Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (22)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

О братской школе трудолюбия для нищих детей и круглых сирот

I. Открытие школы

Правление Кологривского церковноприходского братства 10 июля 1908 г., по предложению доктора И. Ф.  Иорданского, постановило: устроить, в виде опыта, школу труда для нищих детей с раздачей им даровых обедов.

При этом главной своей задачей правление считало: взять детей с улицы, освободить их от попрошайничества и неразрывных с ним соблазнов, приютить их, одеть и накормить. Параллельно с этим предполагалось обучить их молитвам и началам закона Божия, научить читать и писать, познакомить с основами арифметики и, вместе с тем, девочек обучить рукоделию, а мальчиков – плетению корзин и вязанию сетей, так как на те и на другие имеется хороший спрос.

Тогда же правлением намечена была следующая программа: во-первых, собрать возможно точные и подробные сведения о нищенствующих детях города; во-вторых, запросить согласие родителей на отдачу детей в предполагаемую школу, причем взять с родителей обязательство ни в коем случае не позволять детям нищенствовать; в-третьих, на первый раз ограничиться приемом 10-ти мальчиков и 10-ти девочек в возрасте от 6-ти до 12-ти лет и, наконец, в-четвертых, обратиться к жителям города с воззванием о содействии, кто чем может, в предпринимаемом братством деле.

На том же заседании почетный член братства , которому принадлежит первая мысль об обучении детей корзиночному ремеслу, пожертвовал на первоначальную организацию дела 200 руб. предложила свои услуги руководить практическими занятиями девочек.

Общее заведование открываемой школой правление поручило , которая незадолго перед тем (8 июля) в частной беседе с доктором Иорданским высказывала своё сочувствие предполагаемому делу и своё желание, по мерам сил, потрудиться для бедных детишек.

Заведование хозяйственной стороной дела принял на себя местный воинский начальник, подполковник . Наконец, на том же заседании положено начало и материальным пожертвованиям: член правления пожертвовал мешок пшена, мешок ржаной муки и полкуля соли.

На заседании 22 июня правление ассигновало на хозяйство школы 150 руб. и, по предложению члена братства , постановило ходатайствовать перед земством о субсидии, каковая и была позднее назначена в размере 50-ти руб.

На том заседании обучение детей грамоте было предложено бывшей начальнице Кологривской женской прогимназии ; общее наблюдение за обучением детей корзиночному ремеслу принял на себя инженер-технолог , а обучение детей пению и ведение приходно-расходной книги поручено .

17 августа 1908 г. состоялось открытие школы председателем братства; о. прот. был отслужен в братском доме водосвятный молебен, после чего состоялась запись в школу собравшихся нищих детей.

С утверждения правления, в школу были приняты следующие дети. Мальчики: 1) Вас. Соколов, 9 л., мещ.; 2) Алексан. Смирнов, 10 л., мещ.; 3) Алекс. Чистяков, 10 л., крест.; 4) Николай Шмидт, 9 л., мещ.; 5) Николай Капралов, 11 л., мещ.; 6) Архип Чесноков, 12 л., мещ.; 7) Ник. Соколов, 7 л., мещ.; 8) Троф. Ординаров, 10 л., мещ.; 9) Ив. Фролов, 12 л., мещ.; 10) Ник. Ординаров, 11 л., мещ.; 11) Вас. Голубцов, 9 л., мещ.; 12) Алекс. Голубцов, 5 л., мещ.; 13) Орест Соколов, 11 л., мещ.; 14) Ник. Березин, 8 л., мещ. Девочки: 1) Нина Торопова,10 л., мещ.; 2) Мар. Шахова, 13 л., мещ.; 3) Елизавета Голубцова, 11 л., мещ.; 4) Люб. Смирнова, 9 л., крест.; 5) Ольга Некрасова, 8 л., мещ.; 6) Павла Фролова, 8 л., мещ.; 7) Алекс. Чистякова, 12 л., крест.; 8) Параск. Иларионова, 10 л., крест.

С 19 августа начались регулярные занятия в школе, и вместе с тем вся организационная и воспитательная часть передана была правлением г-же заведующей школой Ю. Д.  Чащиной.

