Родное Рехколово
 

Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью

Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)

1. Высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

2. Количество членов товарищества не может быть менее семи.

3. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества).

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в части 3 настоящей статьи, в порядке и для целей, которые предусмотрены уставом товарищества, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

5. Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Решение о порядке голосования (тайное или открытое) по вопросам, указанным в настоящей части, принимается общим собранием членов товарищества простым большинством голосов от общего числа присутствующих на таком собрании членов товарищества. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

6. Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества.

7. Решения органов товарищества, принятые в пределах компетенции таких органов, являются обязательными для исполнения всеми членами товарищества.

Комментарий к статье 16

Общие положения об управлении в корпорации содержатся в ст. 65.3 ГК РФ, которая предусматривает, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. При этом в некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются ГК РФ, другими законами и уставом корпорации.

Таким образом, ГК РФ для некоммерческих корпораций, то есть теоретически и для товариществ собственников недвижимости, предусматривает возможность иной структуры органов управления, которая подразумевает существование в качестве высшего органа управления съезда, конференции или иного представительного (коллегиального) органа.

Однако законодатель не воспользовался данными положениями ГК РФ и сохранил более традиционную для садоводов и огородников структуру управления товариществами, предусматривающую в качестве высшего органа управления общее собрание членов товарищества, а в качестве исполнительных органов - правление и председателя товарищества.

Обратим внимание на отказ от института проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных, что ранее предусматривалось ст. 20 и 21 Закона N 66-ФЗ.

Фактически институт уполномоченных являлся неким правовым механизмом представления интересов нескольких членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения одним лицом при принятии решений на общем собрании. Все наиболее важные вопросы, связанные с реализацией уполномоченными своих функций, закреплялись в уставе объединения (число членов, от имени которых выступают уполномоченные, срок их полномочий, порядок избрания, условия досрочного переизбрания).

Необходимый кворум для проведения общего собрания членов товарищества, по высказанному в литературе мнению, являлся "застарелой организационной "болячкой" всех садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" <1>. В самом начале действия Закона N 66-ФЗ отмечалось, что если воспользоваться положением п. 2 ст. 20 и п. 2 ст. 21 Закона N 66-ФЗ, то никаких проблем с обеспечением кворума для открытия общего собрания не возникнет, так как собрание может проходить в форме собрания уполномоченных <2>.

--------------------------------

<1> Афанасьев О.Н. Садовод и закон. Практический комментарий к Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". 4-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2004. С. 16.

<2> Калинин Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". М.: Дружба народов, 1999. С. 9.

Однако, говоря о юридической природе института собрания уполномоченных, отметим, что собрание уполномоченных не являлось органом управления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а представляло собой форму проведения общего собрания членов объединения. Однако ГК РФ в гл. 9.1 "Решения собраний" ни слова не говорит о такой правовой категории, как "форма проведения собрания". При этом ГК РФ устанавливает ряд особенностей только в части того, проводилось ли голосование на общем собрании в очной или заочной форме.

Таким образом, в свете реформирования положений ГК РФ и появления норм, регулирующих вопросы проведения и принятия решений на общих собраниях членов различных гражданско-правовых сообществ, нельзя было сделать однозначный вывод о легитимности с точки зрения ГК РФ такого института, как общее собрание в форме собрания уполномоченных, предусмотренного Законом N 66-ФЗ. В частности, нельзя было дать четкий ответ о том, можно ли отнести такую форму проведения общего собрания к особенностям гражданско-правового положения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (п. 4 ст. 49 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 66-ФЗ), либо такие нормы должны восприниматься как прямое противоречие ГК РФ. Именно отсутствие такой правовой категории, как форма проведения общего собрания, и обусловило необходимость отказа от конструкции проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных. Следует отметить, что на практике возможность проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных нередко приводила к злоупотреблениям прав и нарушению законных интересов иных садоводов, дачников, огородников, от имени которых якобы принимали решения уполномоченные.

Согласно п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

Специальные нормы ГК РФ об органах управления товарищества собственников недвижимости (п. 2 ст. 123.14) предусматривают, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Таким образом, особенности, предусмотренные п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в части структуры исполнительных органов некоммерческих корпораций, к товариществам собственников недвижимости не применяются. Так, в частности, в товариществе собственников недвижимости не может быть директора или генерального директора, а также существовать несколько исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Кроме того, функции исполнительного органа садоводческого или огороднического товарищества не могут исполняться юридическим лицом.

В отличие от Закона N 66-ФЗ комментируемой статьей определено, что срок, на который избираются председатель товарищества, члены правления товарищества, устанавливается уставом товарищества, но не более чем на пять лет (ранее в рамках положений Закона N 66-ФЗ правление избиралось на два года, если уставом не предусматривалось иное, а председатель правления избирался также на двухлетний срок).

Как предусмотрено п. 4 ст. 65.3 ГК РФ, наряду с исполнительными органами, указанными в п. 3 данной статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Комментируемый Закон, а также ст. 123.14 ГК РФ не упоминают о возможности создания в товариществе собственников недвижимости контролирующего органа, указанного в п. 4 ст. 65.3 ГК РФ. Вместе с тем не следует забывать, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор) (см. комментарий к ст. 20). Однако данная комиссия не относится к органам управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, а является отдельным самостоятельным органом с контролирующими функциями, подотчетным общему собранию членов товарищества.

На Оглавление