Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Искусство жить красиво

Поездка по Японии оставила в памяти много чарующих впечатлений об этой сказочной стране, и одно из самых ярких - оформление фасадов и внутренних садиков жилых домов городка с названием Таканахара, который расположился в окрестностях древней столицы Японии города Нара.

Особенностью застройки японских больших и малых городов является недостаток земли. Дорогую землю максимально используют под дом, а вокруг него создают небольшой, но уютный садик, который, как правило, является миниатюрным шедевром садового искусства.

Прогулку по улицам городка Таканахары можно сравнить с посещением художественной галереи, где проходит выставка пейзажного искусства современных ландшафтов Японии. Невольно вспоминаешь высказывание Рабиндраната Тагора, что "японцы не только прекрасные художники - они превратили всю жизнь человека в искусство..."

В традиции миниатюрных японских садов - создание пейзажной картины, которую можно наблюдать с террасы, из окна дома или храма. Интересно, что современные садики Таканахары, напротив, воспринимаются как картина с внешней стороны дома, точнее, со стороны улицы. Прохожий видит картину, на которой изображен дом с окружающим его садом, в обрамлении стриженных деревьев и кустарников. Стоит подчеркнуть, что при этом садики не менее привлекательны и внутри.

Современные пейзажи, как и классические японские сады, отличает композиционная завершенность и лаконичность. Многие дома несут черты национальной архитектуры, что выражается в черепитчатой кровле, элементах декора коньков крыш и форме окон. Национальный колорит современных садиков подчеркивает и традиция использовать стриженые деревья и кустарники с компактными кронами - так называемый "садовый бонсай". Часто можно увидеть традиционные любимые японцами сосны и клены, сакуру и гинкго, из цветущих кустарников - встречаются азалии, камелии, спиреи. Преобладание вечнозеленых растений обеспечивает декоративность композиции круглый год. У листопадных растений ценится не только листья и цветы, но и структура кроны и рисунок веток, которые специально формируют во время стрижки.

Японские дома достаточно компактны, а покатые крыши-пагоды усиливают впечатление приземистости строений. Тем более кажется оправданным композиция из стриженных обтекаемых форм растений, которые не затеняют и не загораживают фасад здания, и одновременно подчеркивают четкость его архитектурных линий. Иногда часть кроны растения слега нависает над забором, выступает за границы каменного парапета или подпорной стены. Особенно часто этот прием используют для формирования веток сосен, добиваясь, чтобы они художественно нависали над калиткой, дорожкой или входом в дом. Для этого используют специальные деревянные подпорки и решетки из бамбука, которые совершенно не портят композиции, а придают ей земное, естественное звучание. При этом они достаточно изящные и неброские для утилитарных целей.

Часто применяется прием врастания стриженой кроны растения одного вида в другое, отличное по цвету и фактуре листьев. Создается впечатление, что растения обтекают друг друга.

В садиках, как дань традиции, ставят каменные фонари, которые иногда видны из-за низкой изгороди, небольшие каменные бассейны с водой и декоративные камни.

На территории своих домашних миниатюрных садиков японцы используют и переносные кашпо с растениями, как правило, для создания ярких цветовых пятен у входа в дом. В кашпо выставляются растения, цветущие в данный сезон. Например, в ноябре, во время нашего посещения Японии, выставлялись кашпо с цветущими хризантемами и камелиями. Встречаются и миниатюрные деревца - бонсай, которые хороши во все времена года. Не отказываются японцы и от вазонов с однолетниками у входа, и это - уже дань европейской традиции.

Гористый рельеф Японии и традиции каменистых садов воплотились в дизайне внутренних двориков в использовании камня в качестве отделочного материала подпорных стен и ограждений. В основании ограждений используют искусственный камень, имитирующий скалы, а вверху высаживается живая изгородь из стриженых растений. Между камнями оставляются "карманы" для почвы, в которую высаживают миниатюрные, почвопокровные и ампельные растения, такие как плющи, гвоздики, камнеломки, папоротники. Со временем камни зарастают мхом, в расщелины между камнями засеиваются новые растения, а почвопокровные виды разрастаются, усиливая эффект природной скалы.

В декоре заборов применяют традиционные штукатурку и кирпич, а также современные отделочные материалы (декоративный бетон, искусственный камень, плитку, брусчатку). Причем, японские дизайнеры смело и удачно комбинируют разные материалы. Калитки и ворота также отличаются интересным дизайном, они чаще сделаны из металла, решетчатые или узорные, иногда выполнены в одном стиле с невысокой изгородью над каменным или бетонным основанием.

Большое внимание, учитывая островной муссонный климат Японии, уделяется дренажным устройствам и их декору. В городке, о котором здесь идет рассказ, большинство зданий построено выше уровня улицы, что облегчает дренирование садиков. Трубы с участков аккуратно выведены в подпорные стенки. Из труб вода попадает в общую дренажную канаву, расположенную с каждой стороны улицы. Узкие дренажные канавы закрыты на уровне дорожного покрытия бетонными плитками, между которыми оставлены щели для приема воды. Продуманная дренажная система обеспечивает быстрый отвод дождевой воды - больших луж и бурных потоков я не видела.

Все садики отличаются ухоженностью. Чувствуется трудолюбивая рука, создающая эту красоту и поддерживающая ее в порядке. Этому способствует продуманная организация ландшафта. Сады одновременно эстетичны и эргономичны, что немаловажно для современного темпа жизни. Лаконичные композиции в садах позволяют проявить владельцу свою индивидуальность, менять в ней по настроению декоративные элементы и при этом уход за садом не занимает очень много времени.

Садовый дизайн современных жилых домов японцев - это гармония традиций и новых технологий, умение совместить национальные черты и мировой опыт в своей обычной жизни.

Традиции японского сада трудно перенести на нашу подмосковную почву, да чаще всего и не надо. Но умение японских мастеров организовать и отточить до мельчайших деталей ландшафт заслуживает восхищения. Многие их приемы можно использовать при благоустройстве территории частных владений или городских двориков.

Мерзликина Марина, ландшафтный архитектор ООО "Палисадник"
Фото автора, "Ландшафтный дизайн", 2002, № 6

Источник: www.palisadnik.ru