Кто поглотит Еврейскую АО – Китай или Хабаровский край
24 февраля президент РФ Владимир Путин назначил временным главой Еврейской автономной области Александра Левинталя. С этим назначанием возобновилась дискуссия о будущем региона, находящегося «на задворках великой империи», обладающего богатыми природными ресурсами, но фактически оторванного от остальной России. И тем более, давно потерявшего свою национальную специфику.
История вопроса
Со стародавних времен на территории Приамурья проживали немногочисленные племена лишь тунгусов, дауров, дючеров; евреев среди них не было. Китайцы в те времена считали эти территории своими, но руки у них так далеко не дотягивались. Проникновение в Приамурье русских первопроходцев начинается с середины XVII века.
Историю освоения территории нынешней Еврейской автономной области можно начать с похода Василия Пояркова, который в 1644 году, проплыв по Амуру от Хингана до Тунгуски и сделав опись рек, сообщил, что «те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны».
Русское присутствие закрепили походы Ерофея Хабарова и его сподвижников. Именно они положили начало присоединению Приамурья к России. Благодатные места стал заселять разнообразный люд: беглые крестьяне, казаки, вольные промышленники, раскольники. Однако вплоть до второй половины XIX века этот край оставался практически необжитым.
Станция Тихонькая (будущий Биробиджан). Река Большая Бира, паром
Дальнейшее его освоение связано с борьбой за свободный доступ по Амуру к Тихому океану. Амур был артерией, связывающей Сибирь и Дальний Восток. Считая, что Дальний Восток без судоходного Амура, а Сибирь без выхода к океану не будут иметь возможностей развития, генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский не без труда заключил с китайской стороной Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры, решив таким образом «амурский вопрос». Присоединение Приамурья к России было завершено. В декабре 1858 года высочайшим повелением государя-императора было разрешено для охраны юго-восточной границы Сибири и содержания сообщений по рекам Амур и Уссури образовать Амурское казачье войско. В 1898 году началось судьбоносное сооружение железнодорожного пути от Читы до Владивостока. Ввод в эксплуатацию в 1916 году почти трехкилометрового моста через реку Амур у Хабаровска означал фактическое завершение строительства важной для империи железнодорожной магистрали.
Новую страницу в истории Дальнего Востока открыл октябрь 1917 года.
Немалую роль в революционных событиях того времени и последующей Гражданской войне сыграли евреи, в наибольшей степени ощущавшие свое бесправие и несправедливость старого строя. Как бы то ни было, в начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Тема евреев-аграриев получила свое полное развитие в современном Израиле. Но тогда это было ноу-хау. Для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия Политбюро ЦК.
В 1921 году при Президиуме Совета национальностей СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), который занялся поиском мест компактного расселения евреев, адаптации еврейского населения к сельскохозяйственному труду. КОМЗЕТ рассматривал вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Северном Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае. Однако к концу 20-х годов крымский вариант отпал. Внутрипартийная борьба закончилась полным торжеством Сталина, его оппоненты – большей частью евреи – влияние утратили. Крым сразу показался населенным и освоенным, слишком большим подарком для будущих переселенцев.
Переселенцы в Биробиджан из Днепропетровска. 1935
В работе Г.В. Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» по этому поводу сказано следующее: «То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется прежде всего тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане».
Так и слышишь гипотетический диалог:
– Куда, куда мы евреев зашлем? Покажите на карте.
– Вот сюда, товарищ Сталин.
– Ха-ха-ха! Это им за Троцкого, Зиновьева и Каменева...
История создания Еврейской автономной области как единственного на тот момент государственно-территориального образования евреев в мире (Израиль образован по решению ООН в 1948 году) официально начинается в 1928 году с принятия Президиумом ЦИК СССР постановления «О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного населения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края».
