Дом, и мир прекрасный вокруг
 

Александровский ангел

Ангел, венчающий Александровскую колонну на Дворцовой площади, является, пожалуй, одним из самых известных и узнаваемых в Петербурге.

 

 

Сотворил эту колонну в 1829—1834 гг. архитектор Огюст Монферран – знаменитый создатель Исаакиевского собора.

История возведения Александровской колонны изложена в альбоме, изданном Монферраном в 1836 г. под названием «План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру». Весь процесс, связанный с поисками нужного монолита в карьере Пютерлакса, с доставкой его на специальном судне в Петербург, выгрузкой и транспортировкой на Дворцовую площадь, а также момент открытия памятника изложены в этом труде со всеми подробностями.

Здесь остановимся на истории ангела, венчающего колонну.

Первой идеей архитектора было расположить на месте этого знаменитого небесного хранителя фигуру самого Александра I в античных одеждах. Более того, на самом раннем проекте монумента от 1829 г. колонна была увенчана просто православным крестом без ангела. Но затем, по настоянию императора Николая I, на чертежах все же появилась фигура ангела с ликом Александра I и перстом, указующим в небо, а православный крест был заменен на «общехристианский».

 

Эскизы фигур и групп, венчающих колонну. Проекты Из книги О. Монферрана

 

Итак, по утвержденному проекту колонна должна была быть завершена скульптурой ангела, причем по величайшему повелению Николая I «лик статуе дать покойного императора Александра I». Из всех представленных моделей была выбрана модель скульптора Б. И. Орловского, который в течение восьми месяцев вылепил в глине и отлил в гипсе фигуру ангела в проектную величину.

Вопрос о размерах, как самой фигуры, так и основания под неё, вызвал многочисленные споры в Комиссии построения: были высказаны мнения об уменьшении его величины.

 

Детали Александровской колонны: пьедестал, база, капитель, скульптура. Литография по рисунку О. Монферрана

 

В результате тщательного обсуждения и голосования члены Комиссии пришли к решению, что следует понизить пьедестал и полусферу, фигуру ангела не увеличивать и отказаться от позолоты. Итоговая высота скульптуры составила 4,26 м.

 

 

Все эти превращения связаны с тайной ухода императора Александра I от бремени власти в Таганроге в 1825 г.

По одной из версий, Александр не умер, а ушел в монашество. Император Николай создал памятник человеку, избравшему крестный путь. «Не будь сложения сана Александром Первым, не могло быть такого монумента… вместо заурядного столпа, первоначально утвержденного, прославляющего в основном победы императора Александра I, фактически создается монумент, похожий на гимн человеческому духу, выраженный на языке пластики так, как это невозможно было бы сделать словами».

 

Портрет Александра I начала 1800-х гг. в окружении ликов ангела с Александровской колонны

 

История создания «Александрийского столпа» отражает и ту двусмысленную ситуацию, в которой оказался французский архитектор О. Монферран, вынужденный сооружать памятник победителю своего Отечества.

 

Бишебуа, Л. П. - А. Байо А. Ж. - Б. - Торжественное открытие Александровской колонны

 

Торжественное открытие монумента состоялось ровно через два года после установки колонны на пьедестал — 30 августа 1834 г.

 

Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александрийского столпа 1834 года

 

Тучи сгустились над ангелом сразу после революционных событий 1917 года. Так, бывший член Государственной думы В. В. Шульгин, побывав нелегально в Советской России в самый разгар нэпа, оставил воспоминания, в которых есть описание попытки большевиков изменить внешний вид Александровской колонны: «И вот мы пришли на удивительную площадь, что против Зимнего дворца. Здесь «они» сделали только одну гадость: сняли красивую решетку, с императорским вензелем, которая была вокруг Зимнего дворца. «Они» говорят, что это позднейшая пристройка, которая испортила первоначальный план, но на самом деле, конечно, из-за вензелей... Но единственная в мире Александровская колонна стоит исполинской свечой среди площади. Умора была с этой колонной! «Они» ее не решились тронуть, но ужасно им не нравился ангел, что наверху. Так вот «они» соорудили этакий колпачок, довольно художественный, чтобы Ангела прикрыть. Но как его туда надеть? И вдруг нашлись: с воздушного шара. Чуть ли не весь Петербург собрался смотреть. Хохотали до упаду. Только этот шар наведут к колонне, а ветерок чуть-чуть подует... Отъехал! И несчастные в корзине болтаются со своим колпаком! В толпе крик, улюлюканье. Целый день возились. К вечеру бросили! Оставили ангела в покое».

 

 

У большевиков возник план заменить ангела на красноармейца, а после смерти Ленина на его изваяние 10-метровой высоты. А. В. Луначарский написал Г. Зиновьеву, поддержавшему этот проект, секретное письмо. Там были слова: «Идея ужасающе нелепая». На это письмо Зиновьев наложил резолюцию: «Ну их к черту! Оставьте им колонну с "ампирным "ангелом».

В 1963 году памятник был отреставрирован (руководитель работ — реставратор И. Г. Блэк, бригадир Н.Н. Решетов), а в 2002—2003 гг. была проведена еще одна комплексная реставрация памятника.

 

 

В начале 2004 года состоялась церемония открытия воссозданной ограды Александровской колонны, которую демонтировали в 1934 году.