Кологривский уезд (22)
Автор Татьяна Соколова
Дата публикации: 2002
По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00
ПРИЛОЖЕНИЯ
О братской школе трудолюбия для нищих детей и круглых сирот
I. Открытие школы
Правление Кологривского церковноприходского братства 10 июля 1908 г., по предложению доктора И. Ф. Иорданского, постановило: устроить, в виде опыта, школу труда для нищих детей с раздачей им даровых обедов.
При этом главной своей задачей правление считало: взять детей с улицы, освободить их от попрошайничества и неразрывных с ним соблазнов, приютить их, одеть и накормить. Параллельно с этим предполагалось обучить их молитвам и началам закона Божия, научить читать и писать, познакомить с основами арифметики и, вместе с тем, девочек обучить рукоделию, а мальчиков – плетению корзин и вязанию сетей, так как на те и на другие имеется хороший спрос.
Тогда же правлением намечена была следующая программа: во-первых, собрать возможно точные и подробные сведения о нищенствующих детях города; во-вторых, запросить согласие родителей на отдачу детей в предполагаемую школу, причем взять с родителей обязательство ни в коем случае не позволять детям нищенствовать; в-третьих, на первый раз ограничиться приемом 10-ти мальчиков и 10-ти девочек в возрасте от 6-ти до 12-ти лет и, наконец, в-четвертых, обратиться к жителям города с воззванием о содействии, кто чем может, в предпринимаемом братством деле.
На том же заседании почетный член братства , которому принадлежит первая мысль об обучении детей корзиночному ремеслу, пожертвовал на первоначальную организацию дела 200 руб. предложила свои услуги руководить практическими занятиями девочек.
Общее заведование открываемой школой правление поручило , которая незадолго перед тем (8 июля) в частной беседе с доктором Иорданским высказывала своё сочувствие предполагаемому делу и своё желание, по мерам сил, потрудиться для бедных детишек.
Заведование хозяйственной стороной дела принял на себя местный воинский начальник, подполковник . Наконец, на том же заседании положено начало и материальным пожертвованиям: член правления пожертвовал мешок пшена, мешок ржаной муки и полкуля соли.
На заседании 22 июня правление ассигновало на хозяйство школы 150 руб. и, по предложению члена братства , постановило ходатайствовать перед земством о субсидии, каковая и была позднее назначена в размере 50-ти руб.
На том заседании обучение детей грамоте было предложено бывшей начальнице Кологривской женской прогимназии ; общее наблюдение за обучением детей корзиночному ремеслу принял на себя инженер-технолог , а обучение детей пению и ведение приходно-расходной книги поручено .
17 августа 1908 г. состоялось открытие школы председателем братства; о. прот. был отслужен в братском доме водосвятный молебен, после чего состоялась запись в школу собравшихся нищих детей.
С утверждения правления, в школу были приняты следующие дети. Мальчики: 1) Вас. Соколов, 9 л., мещ.; 2) Алексан. Смирнов, 10 л., мещ.; 3) Алекс. Чистяков, 10 л., крест.; 4) Николай Шмидт, 9 л., мещ.; 5) Николай Капралов, 11 л., мещ.; 6) Архип Чесноков, 12 л., мещ.; 7) Ник. Соколов, 7 л., мещ.; 8) Троф. Ординаров, 10 л., мещ.; 9) Ив. Фролов, 12 л., мещ.; 10) Ник. Ординаров, 11 л., мещ.; 11) Вас. Голубцов, 9 л., мещ.; 12) Алекс. Голубцов, 5 л., мещ.; 13) Орест Соколов, 11 л., мещ.; 14) Ник. Березин, 8 л., мещ. Девочки: 1) Нина Торопова,10 л., мещ.; 2) Мар. Шахова, 13 л., мещ.; 3) Елизавета Голубцова, 11 л., мещ.; 4) Люб. Смирнова, 9 л., крест.; 5) Ольга Некрасова, 8 л., мещ.; 6) Павла Фролова, 8 л., мещ.; 7) Алекс. Чистякова, 12 л., крест.; 8) Параск. Иларионова, 10 л., крест.
С 19 августа начались регулярные занятия в школе, и вместе с тем вся организационная и воспитательная часть передана была правлением г-же заведующей школой Ю. Д. Чащиной.
II. Общая постановка дела и достигнутые результаты
В первое время все внимание заведующей школой и ее сотрудниц было обращено на то, чтобы привести детей в более или менее приличный вид и приучить их к порядку. Дети явились в школу грязные, с кожными болезнями, плохо одетые и совершенно недисциплинированные. Все они были, прежде всего, хорошо вымыты, а мальчики коротко острижены. Затем произведен был общий врачебный осмотр, причем врачом был дан совет – подкрепить питание некоторых из детей более или менее продолжительным употреблением рыбьего жира. Затем дети постепенно получили новое белье и верхнее платье, а также валяную и кожаную обувь.
