Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
1. Членами товарищества могут являться исключительно физические лица.
2. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.
3. В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
4. Правообладатель садового или огородного земельного участка до подачи заявления о вступлении в члены товарищества вправе ознакомиться с его уставом.
5. В заявлении, указанном в части 2 настоящей статьи, указываются:
1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя;
2) адрес места жительства заявителя;
3) почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;
4) адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);
5) согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.
6. К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.
7. Рассмотрение общим собранием членов товарищества заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном уставом товарищества.
8. Днем приема в члены товарищества лица, подавшего указанное в части 2 настоящей статьи заявление, является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества.
9. В приобретении членства товарищества должно быть отказано в случае, если лицо, подавшее указанное в части 2 настоящей статьи заявление:
1) было ранее исключено из числа членов этого товарищества в связи с нарушением обязанности, установленной пунктом 2 части 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, и не устранило указанное нарушение;
2) не является собственником или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладателем земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества;
3) не представило документы, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
4) представило заявление, не соответствующее требованиям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
10. У членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации. При этом принятие решения о приеме в члены товарищества не требуется.
11. В случае, если садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории садоводства или огородничества, принадлежат гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо эти земельные участки предоставлены гражданам в аренду, право участия в товариществе осуществляют данные землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. При этом для приобретения такими гражданами членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.
12. У лиц, указанных в части 11 настоящей статьи, членство возникает в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
13. Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе. Форма и содержание членской книжки или другого заменяющего ее документа, подтверждающего членство в товариществе, устанавливаются решением общего собрания членов товарищества.
Комментарий к статье 12
Комментируемая статья логично подтверждает, что членами садоводческого или огороднического товарищества могут быть только физические лица. Такое положение следует и из того, что членство неразрывно связано с правами на садовые или огородные земельные участки, которые предназначены для удовлетворения именно нужд граждан, а не юридических лиц. В частности, в отношении юридических лиц не могут быть применены такие понятия, как "отдых" и "удовлетворение бытовых нужд".
Ранее применительно к положениям Закона N 66-ФЗ В.А. Рахмилович писал, что запрет на принятие в члены садового объединения (кооператива) юридического лица, приобретшего у члена объединения (кооператива) земельный участок, расположенный в общем массиве земельных участков других членов объединения (кооператива), противоречил бы интересам как остальных членов, так и объединения (кооператива) в целом как юридического лица. Такой запрет затруднил бы кооперативу обеспечение тех целей, ради которых он создан, и без всякого основания ограничил бы свободу объединения (кооператива) в решении жизненно важных для него вопросов <1>.
--------------------------------
<1> Рахмилович В.А. Может ли юридическое лицо быть членом садоводческого (садового) кооператива? // Право и экономика. М.: Юрид. дом "Юстицинформ", 2002. N 2. С. 86.
Таким образом, Закон N 217-ФЗ в вопросе относительно возможности участия юридических лиц в объединениях садоводов и огородников поставил точку.
Комментируемая статья не ограничивает лиц, которые не являются собственниками земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но являются их правообладателями, вступить в члены товарищества. Такое право предоставлено гражданам, которым земельные участки принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. В случаях с землепользователями и землевладельцами очевидно, что эти права возникли до дня введения в действие ЗК РФ, а в аренду садовые и огородные участки могли предоставляться и после вступления в силу ЗК РФ. К примеру, С.А. Липски высказывает мнение, что в настоящее время треть садоводов не являются собственниками используемых ими земельных участков <1>.
--------------------------------
<1> Липски С.А. О перспективах законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. N 12(131). С. 22 - 27.
Одним из серьезных недостатков Закона N 66-ФЗ было отсутствие четкого порядка принятия граждан в члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что на практике вызывало достаточно большое количество споров, связанных с членством в объединениях и обжалованием решений органов управления объединений об отказе в принятии граждан в число их членов. Закон N 217-ФЗ восполнил этот пробел таким образом, что, во-первых, предусмотрел требования к заявлению о принятии гражданина в члены товарищества и документы, прилагаемые к такому заявлению, а во-вторых, установил закрытый перечень оснований для отказа в принятии гражданина в члены товарищества. Представляется, что такой подход обеспечивает возможность приобретения права участия (членства) для любого правообладателя садового или огородного земельного участка, выразившего такое намерение.
Вместе с тем обратим внимание, что согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ вопрос о принятии гражданина в члены товарищества относится к компетенции общего собрания его членов. Такое собрание может быть очередным и внеочередным. Очередное общее собрание созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:
1) правления товарищества;
2) ревизионной комиссии (ревизора);
3) более чем одной пятой членов товарищества.
