Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Ченстохова

Ченстохова излюбленное паломниками место, поскольку именно там находится главная польская святыня – икона «Черная Мадонна» или как ее с любовью и почтением называют поляки «Королева Польши».

История города Ченстохова и возникновения ясногурского монастыря уходят вглубь веков. Так первое деревня Ченстохова была основана еще в 11-ом столетии, а первое упоминание о ней в исторических документах относится к 1220 году. Статус города Ченстохова получила в 1377 году. А в 1382 году Владиславом Опольчиком - польским князем был основан монастырь Ясна-Гура.

 

Само же название «Ясна-Гура» дали холму, высота которого составляет 293 метра, монахи монашеского ордена Св. Павла, прибывшие сюда из Венгрии, где в Буде на Ясна-Гуре находился главный монастырь этого ордена. Монахи были привезены в Польшу князем Владиславом Опольчиком, наместником короля Людвига Венгерского. Прибыв в Ченстохову в 1382 году, монахи получили от князя холм с маленьким костелом Пресвятой Девы Марии. А в 1384 году в нем была размещена Чудотворная Икона Божией Матери, привезенная основателем монастыря Владиславом Опольчиком из Белза.

По преданию икона Божией Матери была написана Св. Лукой-Евангелистом на доске от стола, при котором молилась и принимала пищу Пресвятая Семья.

Быстрорастущая слава чудотворной иконы способствовала тому, что за короткий период времени монастырь на Ясна-Гуре стал местом пребывания многочисленных паломников и хранилищем необычайно ценных предметов – даров иконе Божией Матери. Однако все эти сокровища были разграблены бандой гуситов, напавшей 14 апреля 1430 года на монастырь. Ворвавшись в каплицу Божией Матери, они сорвали с алтаря икону, украли ценные предметы ее окружавшие и саблями порезали лик Мадонны. После чего бросили икону на землю так, что доски иконы треснули на три части. По преданию икона реставрировалась на дворе польского короля Владислава Ягеллы в Кракове. Художники несколько раз безуспешно наносили новые краски, а они вновь и вновь сходили с иконы. Отчаявшись отреставрировать икону, они сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, максимально приближенную к оригиналу. А там где на лике Божией Матери были разрезы, в память о вандальных действиях, они нанесли резцом следы на новую икону. Именно в таком виде икон дошла до наших дней.

 

 

После этих событий слава монастыря на Ясна-Гуре возросла больше прежней. В монастырь стали прибывать многочисленные паломники, первоначальная каплица уже не могла всех вмещать, и монастырь начал расширяться, началось строительство нового большого костела. Очередное нападение на монастырь и его грабеж, а также пограничное расположение Ясногурского холма склонили польских королей Зигмунта II и Владислава IV окружить монастырь оборонным рвом. В 1621 году были начаты фортификационные работы, таким образом, святилище на Ясна-Гуре стало крепостью Марии.

В 1655 году шведские войска начали наступление на польские земли, быстро занимая Варшаву, Познань и Краков. И 18 ноября 1955 года оказались у стен Ясна-Гуры. Но случилось чудо, и малочисленное население монастыря сумело отказать отпор трехтысячной шведской армии. Вскоре Польша была полностью освобождена от шведов. 1 апреля 1656 года благодарный король Ян Казимир, во время торжественного обета, отдал себя и свою страну под опеку Божией Матери, назвав ее Духовной Матерью и Королевой Польши. С этого дня Ясна-Гура является символом свободы народа и религиозных чувств поляков.

А когда в Польше после 1711 года, наступило время относительного спокойствия, идея, чтобы корона Папы Римского украсила голову Божией Матери, давно выражаемая многими верующими, нашла отклик на государственном уровне. И 8 сентября 1717 года состоялась торжественная коронация Чудотворной иконы. С тех пор образ Божией Матери по праву считается Королевой Польши.

Такова история возникновения монастыря и всеобщего почитания Ясногурской Мадонны. Таким образом, архитектурный комплекс монастыря за свою пяти вековую историю много раз перестраивался и заключает в себе черты различных эпох.

 

2 3 4 5

Источник