Лишь по истечении 3 – 4-х недель установился в школе тот порядок, который практикуется и по настоящее время. Дети являются от родителей в 8 часов утра. Под наблюдением кого-нибудь из дам, они сначала читают (или поют) утренние молитвы и пьют чай с черным хлебом (иногда с кренделями), причем одна из девочек исполняет обязанности дежурной. После чая и до обеда (в 2 часа дня) дети занимаются ученьем и работают, а после обеда до вечернего чая (в 4 часа дня) поют, играют, слушают рассказы и пр. В 4 часа дня дети возвращаются обратно к родителям.
А. Учебные занятия детей
По Закону Божию с детьми занимались прот. Ф.И. Иорданский, дьякон и псаломщик (пение молитв). Обучение грамоте, по предварительному соглашению, разделили между собой , , . взяла на себя один день в неделю (понедельник) и аккуратнейшим образомв течение всего отчетного периода выполняла взятые на себя обязанности. занималась два дня в неделю обучением грамоте и арифметике, причем нередко приглашала некоторых детей к себе на дом; на эти домашние занятия дети шли охотно, как на праздник. и занимались по одному дню в неделю, читали рассказы и вели объяснительные чтения. весной и летом руководила всеми учебными занятиями детей, за исключением Закона Божия.
За отчетный период, с 19 августа 1908 г. по 6 июля 1909 г., достигнуты следующие результаты: а) все дети, исключая самых маленьких, читают вполне удовлетворительно и сносно пишут; б) по арифметике хорошо считают до ста и почти все решают простенькие задачи в пределах первой сотни; в) по Закону Божию дети выучили Символ веры, все обычные молитвы и познакомились с главнейшими событиями Священной истории Ветхого и Нового Заветов.
Б. Практические занятия детей
Девочки занимались рукоделием. Под руководством занимались вышиванием по канве и тюлю М. Шахова, А. Чистякова и Л. Смирнова. Под руководством обучались вязанию ковриков из лоскутков Н. Торопова и О. Некрасова, вышивке сложных мозаичных ковриков – П. Иларионова, вязанию крючком и на спицах – Е. Голубцова и П. Фролова; все девочки обучались стирке и глаженью. Под руководством А. Ф. Зориной, и девочки обучались кройке и шитью.
Мальчики занимались ремеслами. Под руководством плели корзинки из ивовых ветвей А. Смирнов, А. Чистяков, Т. Ординаров. Под руководством вязали сети, бредни и сачки В. Соколов, Н. Шмидт, Н. Соколов, А. Капралов, Н. Фролов, Н. Ординаров, В. Голубцов, О. Соколов и Н. Березин. Кроме того, дети изготовляли коробки, рамки и кисеты.
За отчетный период выполнены следующие работы: 5 бредней, сеть, 6 корзинок, коврик, 8 пар кружев, 4 пары чулок, 2 пары варежек, несколько коробочек с инкрустацией из скорлупок и зерен, несколько рамок, кисетов и пр. Часть изделий уже продана, так что, в общем по уплате денег за материалы детьми заработано всего свыше 20-ти рублей. Все эти деньги будут храниться на детской сберегательной книжке и предназначаются для выдачи детям при выходе их из школы, но в том лишь случае, если они оставляют школу в надлежащее время, с согласия и одобрения братства.
В. Поведение детей
Через 3 – 4 недели дети привыкли к порядку и стали неузнаваемы: как в школе, так и вне ее они ведут себя скромно, прилично, ласковои почтительно приветствуют старших. Особенно приятное впечатление производят они, когда в праздники и воскресные дни ходят в храм под наблюдением кого-либо из занимающихся с ними дам. Такие сравнительно хорошие результаты должны быть приписаны общей дружной работе всех перечисленных выше лиц. Бесспорное и значительное влияние в воспитательном отношении оказывали на детей организованные при школахтак называемые братские вторники или рабочие вечера, на которые собирались дамы и барышни и шили из пожертвованных (иногда ими же самими) материй рубашки и платьица для призреваемых детей. Благодаря дружной работе участниц этих «братских вторников» незаметно и без всяких расходов со стороны братства все призреваемые дети получили по несколько смен белья, а равно блузочки и платьица. Но еще выше этого нужно поставить то воспитательное и облагораживающее влияние, какое эти вечера производили на детей, тоже участвовавших в них: видя себя предметом заботливости уважаемых лиц, встречая со стороны последних неизменно ласковое и приветливое обращение, дети уже не считали себя отверженными и брошенными на произвол судьбы, а начинали относиться с лаской и доверием к новым своим друзьям.