Указанные положения Закона N 217-ФЗ свидетельствуют о том, что сама по себе подача заявления гражданином о вступлении в члены товарищества не гарантирует, что такой гражданин немедленно приобретет право участия (членство) в товариществе. В любом случае такой гражданин должен дождаться проведения общего собрания, на рассмотрение которого будет вынесен соответствующий вопрос. До принятия гражданина в члены товарищества он будет являться лицом, которое ведет садоводство и огородничество без участия в товариществе, и может хозяйствовать на своем земельном участке. Кроме того, приобретатель земельного участка до вступления в члены товарищества будет обязан вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.
Описанная ситуация может возникнуть на практике в случае приобретения гражданином садового или огородного земельного участка у другого лица, которое ранее являлось членом товарищества.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона N 217-ФЗ бывший член товарищества в течение десяти календарных дней со дня прекращения прав на садовый или огородный земельный участок обязан уведомить в письменной форме об этом правление товарищества с предоставлением копий документов, подтверждающих такое прекращение. Согласно ч. 6 ст. 15 комментируемого Закона в отдельный раздел реестра членов товарищества могут быть внесены сведения о лицах, которые ведут садоводство или огородничество без участия в товариществе.
Таким образом, если гражданин приобрел у бывшего члена садоводческого или огороднического товарищества земельный участок, то даже до вступления такого гражданина в члены товарищества и подачи соответствующего заявления само товарищество уже может получить всю необходимую информацию о новом собственнике земельного участка от бывшего члена товарищества, которым участок был отчужден. В частности, такая информация может быть внесена в реестр членов товарищества.
Комментируемый Закон сохранил и такой документ, как членская книжка, который имеет достаточно длительную историю в отечественном законодательстве. Вместе с тем следует констатировать, что ранее членская книжка была гораздо более значимым документом. По крайней мере это находило свое отражение в нормативных актах советского периода.
Так, п. 30 Типового устава садоводческого товарищества 1956 г. <1> предусматривалось, что правление выдает каждому члену товарищества членскую книжку, в которую заносятся сведения о вступительном, членских и целевых взносах, трудовых затратах по фактически выполненным общественным работам по нормам и расценкам, утвержденным общим собранием (конференцией) членов товарищества, и стоимости насаждений и построек, находящихся на участке члена товарищества.
--------------------------------
<1> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 15 октября 1956 г. N 678. Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".
Типовой устав садоводческого товарищества 1966 г. <1> устанавливал, что правление товарищества проводит учет выполненных членами товарищества общих работ и результаты учета отражает в лицевых счетах членов товарищества и членских книжках садоводов (п. 24 Устава). Такая книжка выдавалась правлением садоводческого товарищества каждому члену товарищества, в нее заносилась информация о вступительном, членских и целевых взносах и другие необходимые сведения (п. 26 Устава).
--------------------------------
<1> Утвержден Приказом Минкоммунхоза РСФСР N 161, Минсельхоза РСФСР от 18 мая 1966 г. N 227. Режим доступа: СПС "КонсультантПлюс".
Типовые уставы садоводческого товарищества 1985 г. <1> и 1988 г. <2> предусматривали, что правление садоводческого товарищества выдает каждому члену товарищества в течение месяца со дня приема членскую книжку, в которую вносятся данные о выделенном ему земельном участке, вступительном, членских, целевых взносах и другие необходимые сведения (п. 18 Устава).
--------------------------------
<1> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 11 ноября 1985 г. N 517 // СП РСФСР. 1986. N 18. Ст. 132.
<2> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 31 марта 1988 г. N 112 // СП РСФСР. 1988. N 10. Ст. 45.
Таким образом, сама по себе членская книжка садовода в различное время содержала сведения, ценность которых в определенных ситуациях трудно переоценить (например, в случае утраты документов на землю, возникновения спорных ситуаций относительно внесения или невнесения взносов, неправомерного уничтожения объектов недвижимости и растений, расположенных на земельном участке, и т.д.).
В связи с этим представляется, что продолжение законодательной линии по отражению в членской книжке наиболее важных для садоводов, огородников и дачников сведений (сведения о земельном участке, объектах недвижимости, уплаченных взносах и т.п.) могло бы обеспечить сохранение таких сведений именно у членов товариществ, в том числе в целях защиты своих прав. Однако Закон N 217-ФЗ фактически полностью оставляет этот вопрос на усмотрение общего собрания членов товарищества, устанавливающего форму и содержание этого документа. Кроме того, комментируемым Законом не предусматривается какой-либо ответственности за отказ в выдаче членской книжки либо ее удержание, а также в целом правовые последствия отсутствия членской книжки у гражданина. Также общее собрание членов товарищества может принять решение об использовании вместо членской книжки иного документа.
Частью 29 ст. 54 комментируемого Закона установлено, что граждане, являющиеся членами ранее созданных садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений сохраняют свое членство в данных объединениях после дня вступления в силу комментируемого Закона и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества. Кроме того, ч. 30 ст. 54 Закона N 217-ФЗ установлено, что вступление в силу данного Закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов.