Родное Рехколово
 

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества

Статья 27. Реорганизация товарищества

1. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество в случае принятия его членами решения об изменении вида деятельности на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, которая не связана с ведением садоводства и огородничества и для осуществления которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации допускается создание потребительского кооператива, должно быть преобразовано в потребительский кооператив.

2. Садоводческое некоммерческое товарищество по решению общего собрания членов товарищества вправе изменить свой вид на товарищество собственников жилья без изменения организационно-правовой формы товарищества собственников недвижимости в случае его соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного удовлетворения следующим условиям:

1) территория садоводства расположена в границах населенного пункта;

2) на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.

3. Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества на товарищество собственников жилья не является его реорганизацией.

Комментарий к статье 27

В соответствии с п. 4 ст. 123.12 ГК РФ товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив. Исходя из положений указанных норм ГК РФ, а также ч. 1 комментируемой статьи возможность преобразования в потребительский кооператив является единственным возможным вариантом преобразования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Реорганизация ранее созданных садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не требуется, за исключением садоводческих и огороднических потребительских кооперативов, если их членами будет принято решение о том, что такие кооперативы будут осуществлять деятельность по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением гражданами садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках (ч. 1 и ч. 4 ст. 54 комментируемого Закона). Аналогичная возможность дается и садоводческим или огородническим товариществам, которые будут осуществлять свою деятельность уже в рамках комментируемого Закона (ч. 1 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой такой организационно-правовой формы.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Вышеуказанные положения п. 1 ст. 57 ГК РФ дают достаточно поводов для рассуждения о возможной реорганизации садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. В частности, при анализе этих положений возникают следующие вопросы: если п. 4 ст. 123.12 ГК РФ указывает только на возможность преобразования товарищества собственников недвижимости в потребительский кооператив, является ли это ограничением или запретом для иных вариантов реорганизации такого товарищества? Может ли быть товарищество садоводов или огородников реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения, в результате чего будут созданы другие юридические лица? Почему ГК РФ не установил, что закон может предусмотреть особенности реорганизации товариществ собственников недвижимости?

Представляется, что ГК РФ и комментируемый Закон не запрещают возможность, к примеру, слияния двух садоводческих некоммерческих товариществ в случае, если территории садоводств соседствуют между собой. Однако как в этом случае должна определяться граница территории ведения садоводства с учетом того, что она определяется документацией по планировке территории (п. 8 ст. 3 комментируемого Закона)? Очевидно, что в таком случае для появления новой территории ведения садоводства понадобится подготовка и утверждение новой общей документации по планировке территории, в противном случае, несмотря на создание нового садоводческого товарищества, будут сохраняться две территории ведения садоводства. Кроме того, не будем забывать, что в результате реорганизации создаются новые юридические лица, являющиеся правопреемниками реорганизованных юридических лиц (ст. 58 ГК РФ), однако при этом порядок создания садоводческих и огороднических товариществ предусматривает только два способа их создания, указанных в ст. 9 Закона N 217-ФЗ.

Не меньше вопросов возникает и при обсуждении темы возможности разделения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества или выделения одного товарищества из другого. В частности, представляется, что при сохранении ранее утвержденной документации по планировке территории в отношении всей территории садоводства граждане, принявшие решение о разделении садоводческого товарищества с образованием, к примеру, двух товариществ, могут столкнуться с установленным комментируемым Законом запретом о создании более одного товарищества для управления имуществом общего пользования в границах одной территории ведения садоводства или огородничества.

Таким образом, в вопросы реорганизации садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, имеющие, как мы видим, определенную специфику, неожиданно "вмешиваются" иные правоотношения, связанные с управлением общим имуществом, территориальным расположением садовых и огородных участков и утвержденной документацией по планировке территории, то есть затрагивающие не только сферу корпоративного права. Кроме того, при реорганизации товариществ, к примеру путем слияния или разделения, остаются в недостаточной степени урегулированы и вопросы, связанные с общим имуществом, особенно если оно находилось в общей долевой собственности членов разделяемого товарищества или членов объединяемых товариществ.

В связи с этим единственным понятным и простым механизмом реорганизации садоводческого или огороднического товарищества является его преобразование в потребительский кооператив в случае, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи. В отношении прочих вариантов реорганизации садоводческого или огороднического товарищества с учетом действующего законодательства в настоящее время могут быть сформированы две противоположные позиции:

1) иные варианты реорганизации невозможны, поскольку п. 4 ст. 123.12 ГК РФ их не предусмотрел, а п. 2 ст. 57 ГК РФ не допускает установления в других законах (кроме ГК РФ) особенностей реорганизации товариществ собственников недвижимости;

2) иные варианты реорганизации возможны, однако их реализация должна быть сопряжена с решением и иных вопросов, связанных с разработкой и утверждением новой документации по планировке территории и с общим имуществом ранее созданных товариществ.

Представляется, что окончательный ответ на эти сложные вопросы можно будет дать по мере формирования правоприменительной и судебной практики либо в процессе дальнейшего совершенствования законодательства.

В соответствии со ст. 59 ГК РФ реорганизация юридического лица предусматривает необходимость оформления передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Подробное и правильное перечисление возникающих при реорганизации товариществ садоводов и огородников прав и обязанностей, в том числе в отношении недвижимого имущества, имеет чрезвычайно важное значение. Так, в Определении ВС РФ от 14 мая 2015 г. N 305-ЭС15-4915 рассмотрена ситуация, когда садоводческим некоммерческим товариществом в материалы дела не было представлено доказательств составления передаточного акта, содержащего положения о правопреемстве по всем обязательствам правопреемника, в связи с чем суд не посчитал, что у данного товарищества возникло право собственности на земельный участок.

Как предусмотрено ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статьей 15 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусматривается, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, порождает последствия в виде прекращения деятельности реорганизованных юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме выделения и присоединения.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица предусматриваются ст. 60.1 ГК РФ.

Также обратим внимание, что согласно ст. 60.2 ГК РФ суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в Едином государственном реестре юридических лиц;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения. Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

Не менее интересными являются и положения ч. 2 комментируемой статьи, упоминающие о возможности изменения вида юридического лица. Напомним, что такая правовая категория, как "вид юридического лица", упоминается в п. 4 ст. 49 ГК РФ. При этом данная процедура никак не регулируется самим ГК РФ, в связи с чем комментируемый Закон можно назвать "первопроходцем" в регулировании данной процедуры.

Во-первых, подчеркнем, что такое изменение вида не является реорганизацией, в связи с чем на данные правоотношения не распространяются нормы, предусмотренные ст. 57 - 60.1 ГК РФ.

Во-вторых, для изменения вида товарищества собственников недвижимости потребуется отдельное решение общего собрания членов товарищества и внесение изменений в устав в части указания предмета и целей деятельности товарищества (п. 4 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ). В-третьих, соответствующее решение нельзя принять членам садоводческого некоммерческого товарищества, в случае если территория садоводства расположена за пределами населенного пункта или в случае если хотя бы на одном из садовых участков отсутствует жилой дом.

При этом считаем необходимым выразить мнение, что сама по себе процедура изменения вида юридического лица, не касаясь его организационно-правовой формы, в дальнейшем может вызывать серьезный научный интерес.

На Оглавление