II. Общая постановка дела и достигнутые результаты

В первое время все внимание заведующей школой и ее сотрудниц было обращено на то, чтобы привести детей в более или менее приличный вид и приучить их к порядку. Дети явились в школу грязные, с кожными болезнями, плохо одетые и совершенно недисциплинированные. Все они были, прежде всего, хорошо вымыты, а мальчики коротко острижены. Затем произведен был общий врачебный осмотр, причем врачом был дан совет – подкрепить питание некоторых из детей более или менее продолжительным употреблением рыбьего жира. Затем дети постепенно получили новое белье и верхнее платье, а также валяную и кожаную обувь.

Лишь по истечении 3 – 4-х недель установился в школе тот порядок, который практикуется и по настоящее время. Дети являются от родителей в 8 часов утра. Под наблюдением кого-нибудь из дам, они сначала читают (или поют) утренние молитвы и пьют чай с черным хлебом (иногда с кренделями), причем одна из девочек исполняет обязанности дежурной. После чая и до обеда (в 2 часа дня) дети занимаются ученьем и работают, а после обеда до вечернего чая (в 4 часа дня) поют, играют, слушают рассказы и пр. В 4 часа дня дети возвращаются обратно к родителям.

А. Учебные занятия детей

По Закону Божию с детьми занимались прот. Ф.И. Иорданский, дьякон и псаломщик (пение молитв). Обучение грамоте, по предварительному соглашению, разделили между собой , , . взяла на себя один день в неделю (понедельник) и аккуратнейшим образомв течение всего отчетного периода выполняла взятые на себя обязанности. занималась два дня в неделю обучением грамоте и арифметике, причем нередко приглашала некоторых детей к себе на дом; на эти домашние занятия дети шли охотно, как на праздник. и занимались по одному дню в неделю, читали рассказы и вели объяснительные чтения. весной и летом руководила всеми учебными занятиями детей, за исключением Закона Божия.

За отчетный период, с 19 августа 1908 г. по 6 июля 1909 г., достигнуты следующие результаты: а) все дети, исключая самых маленьких, читают вполне удовлетворительно и сносно пишут; б) по арифметике хорошо считают до ста и почти все решают простенькие задачи в пределах первой сотни; в) по Закону Божию дети выучили Символ веры, все обычные молитвы и познакомились с главнейшими событиями Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Б. Практические занятия детей

Девочки занимались рукоделием. Под руководством занимались вышиванием по канве и тюлю М. Шахова, А. Чистякова и Л. Смирнова. Под руководством обучались вязанию ковриков из лоскутков Н. Торопова и О. Некрасова, вышивке сложных мозаичных ковриков – П. Иларионова, вязанию крючком и на спицах – Е. Голубцова и П. Фролова; все девочки обучались стирке и глаженью. Под руководством А. Ф.  Зориной, и девочки обучались кройке и шитью.

Мальчики занимались ремеслами. Под руководством плели корзинки из ивовых ветвей А. Смирнов, А. Чистяков, Т. Ординаров. Под руководством вязали сети, бредни и сачки В. Соколов, Н. Шмидт, Н. Соколов, А. Капралов, Н. Фролов, Н. Ординаров, В. Голубцов, О. Соколов и Н. Березин. Кроме того, дети изготовляли коробки, рамки и кисеты.

За отчетный период выполнены следующие работы: 5 бредней, сеть, 6 корзинок, коврик, 8 пар кружев, 4 пары чулок, 2 пары варежек, несколько коробочек с инкрустацией из скорлупок и зерен, несколько рамок, кисетов и пр. Часть изделий уже продана, так что, в общем по уплате денег за материалы детьми заработано всего свыше 20-ти рублей. Все эти деньги будут храниться на детской сберегательной книжке и предназначаются для выдачи детям при выходе их из школы, но в том лишь случае, если они оставляют школу в надлежащее время, с согласия и одобрения братства.

В. Поведение детей

Через 3 – 4 недели дети привыкли к порядку и стали неузнаваемы: как в школе, так и вне ее они ведут себя скромно, прилично, ласковои почтительно приветствуют старших. Особенно приятное впечатление производят они, когда в праздники и воскресные дни ходят в храм под наблюдением кого-либо из занимающихся с ними дам. Такие сравнительно хорошие результаты должны быть приписаны общей дружной работе всех перечисленных выше лиц. Бесспорное и значительное влияние в воспитательном отношении оказывали на детей организованные при школахтак называемые братские вторники или рабочие вечера, на которые собирались дамы и барышни и шили из пожертвованных (иногда ими же самими) материй рубашки и платьица для призреваемых детей. Благодаря дружной работе участниц этих «братских вторников» незаметно и без всяких расходов со стороны братства все призреваемые дети получили по несколько смен белья, а равно блузочки и платьица. Но еще выше этого нужно поставить то воспитательное и облагораживающее влияние, какое эти вечера производили на детей, тоже участвовавших в них: видя себя предметом заботливости уважаемых лиц, встречая со стороны последних неизменно ласковое и приветливое обращение, дети уже не считали себя отверженными и брошенными на произвол судьбы, а начинали относиться с лаской и доверием к новым своим друзьям.

