таким образом, в настоящее время у государства имеются определенные юридические инструменты, посредством которых может быть осуществлена проверка законности создания того или иного садоводческого или огороднического товарищества.

На Оглавление