Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Глава 2. Создание товарищества
Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Комментарий к статье 7
Комментируемая статья посвящена целям создания садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, причем созданных как собственниками садовых и огородных участков, так и гражданами в целях дальнейшего приобретения таких земельных участков из государственной или муниципальной собственности.
Прежде всего отметим, что цели создания товариществ собственников недвижимости сформулированы в ГК РФ.
Так, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ).
Таким образом, ГК РФ определил главную цель создания товариществ собственников недвижимости, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, - совместное владение, пользование и распоряжение имуществом, в силу закона находящимся в общей собственности или общем пользовании собственников недвижимости. Кроме того, ГК РФ допустил существование и иных целей, которые могут быть предусмотрены другими законами. Однако реализация таких иных допустимых целей возможна только в дополнение к указанной главной цели.
Исходя из определения, предусмотренного ГК РФ, следует, по сути, что товарищества собственников недвижимости создаются для решения задач, связанных с общим имуществом.
Говоря о положениях ГК РФ, нельзя не обратить внимание на несколько важных моментов.
Во-первых, положения ГК РФ, формулируя цели создания товариществ собственников недвижимости, говорят об имуществе, которое уже создано, поскольку речь идет о владении, пользовании и распоряжении, и уже находится в общей собственности или общем пользовании. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что ГК РФ не предусматривает возможности создания товариществ собственников недвижимости для создания или приобретения такого имущества, как, к примеру, в случае создания садоводческого или огороднического товарищества для дальнейшего приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых будут образованы земельные участки общего назначения и застроены объектами общего пользования.
Во-вторых, основанием для нахождения этого имущества в общей собственности или в общем пользовании должен являться непосредственно закон, поскольку использована формулировка "в силу закона". При этом остается вопрос о том, может ли такое имущество не только принадлежать гражданам в силу закона, но и быть приобретено по сделке. Так, к примеру, с учетом положений ст. 39.1 ЗК РФ основанием для возникновения права общей собственности граждан на земельный участок общего назначения, расположенный в границах территории садоводства и огородничества, является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, в соответствии с которым данный участок предоставлен гражданам в собственность.
В-третьих, в силу закона общее имущество может находиться не только в общей собственности, но и в общем пользовании членов товарищества собственников недвижимости. В частности, как раз садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества подтверждают существование такой гражданско-правовой модели. Так, в соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок общего назначения является ограниченным в обороте, он предоставляется собственникам садовых и огородных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства и огородничества, в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора. Вместе с тем и здесь нетрудно заметить, что земельный участок общего назначения в таком случае будет находиться в общем пользовании собственников садовых и огородных участков на основании договора аренды, а не в силу прямого указания Закона.
Можно предположить, что законодатель, изначально формулируя положения ст. 123.12 ГК РФ и используя формулировку "в силу закона", отнюдь не стремился усомниться в том, что общее имущество могло быть приобретено собственниками недвижимости по иным основаниям, кроме как в силу прямого указания закона. Представляется, что данная конструкция в первую очередь была ориентирована на общее имущество в многоквартирном доме, которое в силу закона, то есть без каких-либо дополнительных решений и сделок, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Воспользовавшись положениями ст. 123.12 ГК РФ о возможности создания товариществ собственников недвижимости и для иных целей, прямо не поименованных в этой статье ГК РФ, законодатель в комментируемой статье дополнил перечень целей создания товариществ собственников недвижимости, но только применительно к садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам, особенности гражданско-правового положения которых являются предметом регулирования Закона N 217-ФЗ.
В первую очередь к таким целям отнесено создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества. Перечень таких условий не является закрытым, но тем не менее комментируемая статья содержит ряд условий, которые имеют главенствующее значение: снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, благоустройство и охрана территории садоводства и огородничества, обеспечение пожарной безопасности.
Глядя на такие цели создания садоводческих и огороднических товариществ, можно отметить, что к указанным правоотношениям должны применяться положения специальных федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих правила осуществления деятельности в соответствующих сферах.
Так, к примеру, правоотношения в сфере снабжения электрической энергией регулируются положениями ГК РФ, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 и другими актами в сфере электроэнергетики.
