Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.
2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 6
Как уже отмечалось выше, ВС РФ в Определении от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4 указывал, что "Закон N 66-ФЗ предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (п. 1 ст. 8 указанного Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном ЗК РФ".
Вместе с тем необходимо отметить, что Закон N 66-ФЗ не предусматривал возможности предоставления садового, огородного или дачного земельного участка гражданину, который не собирается совместно с другими гражданами создавать какую-либо некоммерческую организацию либо вступать в члены ранее созданного объединения, в связи с чем судебная практика по данным вопросам даже на уровне ВС РФ была противоречива.
Так, в частности, до 1 марта 2015 г. (до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускалось только в случае, если заинтересованное лицо являлось членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Данная позиция была озвучена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., где отмечено, что существующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. При этом сделан вывод о том, что выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Однако представляется, что последняя позиция не в полной мере учитывает вывод Конституционного Суда Российской Федерации, приведенный в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П, о том, что приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении, поскольку согласно ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации членство в каком-либо объединении является добровольным.
В целом с 1 марта 2015 г. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" снял большинство ранее имевших место спорных вопросов относительно порядка предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10. С. 80 - 96.
С учетом изменений, внесенных в ЗК РФ комментируемым Законом, предоставление садовых земельных участков должно осуществляться в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ на основании заявлений граждан, заинтересованных в приобретении садового земельного участка. Если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую гражданин, подающий заявление, вправе подготовить самостоятельно, в том числе не определяя координаты характерных точек границ такого земельного участка в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Определение таких координат в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется по желанию и усмотрению заявителя <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Предоставление садовых земельных участков осуществляется на торгах только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для садоводства поступили заявления иных лиц о предоставлении этого земельного участка. Такие риски не относятся к огородникам, поскольку согласно подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков для ведения огородничества осуществляется в аренду сроком до трех лет без предварительного опубликования в средствах массовой информации каких-либо извещений и без проведения торгов.
Комментируемая статья лишь подтвердила подходы к предоставлению гражданам садовых и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые были реализованы в Федеральном законе от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, ч. 3 комментируемой статьи предусматривается, что граждане, не создавшие совместно с другими лицами садоводческие или огороднические товарищества, могут вести садоводство и огородничество самостоятельно, для чего они наделены всеми предусмотренными законом правами, и самостоятельно взаимодействуют с органами публичной власти и иными лицами.
Вместе с тем отметим и одно важное нововведение.
Ранее ст. 13 Закона N 66-ФЗ предусматривалось, что органы местного самоуправления по месту жительства граждан должны:
1) осуществлять регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, а также вести очередь таких граждан на основании регистрации соответствующих заявлений и включать в отдельный список лиц, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков;
2) на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определять потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Однако нельзя забывать, что в рамках положений Закона N 66-ФЗ само по себе включение гражданина в список нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка не являлось гарантией приобретения такого земельного участка в дальнейшем.
Так, специалистами указывалось, что норму об обязанности органов местного самоуправления обеспечить граждан по первому их требованию дачными, садовыми или огородными земельными участками не следует понимать буквально. Кроме желания граждан и органов местного самоуправления исполнить соответствующие требования, для этого должны быть и объективные условия. Под последними понимается наличие в муниципальном образовании свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с градостроительной документацией (генеральным планом и правилами землепользования и застройки) предназначены к предоставлению гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Отмечалась совершенно обычная ситуация (особенно в условиях крупного города), когда орган местного самоуправления не располагает такими участками, поскольку все свободные (незастроенные) территории запланированы под жилую, общественно-деловую и иную застройку <1>.
--------------------------------
<1> См.: Анисимов А.П., Васильчук Ю.В., Чикильдина А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.
В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ по схожему правовому вопросу. Так, в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
В Определении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 246-О рассмотрена ситуация, когда заявитель обратился в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о регистрации его в качестве желающего получить бесплатно дачный участок, мотивируя свои притязания ссылкой на ст. 13 и 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В этом заявителю было отказано, поэтому он обратился в суд с требованием обязать названную администрацию предоставить ему земельный участок. Суды отказали в удовлетворении данного требования, отметив, что ссылка заявителя на указанные законоположения несостоятельна, поскольку они не регулируют спорные отношения.
Таким образом, действительно можно сделать вывод, что учет нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных участков и само предоставление этих участков являются различными юридическими процедурами.
В соответствии с ч. 18 ст. 54 комментируемого Закона предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу данного Закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным ЗК РФ. При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.