Родное Рехколово
 

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 8. Устав товарищества

В уставе товарищества в обязательном порядке указываются:

1) наименование товарищества;

2) организационно-правовая форма товарищества;

3) место нахождения товарищества;

4) предмет и цели деятельности товарищества;

5) порядок управления деятельностью товарищества, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений;

6) порядок приема в члены товарищества, выхода и исключения из числа членов товарищества;

7) порядок ведения реестра членов товарищества;

8) права, обязанности и ответственность членов товарищества;

9) порядок внесения взносов, ответственность членов товарищества за нарушение обязательств по внесению взносов;

10) состав, порядок образования и полномочия ревизионной комиссии (ревизора);

11) порядок приобретения и создания имущества общего пользования товарищества;

12) порядок изменения устава товарищества;

13) порядок реорганизации и ликвидации товарищества;

14) порядок предоставления членам товарищества информации о деятельности товарищества и ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

15) порядок взаимодействия с гражданами, ведущими садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

16) порядок принятия решений общего собрания членов товарищества путем заочного голосования.

Комментарий к статье 8

В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Комментируемая статья содержит требования к содержанию устава садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Помимо непосредственно данных требований, следует учитывать, что определенные требования к содержанию устава товарищества собственников недвижимости предъявляет и непосредственно ГК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 123.12 ГК РФ устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Обратим внимание на вопросы, связанные с наименованием садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Таким образом, анализируя положения п. 1 ст. 54 и п. 2 ст. 123.12 ГК РФ, мы можем наблюдать некоторые несоответствия данных норм друг другу. Так, п. 2 ст. 123.12 ГК РФ указывает на то, что наименование должно в обязательном порядке включать слова "товарищество собственников недвижимости", что указывает на организационно-правовую форму некоммерческой корпоративной организации. Однако, в свою очередь, п. 1 ст. 54 ГК РФ предусматривает, что, если закон допускает возможность существования вида юридического лица, наименование должно содержать указание только на такой вид.

Соответственно, если руководствоваться п. 1 ст. 54 ГК РФ, а также принимая во внимание, что садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества являются видом товарищества собственников недвижимости, то наименование такого товарищества должно звучать именно так: "садоводческое некоммерческое товарищество" или "огородническое некоммерческое товарищество", без указания "товарищество собственников недвижимости".

Также применительно к наименованию товариществ садоводов и огородников следует отметить требования п. 1 ст. 54 ГК РФ о том, что наименование должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Вместе с тем п. 4 комментируемой статьи и п. 2 ст. 123.12 ГК РФ говорят о предметах и целях деятельности товарищества, а не о характере такой деятельности. Возможно, применительно к изучаемым товариществам указанием на характер деятельности могут являться слова "садоводческое некоммерческое" или "огородническое некоммерческое", хотя однозначно не ясно, что имел в виду законодатель под термином "характер деятельности".

В связи с этим представляется, что на практике могут встречаться различные варианты указания наименований товариществ садоводов и огородников, сформулированные по разным правилам, предусмотренным п. 1 ст. 54 и п. 2 ст. 123.12 ГК РФ. Так, к примеру, созданное до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество "Ромашка" может сохранить именно такое наименование, если будет руководствоваться положениями п. 1 ст. 54 ГК РФ. В случае применения норм п. 2 ст. 123.12 ГК РФ такое товарищество может иметь наименование "товарищество собственников недвижимости "Ромашка". Если же такое товарищество захочет отразить в своем наименовании организационно-правовую форму, вид юридического лица и характер его деятельности, то не исключено, что новое наименование будет звучать как "товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Ромашка".

Различные варианты наименования могут сделать первичную информацию о товариществе более закрытой или открытой. Так, к примеру, если в наименовании будет отсутствовать слово "садоводческое" или "огородническое", то, только ознакомившись с наименованием, третьи лица не смогут определить вид такого товарищества.

Некоммерческая организация, в том числе садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество, не может иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Как отмечено в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 гл. 76 ГК РФ.

Как предусмотрено подп. "ж" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона является основанием для отказа в государственной регистрации такого юридического лица.

Пункт 3 комментируемой статьи упоминает место нахождения товарищества. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц.

Таким образом, мы видим, что в уставе садоводческого или огороднического товарищества его адрес может не содержаться, однако при этом адрес отражается в Едином государственном реестре юридических лиц.

Как предусмотрено п. 2 ст. 51 ГК РФ, лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указывается, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица (в том числе внесение изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица), арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подп. "р" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.

В п. 10 указанного Постановления Пленума ВАС РФ отмечается, что арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Устав является главным документом в деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, в котором не только указываются определенные сведения о самом товариществе, но и регулируется ряд вопросов, связанных с деятельностью органов управления товарищества, правами и обязанностями их членов. Так, например, основные нормы о взносах членов товарищества урегулированы непосредственно законом (ст. 14), однако при этом порядок их внесения определяется уставом. Другим примером являются вопросы, связанные с реестром членов товарищества: создание реестра и предоставление сведений для включения в него регулируются отдельной нормой закона (ст. 15), а вопросы, связанные с его ведением, отражаются уже в уставе товарищества.

В ряде вопросов положения устава фактически дополняют нормы ГК РФ. Так, к примеру, общие положения о порядке реорганизации и ликвидации юридических лиц содержатся в ст. 57 - 64.1 ГК РФ, а специальные нормы комментируемого Закона (ст. 27 и 28), а также положения устава товарищества дополняют вышеуказанные нормы ГК РФ.

Согласно п. 5 ст. 52 ГК РФ участникам юридического лица предоставляется право утвердить регулирующие корпоративные отношения (п. 1 ст. 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

Таким образом, регулирование отдельных внутрикорпоративных вопросов может не найти своего отражения именно в уставе, но в то же время содержаться в регламентных документах. В частности, о существовании неких "внутренних документов товарищества" и "внутренних распорядков товарищества" упоминается в п. 7 ч. 3 ст. 11 и п. 14 ч. 7 ст. 18 Закона N 217-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в Едином государственном реестре юридических лиц.

В настоящее время типового устава садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не существует. Также отсутствует и орган государственной власти, уполномоченный на его утверждение. Вместе с тем напомним, что в советский период, когда садоводство и огородничество получило широкое распространение среди населения, основные вопросы, связанные с ведением такой деятельности в коллективных формах, регулировались именно Типовыми уставами товарищества (1956 г. <1>, 1966 г. <2>, 1985 г. <3> и 1988 г. <4>). Возможно, со временем государство и сами садоводы и огородники вновь обратятся к советскому опыту регулирования данной сферы правоотношений и вопрос о необходимости разработки типового устава садоводческого или огороднического товарищества может оказаться на повестке дня.

--------------------------------

<1> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 15 октября 1956 г. N 678. Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".

<2> Утвержден Приказом Минкоммунхоза РСФСР N 161, Минсельхоза РСФСР от 18 мая 1966 г. N 227. Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".

<3> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 11 ноября 1985 г. N 517 // СП РСФСР. 1986. N 18. Ст. 132.

<4> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 31 марта 1988 г. N 112 // СП РСФСР. 1988. N 10. Ст. 45.

На Оглавление