Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Статья 14. Взносы членов товарищества
1. Взносы членов товарищества могут быть следующих видов:
1) членские взносы;
2) целевые взносы.
2. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
3. Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества.
4. Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.
5. Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:
1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;
2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;
3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;
4) с благоустройством земельных участков общего назначения;
5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;
6) с проведением аудиторских проверок товарищества;
7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;
9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
6. Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:
1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
2) с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.
7. В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
8. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.
9. Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
10. В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.
Комментарий к статье 14
Первым отличием правового регулирования, предусмотренного комментируемым Законом в части взносов членов товарищества, в сравнении с Законом N 66-ФЗ является исключение необходимости уплаты вступительных взносов для членов товарищества. Согласно ч. 31 ст. 54 Закона N 217-ФЗ уплаченные до дня вступления в силу данного Закона вступительные взносы гражданам не возвращаются.
Кроме того, учитывая, что с 1 января 2019 г. садоводы и огородники не смогут создавать садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, с указанной даты не подлежат уплате также паевые и дополнительные взносы.
Второй особенностью комментируемой статьи является возможность внесения денежных средств, уплачиваемых в виде целевых или членских взносов, только на расчетный счет товарищества в банке.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. При этом банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ).
В соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" <1> (зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2014 г. N 32079) наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами осуществляются без ограничения суммы. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2014. N 45.
Использование банковского счета необходимо садоводческому или огородническому товариществу для целей уплаты различных налогов. Так, в соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Статьей 5 Закона о банках и банковской деятельности предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц.
Заметным ужесточением требований к деятельности органов управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ является исчерпывающий перечень статей расходов, на покрытие которых могут быть использованы денежные средства, уплаченные в виде членских и целевых взносов. Каких-либо исключений из положений Закона N 217-ФЗ не допускается.
Вместе с тем подходы к видам взносов в сравнении с Законом N 66-ФЗ в значительной степени не изменились. По-прежнему необходимость уплаты целевых взносов связана с достижением какой-либо конкретной цели в деятельности товарищества либо в проведении каких-то мероприятий (например, кадастровые работы в целях осуществления государственного кадастрового учета имущества общего пользования).
Исходя из п. 1 ч. 5 комментируемой статьи членские взносы могут быть потрачены для уплаты арендной платы за использование имущества общего пользования. На первый взгляд данное положение не в полной мере соответствует нормам ст. 25 и 54 Закона N 217-ФЗ, предусматривающим, что общее имущество может находиться только в общей долевой собственности садоводов и огородников или сохраниться в собственности товарищества как юридического лица либо быть передано в государственную или муниципальную собственность. Вместе с тем не следует забывать про правоотношения, сложившиеся до дня вступления в силу комментируемого Закона. Так, например, в соответствии с п. 2.7 - 2.10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ) предусматривалась возможность передачи в аренду товариществу земельного участка общего пользования в случае, если такой земельный участок являлся ограниченным в обороте. При этом само по себе вступление в силу комментируемого Закона не прекращает такие ранее заключенные договоры аренды.
Положения п. 2 и 3 ч. 5 комментируемой статьи указывают на то, что расчет за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые садоводам и огородникам, должен осуществляться с расчетного счета товарищества. Соответственно, модель договорных отношений с организациями жилищно-коммунального комплекса может предусматривать, что стороной по соответствующим договорам будет являться именно садоводческое или огородническое товарищество.
Обратим внимание на Определение ВС РФ от 3 марта 2015 г. N 5-КГ14-140 по спору относительно законности действий садоводческого некоммерческого товарищества по отключению от электроснабжения садового земельного участка и жилого дома, в рамках которого ВС РФ сделал вывод о том, что садоводческое некоммерческое товарищество не является энергоснабжающей организацией, выступает по договору энергоснабжения абонентом, в связи с чем для передачи им энергии истцу как субабоненту необходимо получить согласие энергоснабжающей организации. Таким образом, можно сделать вывод, что в части электроснабжения могут возникать правоотношения между абонентом и субабонентом.
