Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Портик Нового Эрмитажа

“Дом с Атлантами” — так большинство людей называют эту несомненно выдающуюся достопримечательность города Петербурга) На самом деле конечно же никакой это не дом — скорее часть здания Нового Эрмитажа, так называемый “портик”

Из них ослабни кто-то — и небо упадёт…

 

Портик Нового Эрмитажа расположен на главном фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей

 

 

Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви. Остальные элементы портика — пилоны, фриз и колонки балкона — выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура

 

 

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята

 

 

Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью — руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа писал:

 

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже

 

 

Первые трещины в стенах и перекрытиях Нового Эрмитажа были отмечены в 1880—1890-х годах; вскоре был сделано предположение, что они связаны с появлением наклонной осадки фундамента из-за осадки правой части здания. Более всего от этой осадки пострадал портик. Трещины на скульптурах атлантов впервые были замечены в 1909 году, новые трещины появлялись в 1914, 1921, 1948, 1976, 1987, 1997, 2000 годах. На правой стороне портика образовалась сквозная трещина, продолжившаяся в верхней части здания; при реставрации эта трещина была оформлена в искусственно созданный осадочный шов

 

 

В 1997 году была проведена инженерная оценка состояния и устойчивости конструктивных элементов портика, включая атлантов; измерения выполнялись с помощью высокочувствительных датчиков — пьезоакселерометров

 

 

Портик Нового Эрмитажа жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий и в уровне фундаментов. В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка — крен в сторону здания — вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика

 

 

Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения; это приводит к возникновению трещин

 

 

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием. Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок — при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций

 

 

Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа. Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно — на его торсе образовалась рваная “рана”

 

 

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни “Атланты”:

…Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках…

 

Материал с сайта lifeglobe.net