Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья дает общий ответ на вопрос о законодательных и иных нормативных правовых актах, которые регулируют отношения, связанные с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. Приведенное в данной статье перечисление нормативной базы является менее конкретным в сравнении с тем, как это предусматривалось Законом N 66-ФЗ.
Напомним, что в соответствии со ст. 3 Закона N 66-ФЗ правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, самим данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие конкретизации, представляется, что с принятием нового Закона структура законодательства, регулирующего правоотношения с участием садоводов и огородников, не изменилась.
Хотя Конституция Российской Федерации не приведена в числе законов, регулирующих изучаемую сферу правоотношений, начать анализ системы законодательства о садоводстве и огородничестве следует именно с Конституции Российской Федерации как Основного Закона нашего государства.
Конституция РФ, являясь нормативным актом высшей юридической силы и прямого действия, содержит ряд принципиально важных для объединений садоводов и огородников норм.
Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Данный конституционный принцип преломляется в принципы, определяющие экологические основы регулирования земельных отношений, предусмотренные в ст. 1 ЗК РФ. В качестве первого принципа предусмотрен учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридическим лицам (в том числе до 1 января 2019 г. некоммерческим организациям садоводов и огородников), за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности; оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством; земельные участки, изъятые из оборота, не могут находиться в частной собственности.
Статья 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида. Это право также содержит в себе правомочие на защиту, в том числе и международную, в случае ограничения свободы деятельности объединений.
При этом провозглашается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Право на объединение, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на объединение обычно относится к категории политических и квалифицируется как обеспечивающее правовые условия и гарантии для участия каждого в общественной и политической жизни страны и управлении государством, способствующее развитию политической активности и самодеятельности граждан, гарантирующее удовлетворение их многообразных политических интересов, позволяющее защищать свои права и свободы <1>. Иная точка зрения связывает реализацию конституционного права на объединение именно с созданием любых негосударственных некоммерческих организаций <2>.
--------------------------------
<1> Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 224; Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 2010. С. 136, 137.
<2> Уткин Р.В. Развитие законодательства об общественных объединениях в Российской Федерации (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 11; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 255, 262; Лысенко В.В. Гражданское общество и неправительственные организации: внутригосударственный и международно-правовой статус // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 13. С. 19.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25 января 2012 г. N 195-О-О, анализируя положения Закона N 66-ФЗ, отмечал, что принцип формирования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на добровольных началах сформулирован в развитие именно ст. 30 Конституции РФ.
Положения ст. 35 Конституции РФ предусматривают охрану права частной собственности, а также наделяют каждого правом иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Важно обратить внимание на ст. 36 Конституции РФ, закрепляющую право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Данная статья подлежит толкованию в контексте с положениями ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, ст. 9 Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, ст. 35 Конституции РФ об охране права частной собственности законом.
Определяющее значение земли обусловливается тем, что она не только используется как основное средство производства в хозяйстве, но и является пространственным базисом для подавляющего числа видов деятельности человека, для расположения под ней и над ней всех других природных ресурсов: недр, вод, лесов, животного и растительного мира.
Земля - основа существования некоммерческих организаций садоводов и огородников. Она представляет собой главный объект их хозяйственной деятельности. Земельные и иные экологические интересы граждан нередко объединяют их вокруг общих природоресурсных и природоохранных целей.
Необходимо остановиться на ст. 42 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предметам исключительного ведения Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). В связи с этим, например, субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы, устанавливающие иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций садоводов и огородников, помимо тех, которые предусмотрены федеральным гражданским законодательством.
Гражданское законодательство определяет в качестве субъектов права граждан и юридических лиц, устанавливает особенности совершения различных сделок с имуществом, возникновение гражданских прав и обязанностей, особенности осуществления и защиты гражданских прав, виды объектов гражданских прав.
Крайне важны закрепленные в ГК РФ основные начала гражданского законодательства.