В этих «братских вторниках» принимали участие следующие лица: , Ю. В. Чистякова, , , и .
Желательно, чтобы и в предстоящем году это полезное и симпатичное учреждение окрепло, развилось и послужило еще более как в нравственном, так и в материальном отношении, на пользу братских питомцев.
III. Расходы по оборудованию и содержанию школы
источник поступления средств | сумма |
а) из общих братских сумм | 165 р. 45 к. |
б) от почтенного члена И. В Козлова | 200 р. |
в) от Кологривского уездного земства | 50 р. |
г) пожертвовано разными лицами | 222 р. |
д) вещей и продуктов пожертвовано на сумму | 135 р. |
Всего | 772 р. 45 к. |
Из этой суммы 222 руб. частью израсходовано, частью предназначено на приобретение хозяйственного инвентаря, на экипировку детей, на плату учительницам, занимавшимся с детьми во время болезни заведующей школой .
Собственно на содержание детей, считая тут же отопление, освещение, плату кухарке и пр., израсходовано всего 550 руб. 45 к. Следовательно, содержание всех детей в месяц стоит 55 руб.; содержание же одного питомца школы в месяц – 2 руб. 50 к.; а в год – 30 руб.
Отсюда следует, что стипендия в 75 руб. обеспечивала бы навсегда годовое содержание одного питомца школы.
А. Ведомости о суммах, поступивших на братскую школу через посредство Ю. Д. и
Месяц | Пожертвовано (руб.) | Куплено на средства, указанные выше продовольствия (руб.) | На продовольствие (руб.) | На хозяйство (руб.) |
Сентябрь | 44,28 | 21,31 | 46,45 | 14,78 |
Октябрь | 11,30 | 24,53 | 31,53 | 32,32 |
Ноябрь | 24,30 | 16,78 | 40,13 | 23,90 |
Декабрь | 9,30 | 30,46 | 34,76 | 19,79 |
Январь | 8,56 | 27,83 | 37,11 | 16,31 |
Февраль | 6,85 | 18,12 | 31,99 | 16,41 |
Март | 1,70 | 24,59 | 29,12 | 18,80 |
Апрель | 13,22 | 28,22 | 31,55 | 6,81 |
Май | – | 30,19 | 37,95 | 12,77 |
Июнь | 1,25 | 25,79 | 33,74 | 8,73 |
ИТОГО | 120,76 | 247,82 | 354,33 | 170,62 |
Б. Ведомости о распределении по месяцам всех поступлений и расходований
Приход | Сумма (руб.) | Расход | Сумма (руб.) |
Пожертвовано | 49,47 | Куплен кухонный инвентарь | 49,47 |
Пожертвовано на ёлку | 61,00 | На устройство ёлки | 13,94 |
Дети ходили "со славой" в праздник Рождества Христова | 8,00 | На экипировку детей (шубы, рубашки, фартуки, сапоги, башмаки, валенки и др.) | 10,73 |
Пожертвовано к празднику Святой Пасхи | 20,00 | Заплачено учительнице | 82,28 |
Пожертвовано разными лицами | 84,00 | Детям в праздники | 20,00 |
На установку качели | 2,24 | ||
По детской сберегательной книжке | 2,52 | ||
На руках у заведующего | 41,52 | ||
ИТОГО | 222,47 | 222,70 |
Продуктов, частью купленных, частью пожертвованных, остается на лицо на сумму в 14 руб. 25 к., каковые перечисляются на расход будущего года.
Следует упомянуть, что на предстоящий год имеет в запасе картофель, посаженный на огороде, прилежащем к братскому дому; семена пожертвованы прот. .
Вышеприведенная ведомость. А о распределении пожертвований по месяцам показывает, что в этом отношении заметны значительные колебания. Ввиду этого весьма желательно, чтобы братская школа трудолюбия для нищих детей и круглых сирот имела бы специальный неприкосновенный капитал, процентами с которого обеспечивалось бы ее существование. В настоящее время на этот предмет в распоряжении братства имеется лишь небольшая частная стипендия в сто рублей.
Будем надеяться, что найдутся отзывчивые люди и помогут братству поставить это симпатичное дело на прочных основаниях. Будем на это надеяться, памятуя, что здоровые, довольные и счастливые дети, по меткому выражению одного из русских писателей, это - «цветы земли», а голодные, холодные и озлобленные дети улицы, скажем мы со своей стороны, это – позор и постоянная опасность для того общества, среди которого они встречаются[100].