Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Кологривский уезд (1)

Автор Татьяна Соколова

Дата публикации: 2002

По материалам: "Социокультурная характеристика Кологривского уезда Костромской губернии (60-е гг. XIX в. – 1914 г.)"
Квалификационная работа по специальности «История» 02.07.00

 

Введение

«Хмур и беден наш городок. Заброшен в дебри костромских лесов, стоит при сплавной реке Унже. Весь окружной народ живет этой рекой и лесом. В зимние ночи, когда напряженную тишину леса нарушит медлительный и жалобный бой часов на соборной колокольне или зовет голодным воем собака, чувство тоски, тревожной и смутной, пробуждают в душе эти звуки в наших гиблых местах…» - так писал о Кологриве конца XIX столетия кологривский писатель в книге «Лесная быль».

Кологрив – глубинка Русской земли. Его история уходит в глубь веков. Как поселение известен с XIV- п. п. XV столетий под названием села Михаил Архангел. Известно, что в это время по приказу Василия III был построен ряд городов – форпостов для защиты окраин Московского государства, так на месте села Михаил Архангел возникла осада, получившая название Кологрив.

«…В XV – XVI вв. казанские татары с черемисой не переставали нападать на Галич и Кострому. Для защиты от частных набегов ставились новые города, прилегающие к ним волости, называли «осадами». Таково же происхождение Парфеньева, Кологрива, Судая. Галич таким образом был окружен кольцом из городов – форпостов, которые затрудняли подход к нему, защищая в то же время Кострому со стороны Галича. … После падения Галичского княжества, Галич и Кострома вошли в состав Московского государства, в котором образовались уезды Галичский и Костромской. Первый делился на осады: Солигаличскую, Чухломскую, Судайскую, Парфеньевскую, Кологривскую и Унженскую…»1

Название города объясняют тем, что он построен около грив (местное произношение «коло») – возвышенных мест, незаливаемых разливами весенней воды[2].

В 1778 г. по указу Императрицы Екатерины II было открыто Костромское наместничество, именно тогда Кологрив был выделен из Галичского уезда в самостоятельную административную единицу, то есть стал уездным городом. А 29 мая 1779 г, как и всем уездным городам, город получил свой герб. Он представляет из себя щит, разделенный на две части. В верхней части щита – в голубом поле корма галерная (часть из герба Костромского наместничества), во второй части щита - в золотом поле лошадиная голова с крутою гривою, означающей название города.

История Кологривского уезда этого периода интересна, но составляет трудность для исследования, т. к. основная масса источников, позволяющая достоверно установить исторические события, происходящие в глубинке, утрачена. Но сохранились источники более позднего периода, изучая их мы в своем исследовании постараемся создать общую картину исторического прошлого Кологривского уезда периода 60-х гг. XIX вг.

Хронологические рамки исследования ограничены 60-ми гг. XIX в –1914 г., т. к. именно к этому времени относится наибольшая активность местного земства, сыгравшую значительную роль в развитии образования, просвещения уезда. Именно этот промежуток времени, насыщенный историческими событиями, позволяет проследить изменения в провинциальном обществе, связанные с мировыми и российскими событиями, определить их влияние на культурную и общественную жизнь Кологривского уезда. Хронологические рамки исследования ограничиваются наличием источников и доступностью для изучения, т. к. большая их часть со временем была утрачена.

* * *

Нужно отметить, что стараниями энтузиастов-краеведов, начиная с XVIII в. и до сегодняшнего дня, собран и сохранен (а отчасти систематизирован) широкий круг краеведческих исторических источников, открывающих исследователям обширное поле для изучения.

Перечислим некоторые группы источников наиболее ценных для означенной нами темы и, прежде всего, заметим, что из всех типов исторических источников важнейшим для нас являются письменные. Существенную их часть составляют материалы правительственных учреждений, государственных и частных предприятий, общественных организаций, возникшие как результат их делопроизводства. К этой группе источников следует отнести различные отчеты, сметы, обзоры, исходящие от губернской земской управы; документы, сохранившиеся от работы различных земских комиссий, губернских земских съездов, совещаний, собраний различных категорий земских служащих. Важны также отчеты, журналы заседаний, постановления различных губернских учреждений, материалы, собранные отделами губернской земской управы. Весьма существенны журналы заседаний разных обществ; тексты докладов и сообщений, заслушанных на этих заседаниях, публикации материалов о работе обществ. Интересным источником являются каталоги существовавших в то время библиотек, уставы различных общественных организаций, правила приема в учебные заведения различных типов, отчеты об их деятельности и многие другие материалы подобного же характера.

