Царское село: Собственный садик
В первые годы царствования Екатерины II часть Старого сада между Рамповой аллеей, являющейся продолжением Пандуса, и Подкапризовой дорогой подверглась перепланировке по принципу пейзажного парка. Перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Большой луг длиной более 200 метров с дорожками по сторонам.
В середине XIX века, в связи с устройством в этой части парка Собственного садика, один из великолепных пейзажных ландшафтов Екатерининского парка, сформированный в XVIII веке, оказался утрачен.
В 1856 году часть пейзажного парка отгородили невысокой чугунной решеткой с тремя воротами, для которых по рисункам архитектора И. А. Монигетти были отлиты золоченые бронзовые украшения. И наконец, в 1865 году архитектор А. Ф. Видов спланировал здесь по распоряжению императора Александра II интимный Собственный садик.
Композиционным центром садика стал большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой, изготовленной из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике; вокруг фонтана разбили живописные цветники, проложили извилистые дорожки, установили скульптуры. Тогда же была выстроена пергола — веранда в итальянском стиле, закрывшая вид на Кагульский обелиск и зеленый луг из окон дворца и разделившая Большой зеленый луг на две части.
В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца, во втором этаже которого находились апартаменты Екатерины II. В первом этаже флигеля позднее разместились личные комнаты императора Александра II.
В 1930 году в Собственном садике были расставлены мраморные скульптуры, уцелевшие в годы войны: две копии «Танцовщицы» А. Кановы, исполненные в начале XIX века, «Зефир» В. П. Бродзского и «Нимфа» П. П. Забелло.
Здесь гуляла семья Александра II. Среди многочисленных клумб и кустов сирени Собственного садика часто играли царские дети. Личные комнаты Александра II, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, выходили в этот сад. В белые ночи в Собственном садике устраивались сельские балы на открытом воздухе, оркестр располагался тогда в боскете, и танцы происходили в духе «элегантной простоты».