В Определении ВС РФ от 3 марта 2015 г. N 5-КГ14-140 по спору относительно законности действий садоводческого некоммерческого товарищества по отключению от электроснабжения садового земельного участка и жилого дома ВС РФ сделал вывод о том, что садоводческое некоммерческое товарищество не является энергоснабжающей организацией, выступает по договору энергоснабжения абонентом, в связи с чем для передачи им энергии истцу как субабоненту необходимо получить согласие энергоснабжающей организации. В связи с этим можно сделать вывод, что ранее между садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением и самим гражданином могли возникать правоотношения в сфере энергоснабжения как между абонентом и субабонентом.
Примечательным также является Определение ВС РФ от 29 октября 2015 г. N 301-КГ15-13165, в котором указывается на необходимость подтверждения лицом, ведущим на территории садоводческого некоммерческого товарищества садоводство в индивидуальном порядке, его права на использование определенного объема мощности электрической энергии, предоставленной энергоснабжающей организацией данному товариществу. При этом ВС РФ сделал вывод, что в ином случае будут нарушены права как членов товарищества, так и лиц, ведущих садовое хозяйство на территории товарищества в индивидуальном порядке, в интересах которых между товариществом и энергоснабжающей организацией заключен договор энергоснабжения, поскольку количество потребляемой указанными гражданами мощности электрической энергии регулируется разрешенной для использования мощностью, выделенной в целом для товарищества.
В целом вопросы обеспечения электрической энергией товариществ садоводов и огородников и граждан, ведущих садоводство и огородничество без участия в таких товариществах, являются одними из наиболее спорных и часто встречающихся в спорах с участием садоводов. В частности, значение этого вопроса подчеркивается еще и тем, что федеральные органы исполнительной власти считают необходимым именно по данным вопросам давать соответствующие разъяснения <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Вопрос: Каковы особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории СНТ? (Официальный сайт Минэнерго России, 2017). Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс"; Вопрос: Какова процедура подключения объекта капитального строительства, принадлежащего члену СНТ, гражданину, ведущему индивидуальное хозяйство на территории СНТ? (Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы, 2017). Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".
В положениях Закона N 217-ФЗ не описываются процедуры, связанные со снабжением товариществом граждан тепловой и электрической энергией, водой, газом, оказанием услуг по водоотведению, организацией обращения с твердыми коммунальными отходами, выполнением работ по благоустройству и охране территории садоводства и огородничества, обеспечением пожарной безопасности. Комментируемый Закон предусмотрел только правила финансового участия граждан в осуществлении указанных работ и оказании вышеперечисленных услуг в виде уплаты взносов или внесения платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона N 217-ФЗ.
В связи с этим по данным вопросам "тяжесть" правового регулирования, учитывающего различные особенности деятельности в соответствующих сферах, ложится на специальное законодательство (к примеру, Федеральные законы от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также общие положения ГК РФ (к примеру, в части электроснабжения, оказания различных услуг, отношений в сфере подряда и т.д.). Утверждение правил благоустройства территории относится к вопросам местного значения муниципальных образований, полномочия по которым реализуются на основании муниципальных правовых актов (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ было предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Кроме того, ст. 1 Закона N 66-ФЗ определяла, что эти задачи, стоящие перед объединениями, должны быть именно общими. Данное положение указывало на то, что деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должна иметь исключительно коллективный характер и не может осуществляться в интересах отдельно взятого садовода, огородника или дачника.
Таким образом, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан как самостоятельный субъект гражданских правоотношений было призвано осуществлять деятельность, в результате которой будут достигнуты цели, преследуемые именно его членами при ведении садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Как мы видим, законодатель не отказался от термина "содействие". В.И. Даль определял "содействие" как "соучастие, помощь, пособие, подспорье в каком-либо деле" <1>. С.И. Ожегов считал, что "содействие - это помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности", а "содействовать - значит оказывать содействие, способствовать успеху" <2>. Ключевое слово в обоих определениях - "помощь", то есть участие наряду с другими в какой-либо деятельности, что способствует достижению поставленной цели.
--------------------------------
<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002. Т. 4.
<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка.
В связи с этим можно со всей уверенностью утверждать, что товарищество должно осуществлять свою деятельность исключительно в целях реализации прав граждан по хозяйствованию на своих садовых и огородных земельных участках. Кроме того, цели, перечисленные в комментируемой статье, указывают на то, что какая-либо деятельность товарищества, не направленная на решение именно общих задач и не отвечающая общим интересам садоводов и огородников, является прямым нарушением положений комментируемого Закона.
Как же более подробно раскрыть основные элементы деятельности товарищества? Это представляется необходимым, поскольку Закон обошелся достаточно общими формулировками.