Данная группа документальных источников содержит в себе ценнейший материал, раскрывающий конкретную фактическую сторону культурной жизни общества, охватывающий собою многие её грани. Здесь мы находим необходимые статистические сведения, которые позволяют нам рассмотреть различные явления в развитии и в сравнении друг с другом (например, на губернском, уездном и волостном уровнях и др.), интереснейшие факты о деятельности различных заведений, обществ, отдельных лиц, об их вкладах в культурную жизнь костромского общества.

Богатый картографический материал позволяет нам наглядно представить себе условия формирования и развития культурных явлений, обнаружить причины их разнообразия, специфику в различных регионах, найти связующие нити многих, на первый взгляд, разрозненных явлений.

Другую, не менее существенную группу письменных исторических источников представляют источники повествовательного характера. К мемуарной литературе относятся произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания о прошлом. Это, прежде всего личные записи очевидцев происходящего процесса: дневники, воспоминания, личная переписка. Отличаясь большой долей субъективности, они, безусловно, отражают в специфической, присущей им форме и объективную сторону описываемых явлений. Данную группу источников условно можно разделить на две большие подгруппы: записи жителей самой губернии, её уроженцев, и приезжих из других местностей. Представители второй подгруппы источников, как правило, обращают внимание на специфические стороны жизни края, отличающие его жителей от родной им среды. Но в отличие от первой подгруппы, мы не найдем подробного описания культурных местных традиций, их глубоких корней.

Одним из важнейших письменных источников является периодическая печать. Исследователями уже отмечено, что периодика, являясь многообразным и сложным для изучения источником, дает историку незаменимые по богатству содержания и разнообразию форм сведения для изучения различных сторон общественной и культурной жизни. Конечно, в журналах и газетах публиковались материалы, которые можно почерпнуть и в других источниках, например, в делопроизводственных фондах, в статистических сборниках, но, с другой стороны, периодическая печать имеет и особенные, только ей присущие качества. Только на её страницах публиковались современные обозрения, хроники событий, характерная публицистика. С другой стороны, она сохраняет некоторые утраченные источники или восполняет данные, содержащиеся в сохранившихся фондах и разных письменных памятниках. Журналы и газеты зачастую были первыми публикаторами различного рода официальных и неофициальных документов, многие из которых в подлинниках не сохранились. Но, пожалуй, самое главное заключается в том, что газеты и журналы являются ценным (а очень часто единственным и потому незаменимым) источником для изучения повседневной жизни общества, его нравов и предпочтений.

Интерес к истории своей малой родины, ее «живой старине» осознавался отдельными представителями костромского общества еще в XVIII веке, а в конце XIX в. по «Проекту о губернских ученых архивных комиссиях и исторических архивах при них», составленному директором Археологического института, видным историком и археографом в 1885 г. была создана Костромская губернская ученая архивная комиссия. Она занималась сбором и сохранением исторических источников. О социальном статусе этой организации может отчасти свидетельствовать тот факт, что число членов комиссии в 1904 году составляло 301 человек, а несколько костромских губернаторов в свое время были председателями этой Комиссии. В 1912 году Комиссия на правах секции входит в новое Костромское научное общество, в круг интересов которого включались естественно-исторический, физико-метеорологический, этнографический, географический и педагогический аспекты[3].

Одновременно с названными обществами проводило свою работу по изучению местного края и местное Церковно-историческое общество. Оно проводило работы по восстановлению и охране культурных памятников, редких надгробий, церковных ценностей, по распространению исторических сведений о них, по организации музеев и выставок[4]. Материалы работы членов этих обществ составляют довольно обширный источниковедческий пласт.