Планировалась «возможность организации на территории названного района еврейской административной территориальной единицы». Место было выбрано вполне благодатное. Там, как и в Крыму, могли расти абрикосы, соя и даже арбузы. Горные реки, озера, протоки Амура, острова, лотосы, сопки, хвойные леса… и полное отсутствие людей и инфраструктуры. Сказать, что природные красоты вызвали у евреев СССР общий энтузиазм, – это очень сильно преувеличить. Несмотря на мощную пропагандистскую кампанию – о переселенцах был даже снят художественный фильм, – заселение шло не слишком бурно. В 1928 году на территории заселения насчитывалось до 34 тысяч душ, из них 70% русских, 6,8% украинцев, 10% корейцев, 1,6% китайцев, 1% северных народностей. С 1928 по 1933 год на территорию нынешней области прибыло 22 300 человек. Евреи хоть и не стали большинством, но составили значительную часть населения будущего Биробиджанского района.
Двадцатого августа 1930 года ЦИК РСФСР принимает постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». В 1934 году Президиум ВЦИК решает вопрос о преобразовании его в Еврейскую автономную область в составе РФ. Кстати, в том же году создан и НКВД. Вот такое совпадение.
Синагога в Еврейске. Биробиджан. Фото: Getty Images/Fotobank.ru
В 1938 году с образованием Хабаровского края Еврейская автономная область вошла в состав нового региона. Шестьдесят с лишним лет советской жизни более или менее как везде. Потом перестройка, распад СССР. В 1991 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Еврейская автономная область была выделена из состава Хабаровского края в самостоятельный субъект Российской Федерации. Такова предыстория вопроса о судьбе ЕАО.
Что в итоге мы имеем сейчас
Евреи составляют около 1% населения области (1628 человек по переписи 2010 года). Можно уверенно предположить, что за прошедшие годы евреев в ЕАО стало не больше, а меньше. По данным переписи 2010 года, в ЕАО с общим населением 176 558 человек и еврейским населением 1628 человек владение идишем указали 97 человек, владение ивритом – 312 человек, владение еврейским языком без уточнения – 54 человека. Уже тогда китайский был полезнее идиша и иврита.
В январе текущего года о сложившейся ситуации авторитетный и уважаемый Евгений Примаков высказался так: «Очевидно, существуют предпосылки для рассмотрения целесообразности присоединения отдельных национальных образований к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе. Политическим анахронизмом является, например, существование Еврейской автономной области, где «титульная» нация составляет меньше 1% населения».
Выступление Примакова тут же породило дискуссии в граничащих с ЕАО Амурской области и Хабаровском крае о возможности присоединения автономии к тому или иному субъекту. Случившаяся в конце февраля замена губернатора Александра Винникова на и. о. губернатора Александра Левинталя, бывшего ранее первым зампредом правительства Хабаровского края, еще более актуализировало экспертную дискуссию. И Винников, и Левинталь – евреи. И что?
Одни считают, что не надо педалировать тему ликвидации ЕАО. Вот, например, мнение Александра Кынева: «ЕАО никому не мешает, и, невзирая на долю «титульного» этноса, символизм ликвидации «еврейской» автономии будет воспринят однозначно негативно и внешний имидж страны не украсит, особенно сейчас. Представить более болезненную и скандальную тему для мирового сообщества, как символическое ущемление евреев, затруднительно. Не зря губернаторов региону старательно подбирают «титульно правильных» (что Винников, что Левинталь) – то есть весь символизм центр понимает». «Конечно, в нашей стране возможны любые решения по судьбе территорий, – продолжает Кынев, – даже откровенно вредные изначально, и экспертов у нас вообще не принято спрашивать, но подчеркну еще раз: пользы от ликвидации автономии никакой не будет, кроме явного вреда». Все аргументы, как видим, изложены.
Станция Биробиджан. 1930-е годы
Политолог Глеб Кузнецов высказался о ситуации так: «Судя по назначению, выбор в пользу независимости. Назначить на ЕАО представителя именно титульной нации для региона – это скорее кредит доверия субъекту, чем ликвидационная команда». Действительно, шансы на объединение невелики. Возможность эта активно отрицается. Хотя, если у Кремля есть планы объединения субъектов, о них сейчас никто не скажет. Буду считать плюсы и минусы. Более того, для объединения нужен референдум. А для референдума нужен авторитетный глава автономии и набор аргументов.