В этих «братских вторниках» принимали участие следующие лица: , Ю. В.  Чистякова, , , и .

Желательно, чтобы и в предстоящем году это полезное и симпатичное учреждение окрепло, развилось и послужило еще более как в нравственном, так и в материальном отношении, на пользу братских питомцев.

III. Расходы по оборудованию и содержанию школы

 

источник поступления средств сумма
а) из общих братских сумм 165 р. 45 к.
б) от почтенного члена И. В Козлова 200 р.
в) от Кологривского уездного земства 50 р.
г) пожертвовано разными лицами 222 р.
д) вещей и продуктов пожертвовано на сумму 135 р.
Всего 772 р. 45 к.

Из этой суммы 222 руб. частью израсходовано, частью предназначено на приобретение хозяйственного инвентаря, на экипировку детей, на плату учительницам, занимавшимся с детьми во время болезни заведующей школой .

Собственно на содержание детей, считая тут же отопление, освещение, плату кухарке и пр., израсходовано всего 550 руб. 45 к. Следовательно, содержание всех детей в месяц стоит 55 руб.; содержание же одного питомца школы в месяц – 2 руб. 50 к.; а в год – 30 руб.

Отсюда следует, что стипендия в 75 руб. обеспечивала бы навсегда годовое содержание одного питомца школы.

 

А. Ведомости о суммах, поступивших на братскую школу через посредство Ю. Д. и

Месяц Пожертвовано (руб.) Куплено на средства, указанные выше продовольствия (руб.) На продовольствие (руб.) На хозяйство (руб.)
Сентябрь 44,28 21,31 46,45 14,78
Октябрь 11,30 24,53 31,53 32,32
Ноябрь 24,30 16,78 40,13 23,90
Декабрь 9,30 30,46 34,76 19,79
Январь 8,56 27,83 37,11 16,31
Февраль 6,85 18,12 31,99 16,41
Март 1,70 24,59 29,12 18,80
Апрель 13,22 28,22 31,55 6,81
Май 30,19 37,95 12,77
Июнь 1,25 25,79 33,74 8,73
ИТОГО 120,76 247,82 354,33 170,62

 

Б. Ведомости о распределении по месяцам всех поступлений и расходований

Приход Сумма (руб.) Расход Сумма (руб.)
Пожертвовано 49,47 Куплен кухонный инвентарь 49,47
Пожертвовано на ёлку 61,00 На устройство ёлки 13,94
Дети ходили "со славой" в праздник Рождества Христова 8,00 На экипировку детей (шубы, рубашки, фартуки, сапоги, башмаки, валенки и др.) 10,73
Пожертвовано к празднику Святой Пасхи 20,00 Заплачено учительнице 82,28
Пожертвовано разными лицами 84,00 Детям в праздники 20,00
На установку качели 2,24
По детской сберегательной книжке 2,52
На руках у заведующего 41,52
ИТОГО 222,47 222,70

Продуктов, частью купленных, частью пожертвованных, остается на лицо на сумму в 14 руб. 25 к., каковые перечисляются на расход будущего года.

Следует упомянуть, что на предстоящий год имеет в запасе картофель, посаженный на огороде, прилежащем к братскому дому; семена пожертвованы прот. .

Вышеприведенная ведомость. А о распределении пожертвований по месяцам показывает, что в этом отношении заметны значительные колебания. Ввиду этого весьма желательно, чтобы братская школа трудолюбия для нищих детей и круглых сирот имела бы специальный неприкосновенный капитал, процентами с которого обеспечивалось бы ее существование. В настоящее время на этот предмет в распоряжении братства имеется лишь небольшая частная стипендия в сто рублей.

Будем надеяться, что найдутся отзывчивые люди и помогут братству поставить это симпатичное дело на прочных основаниях. Будем на это надеяться, памятуя, что здоровые, довольные и счастливые дети, по меткому выражению одного из русских писателей, это - «цветы земли», а голодные, холодные и озлобленные дети улицы, скажем мы со своей стороны, это – позор и постоянная опасность для того общества, среди которого они встречаются[100].

Источник