Так, согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Положения гражданского законодательства также гарантируют гражданам, в том числе садоводам и огородникам, неприкосновенность их имущества, используемого для отдыха и ведения хозяйства, дают свободу при вступлении в члены некоммерческих организаций и при выходе из них, позволяя действовать в своем интересе. Ограничение их гражданских прав может иметь место только в связи с защитой чрезвычайно важных публичных интересов.
ГК РФ содержит общие положения о правах на землю, содержание и особенности осуществления которых устанавливаются земельным законодательством, регулирующим отношения в сфере использования и охраны земель, включая земли, на которых ведется садоводство и огородничество.
Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные отношения относятся к земельным отношениям. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация (п. 1 ст. 5 ЗК РФ). В соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки являются объектами как гражданских прав, так и земельных отношений. Таким образом, нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся в ГК РФ и ЗК РФ, а также в федеральных законах.
ЗК РФ содержит общие нормы о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для садоводства и огородничества, регулирует порядок образования таких земельных участков, а также прочие нормы, которые должны соблюдаться при формировании земельных отношений с участием садоводов и огородников, к примеру правила оборотоспособности земельных участков.
Вместе с тем отдельные положения земельного законодательства Российской Федерации устанавливают для организаций садоводов и огородников определенные особенности и исключения из общих правил. К числу таких особенностей можно отнести нормы о порядке предоставления садовых и огородных земельных участков, а также земельных участков общего назначения ранее созданным некоммерческим организациям и их членам (п. 2.7 - 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории. При этом образуемые садовые и огородные земельные участки предоставляются членам такого товарищества без проведения торгов (подп. 3 п. 2 ст. 39.3, подп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Статья 72 Конституции РФ относит земельное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Из последнего обстоятельства следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и подзаконные акты, регулирующие земельные отношения с участием садоводов и огородников, но не противоречащие ЗК РФ и иным федеральным законам.
Так, например, Законом Амурской области от 10 февраля 2015 г. N 489-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области" предусматриваются случаи бесплатного предоставления садовых и огородных земельных участков в собственность граждан.
Использование такого инструмента, как предоставление садового или огородного земельного участка, в качестве меры социальной поддержки отдельных льготных категорий граждан в субъектах Российской Федерации распространено достаточно широко. К примеру, Закон Магаданской области от 6 июня 2008 г. N 1005-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" предусматривает бесплатное предоставление земельных участков для садоводства участникам Великой Отечественной войны или лицам, на которых распространяются социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, инвалидам первой и второй групп, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан.
Законы, предусматривающие бесплатное предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков, приняты и во многих других субъектах Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности регламентирует деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных населенных пунктов, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Именно в документах градостроительного зонирования определяются земельные массивы, планируемые к предоставлению гражданам для ведения садоводства и огородничества. Так, согласно ст. 35 ГрК РФ территории, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, могут включаться в состав жилых территориальных зон либо в состав зон сельскохозяйственного использования.
Административное законодательство определяет перечень органов, осуществляющих различные функции в сфере использования и охраны земель, а также определяет основания и порядок привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения. Так, в частности, КоАП РФ предусматривается ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21), порчу земель (ст. 8.6), использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8).
Основные правила государственной регистрации садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ как юридических лиц закрепляются в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Важную роль в жизни садоводов и огородников играет Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество, принадлежащее им (земельные участки и объекты капитального строительства).
Отдельными федеральными законами предусматриваются определенные особенности, установленные применительно к некоммерческим организациям садоводов и огородников. К числу таких законов можно отнести Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 12) и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (ст. 39, 42.6 - 42.10).
Однако стоит признать, что главенствующая роль для садоводов и огородников во всей системе законодательного регулирования остается за комментируемым Законом. Им, в частности, определены правовые режимы садовых и огородных земельных участков, организационно-правовая форма некоммерческой организации садоводов и огородников, порядок создания такой организации, порядок образования и деятельности органов управления, особенности осуществления права участия (членства), основы существования садоводов и огородников на определенной территории.