Анахронизм или нет?
Если постоянно говорить о ЕАО как об анахронизме, то рано или поздно тема ликвидации станет в повестку. Но анахронизм ли она? Да, как «еврейская резервация» – анахронизм. Более того, новый глава автономии рискует остаться там чуть ли не единственным евреем. Не смешно? За последние два десятилетия из области уехало более 15% ее жителей. В основном евреи. Для подрыва имиджа страны среди сочувствующей еврейскому вопросу части мировой общественности можно просто предложить съездить туда с фотоаппаратом. Депрессивный регион. Застойный. Пассионарным евреям там делать нечего. Немногие оставшиеся евреи привязаны к ставшему родным краю, но их количество слишком мало. Больше, увы, не будет. С 1948 года у евреев есть свое государство – Израиль. Переселение евреев со всего мира в ЕАО теперь звучит как шутка.
Карта и флаг Еврейской автономной области
«Смысл существования ЕАО с первого дня существования в 1934 году – чисто пиаровский, – рассказывает политолог Кузнецов. – СССР и лично Сталин дали евреям государство, которого они были лишены со времен разрушения Иерусалимского храма. Соответственно и решение о существовании ЕАО будет иметь только PR-измерение. Решится ли Путин повторить достижение императора Тита Веспасиана? Единственная референтная группа в случае с ЕАО – это, как ни смешно, мировое еврейство».
Вот и вопрос. Станет ли «мировое еврейство» обвинять Путина в антисемитизме, если
ЕАО вернется в Хабаровский край? Я лично сомневаюсь. Объединение с Хабаровским краем в условиях кризиса дало бы этому региону реальный толчок к развитию. Тем более региональные подразделения многих (если не всех) федеральных структур власти ЕАО и так находятся в Хабаровске. Да и почему, например, реальных коряков можно было автономии лишить, а несуществующих евреев нет?
Станция Бира
Конечно, в пользу сохранения «еврейской» автономии есть и экономические аргументы. Область граничит с Китаем. Сейчас на территории области предпринимательскую деятельность осуществляют более 60 предприятий со стопроцентным китайским капиталом. Это только начало. Инвестиционная активность со стороны представителей китайского бизнеса имеет место в лесопромышленном и агропромышленном комплексе, в сфере строительства, деятельности по добыче полезных ископаемых. Примерно четверть посевных площадей области уже в аренде у китайцев. Больше четверти от общего объема жилья введено в эксплуатацию китайскими инвесторами.
Новому главе повезло, ему есть где развернуться. Например, построить мост Нижнеленинское – Тунцзян, а дальше логистический центр по работе с китайским экспортом. Сейчас главная надежда региональных властей связана с разработкой Кимканского и Сутарского железорудных месторождений. Идея строительства железнодорожного моста через Амур, который соединил бы его русский и китайский берега, возникла еще вместе с планами строительства Кимкано-Сутарского ГОКа. Производимый им железорудный концентрат предназначен для экспорта в Китай – транспортировка его на сибирские металлургические заводы нерентабельна. С самого начала проект вышел на межгосударственный уровень, получив поддержку как регионального, так и федерального правительства. Видимо, этим и предстоит заняться Александру Левинталю. Работа есть. Медвежий угол станет территорией любви России и Китая. Реализация проекта железнодорожного перехода позволит создать на территории ЕАО мощный транспортно-логистический узел.
Ожидает ли при всем этом ЕАО китайская «колонизация»? Может быть. Регион один из самых малонаселенных. Для всех будущих работ будут привлекаться китайцы. Китайцы, а не евреи будут определять экономическое будущее и этническое лицо этой области. В перспективе ЕАО может оказаться самой китаизированной территорией России. Это единственное, что можно сейчас сказать с уверенностью. Так, может быть, стоит область вернуть в Хабаровский край? Не уверен. Но хорошо бы обсудить.