В XX веке изменяется поход к изучению истории родного края.

В 1912 году создается Костромское научное общество по изучению местного края. Общество занимается не просто сбором исторических источников – оно проводит исследования, совершенствует методы работы, составляет подготовительные материалы для исследовательских работ (анкеты, опросники), обрабатывает их.

Интересен и тематический спектр исследований, работа по распространению результатов своих трудов в губернии, для этого создаются учебные пособия по краеведению[5].

В настоящее время совокупность исследований по теме социокультурной жизни Костромской губернии представляет собой довольно обширный и интересный для исследователей материал. Но по изучению социокультурной жизни Кологривского уезда не проводилось глубоких исследований. Ряд краеведов вели работы по изучению отдельных уездов. Например, Л. Поросятковская опубликовала серию статей, в которых раскрывались основные особенности уездов Костромской губернии XIX века. В этих статьях в основном содержится обобщенный статистический материал о площади уездов, численности населения, населенных пунктов, основных занятиях жителей уезда.

Широко известна работа Д. Белорукова «Деревни, села и города Костромского края». Она представляет собой характеристику отдельных районов Костромская обл." href="/text/category/kostromskaya_obl_/" rel="bookmark">Костромской области с описанием фрагментов исторического прошлого. Эта работа не дает полной характеристики социокультурной жизни прошлого уездов. Автор утверждает в предисловии к своей книге, что это не фундаментальное исследование, а работа, предназначенная стать настольной книгой читателя, так как материал, содержащийся в ней, доступен каждому и изложен не сухим научным языком[6]. Ценна эта работа и тем, что в ней содержится история сел, деревень, которые на сегодняшний день уже не существуют.

Существует краткий краеведческий очерк Кологривского уезда . В первой части работы раскрывается географическое положение, природно-климатические условия уезда. Здесь содержатся сведения за несколько лет о средней температуре воздуха, почв на различной глубине, облачности, атмосферного давления, осадках. Во второй части исследований повествуется о флоре и фауне, характерной для данной территории. Таким образом, данная работа дает природно-климатическую характеристику уезда.

Наиболее обобщенный характер данной проблемы имеют исследовательские работы . В них содержатся подробные характеристики культурной жизни Костромской губернии практически по всему спектру, а также дается характеристика по уездам. Особо ценно то, что в основе ее работ лежит периодическая печать как исторический источник, что является актуальным для любого исторического исследования.

В заключение скажем, что изучение культурной жизни Кологривского уезда кон. XIX–нач. XX вв. имеет широкую и разнообразную источниковую базу. Степень ее изученности наглядно свидетельствует о возможных перспективах дальнейшего ее изучения, совершенствовании методов исследования различных типов, родов, видов и разновидностей исторических источников по изучению нашего культурного прошлого. Исследованность культурной жизни Кологривского уезда кон. XIX – нач. XX вв., к сожалению, не позволяет охарактеризовать культуру края во всей ее сложности, многоаспектности и целостности, четко выделить в ней типичное и особенное, определить ее место и роль в общем процессе развития отечественной культуры кон. XIX – нач. XX вв. Таким образом актуальность создания работ обобщающего характера, предусмаривающих систематизацию имеющихся сведений, их сравнение и обобщение, складывание в единый целостный образ реально происходивших событий, явлений, процессов в культурной жизни уезда рубежа XIX - XX вв. становится очевидной. Такое обобщающее исследование еще далеко от своего реального воплощения, и вряд ли можно предположить в ближайшем времени создание капитальных и всеобъемлющих работ по этой теме. Это – задача дальнейших исследований в данной области.

Перечисленные недостатки в работах по изучению культуры Кологривского уезда рубежа XIX – XX вв. не снижают общего значения уже вышедших исследований, а открывают дальнейшие перспективы их углубления. Они состоят, во-первых, в продолжение дальнейшего изучения отдельных проблем из истории культуры Костромского края; во-вторых, в исследовании новых комплексов исторических источников и совершенствовании методов работы с ними; в третьих, в создании сравнительных и обобщающих работ по означенной теме, рассматривающих культурный процесс в Костромской губ. как части единой русской культуры.

Источник