В данном случае можно утверждать, что остается достаточно актуальной позиция ВС РФ, высказанная в Обзоре судебной практики, где указывалось, что объединение является основанной на членстве некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является объединение усилий и возможностей индивидуальных землепользователей для наиболее полного удовлетворения их потребностей, в соответствии с этим ее основной целью является защита законных прав своих членов в области земельных отношений. Оно вправе осуществлять деятельность по управлению территорией, в пределах которой находятся земельные участки его членов, ее обслуживанию и эксплуатации; обеспечению согласия владельцев участков в отношении норм общежития и порядка реализации ими своих прав по владению, пользованию и распоряжению своей собственностью, а также собственностью объединения; созданию благоприятной экологической обстановки на территории, надлежащих условий для ведения хозяйства; созданию и развитию инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры на территории, имущественных и иных объектов общего пользования; ремонту и содержанию инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования; обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния участков, общего имущества, земель общего пользования, прилегающей территории.
Следует признать, что с течением времени, включая самое начало зарождения садоводческого и огороднического движения в советский период, цели создания товариществ садоводов и огородников претерпели значительные изменения. Можно сказать, что они стали ориентированы на решение практических вопросов, связанных с общим имуществом, землей, содержанием и благоустройством территории. При этом в сравнении с советским подходом и отношением к садоводству и огородничеству современные взгляды утратили своего рода стратегическую составляющую.
Садово-огородные кооперативные товарищества известны отечественному законодательству еще с двадцатых годов прошлого века. Так, Постановлением Экономического совета РСФСР от 13 апреля 1929 г. "О садово-огородных, жилищно-строительных кооперативных товариществах" предусматривалось, что садово-огородные кооперативные товарищества организуются для развития огородничества и садоводства на свободных землях, имеющихся близ промышленных центров.
Садоводство получило широкое распространение с принятием Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. N 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих", п. 8 которого предусматривалось, что рабочие и служащие обязаны в течение первых трех лет полностью освоить личным трудом или трудом членов своих семей отводимые им земельные участки под сад и посадить фруктовые деревья и ягодные кустарники (крыжовник, малину, смородину и др.) в количестве, устанавливаемом городскими и поселковыми исполкомами.
В дальнейшем правовое регулирование деятельности садоводческих товариществ шло по пути утверждения типовых уставов, которыми должны были руководствоваться все создаваемые объединения садоводов. Так, в Типовом уставе, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 октября 1956 г. N 678, была сформулирована задача создания товарищества - развитие коллективного садоводства рабочих и служащих для удовлетворения потребностей в плодах и ягодах, а также организация отдыха членов товарищества и их семей.
Следующим Типовым уставом садоводческого товарищества, который был утвержден на основании Постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 18 марта 1966 г. N 261, предусматривалось, что основной задачей садоводческого товарищества как общественной организации является создание коллективного сада и дальнейшее его развитие с целью дополнительного получения плодов, ягод и овощей, а также создание условий по улучшению проведения досуга, укреплению здоровья рабочих и служащих и приобщению к труду подростков.
Пункт 4 Типового устава садоводческого товарищества, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 г. N 517, установил, что основной задачей садоводческого товарищества является организация коллективного сада и использование его членами товарищества для производства фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции, а также создание условий для культурного проведения свободного времени трудящимися и их семьями, укрепления здоровья, приобщения к труду подростков. Аналогичные задачи создания и деятельности садоводческого товарищества закреплялись в Типовом уставе садоводческого товарищества, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 г. N 112.
Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" установил, что садоводческие и садово-огороднические товарищества являются составной частью системы кооперации (ст. 52). При этом потребительские кооперативы создавались для удовлетворения потребностей своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании, а также членов кооперативов в жилищах, дачах и садовых участках, гаражах и стоянках для автомобилей, в социально-культурных и других услугах. Наряду с указанными функциями потребительские кооперативы могли также развивать разнообразную производственную деятельность, то есть быть кооперативами смешанного типа (ст. 3).
Таким образом, следует признать, что в советский период развитие садоводства и огородничества преследовало более глобальные цели, нежели чем управление общим имуществом и содержание в надлежащем порядке соответствующих территорий. Данные цели содержали в себе нематериальные составляющие (организация досуга и отдыха граждан, укрепление их здоровья, воспитание подрастающего поколения), а материальный аспект заключался прежде всего в помощи гражданам страны в том, чтобы прокормить свои семьи.