Примечательным также является Определение ВС РФ от 29 октября 2015 г. N 301-КГ15-13165, в котором указывается на необходимость подтверждения лицом, ведущим на территории садоводческого некоммерческого товарищества садоводство в индивидуальном порядке, его права на использование определенного объема мощности электрической энергии, предоставленной энергоснабжающей организацией данному товариществу. При этом ВС РФ сделал вывод, что в ином случае будут нарушены права как членов товарищества, так и лиц, ведущих садовое хозяйство на территории товарищества в индивидуальном порядке, в интересах которых между товариществом и энергоснабжающей организацией заключен договор энергоснабжения, поскольку количество потребляемой указанными гражданами мощности электрической энергии регулируется разрешенной для использования мощностью, выделенной в целом для товарищества.
Следует отметить, что комментируемый Закон, как и Закон N 66-ФЗ, не установил однозначного принципа установления размера взносов (от площади земельного участка, от количества принадлежащих земельных участков и т.п.), оставив это на усмотрение решения общего собрания. Специалистами отмечалось, что Закон N 66-ФЗ не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов, давая лишь определение членских взносов <1>.
--------------------------------
<1> Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (постатейный) (подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2016). Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".
В Обзоре судебной практики ВС РФ отмечается, что не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену объединения, установления обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.
Комментируемый Закон разрешил садоводам и огородникам урегулировать в уставе случаи, при которых размер взносов может отличаться для отдельных членов в зависимости от характеристик земельного участка и объектов недвижимости, принадлежащих конкретному гражданину.
В этом же Обзоре судебной практики ВС РФ обозначил важнейшую для садоводов, огородников и дачников позицию о том, что размер взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Вместе с тем, к сожалению, ВС РФ остановился только на этом утверждении и не дал ответ на вопрос о том, как именно финансово должен быть обоснован размер взносов, чтобы это не приводило к злоупотреблениям со стороны органов управления объединений.
В комментируемом Законе понятие "обоснование" обрело документальный вид. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования, утвержденных решением общего собрания. Приобретая характер документа в виде решения общего собрания, финансово-экономическое обоснование может быть оспорено в судебном порядке, как и любое иное решение, порождающие гражданско-правовые последствия для участников сообщества садоводов и огородников.
Значение финансово-экономического обоснования и приходно-расходной сметы подчеркивается и еще рядом положений Закона N 217-ФЗ, в частности устанавливающих, что:
1) для его утверждения необходимо квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов членов товарищества);
2) по вопросу его утверждения могут также голосовать граждане, ведущие садоводство и огородничество без участия в товариществе;
3) по вопросу его утверждения проведение заочного голосования не допускается;
4) решение общего собрания об утверждении финансово-экономического обоснования размера взносов является обязательным не только для членов товарищества, но и для граждан, ведущих садоводство и огородничество без участия в товариществе.
Также обратим внимание на важнейшее положение комментируемой статьи о возможности взыскания взносов в судебном порядке. Важность данное положение имеет в связи с тем, что возможность взыскания взносов в судебном порядке является единственным последствием их неуплаты.
Напомним, что в период действия Закона N 66-ФЗ встречалось достаточно большое количество случаев, когда в связи с неуплатой взносов для таких членов товарищества, в том числе несогласных с их размером, чинились физические препятствия для использования земельных участков и объектов недвижимости в виде, к примеру, отключения электричества или запрета на проезд или проход к своим земельным участкам. Закон N 217-ФЗ иных последствий неуплаты взносов, за исключением взыскания в судебном порядке и начисления пени, не предусматривает. Как правило, в таких случаях садоводы и огородники вынуждены были защищать свои права в судебном порядке, при этом иные способы защиты, в том числе обращение в органы прокуратуры, во многих случаях оказывались неэффективными (см., например, Определение ВС РФ от 1 марта 2017 г. N 51-КГ16-21).