Cоздаем бизнес-сайт. С чего начать?
После прочтения статьи вы будете знать, что дает создание сайта, сколько на этот проект уйдет времени и во что он обойдется, а также сможете корректно поставить задачу перед разработчиками.
Множество компаний создали и продолжают развивать собственные сайты. Зачем?
Зачем компании нужно создавать сайт?
Дело в том, что в последние годы Web-ресурс стал одним из стандартных инструментов для бизнеса. Различные компании используют его различным образом. Но общее состоит в том, что успешно разработанный Web-сайт помогает достигать стратегических целей компании. Перечислим некоторые из них.
Имиджевые цели:
- формирование благоприятного имиджа компании или ее продукции;
- успешное проведение рекламных кампаний;
- проведение маркетинговых исследований.
Информационные цели:
- предоставление информации о компании, ее продукции и услугах;
- облегчение и удешевление процесса предоставления информации клиентам.
Создание эффективной структуры компании:
- облегчение коллективной работы;
- оптимизация документооборота;
- облегчение доступа к корпоративным базам данных.
Организация торговли:
- продажа товаров и услуг через Интернет;
- получение необходимой информации от клиентов;
- увеличение вероятности заключения сделок.
Взаимодействие с партнерами:
- успешный поиск деловых партнеров;
- организация эффективного взаимодействия с партнерами;
- автоматизация цепи поставок и распространения продукции.
В дальнейшем сайт, способствующий достижению стратегических целей компании, мы будем называть бизнес-сайтом.
Типология
Все существующие бизнес-сайты можно условно разбить на несколько основных типов:
- сайт визитка;
- сайт каталог (сайт-витрина);
- электронный магазин;
- промо-сайт;
- информационный сайт;
- корпоративное представительство;
- портал.
А теперь рассмотрим основные характеристики каждого типа бизнес-сайта.
Сайт визитка
Цели:
- имиджевые (частично),
- информационные (частично).
Особенности построения
Сайты этого типа содержат данные о фирме, наиболее востребованные клиентами. Как правило, это общая информация о фирме, прайс-лист, реквизиты, план проезда и т.п.
Случаи применения
Сайта-визитки достаточно в том случае, когда взаимодействие с клиентом происходит главным образом вне сети, однако потенциальные клиенты используют Интернет; когда невозможно предоставить подробное описание всей продукции компании, или когда конечная услуга принимает законченный вид только после личных контактов с клиентом.
Прибыль от внедрения:
- экономия средств на распространение информации о фирме, распечатку прайс-листов, создание буклетов;
- клиенты легко могут найти нужную информацию; сотрудники реже отвлекаются на телефонные звонки;
- вашим потенциальным партнерам легче найти информацию о вашей фирме.
Сайт каталог (сайт-витрина)
Цели:
- имиджевые (частично),
- информационные (частично),
- организация продаж (частично).
Особенности построения
Сайты этого типа помимо стандартных составляющих сайта-визитки содержат еще и каталог товаров или услуг. На страницах сайта размещено подробное описание этих продуктов, которое может содержать различные фотографии, схемы, презентации, подробную документацию и т.д. Часто в каталоге публикуется стоимость продукции и услуг. Заказ с таких сайтов осуществляется, как правило, с помощью электронной почты, и его впоследствии обрабатывает менеджер компании.
Случаи применения
Разрабатывать Web-проект такого типа имеет смысл, если выполняются следующие условия: товары могут продаваться через Интернет; у разработчика есть возможность создания профессионального мультимедийного описания каждого продукта; клиентам удобнее смотреть информацию о товарах в Интернете.
Прибыль от внедрения:
- не надо печатать каталог продукции на бумаге, т.е. вы экономите средства на печати каталога и на его распространении;
- нет ограничения на объем публикуемой информации — при желании вы можете предоставить по каждому товару абсолютно всю информацию, которая у вас есть. Это имеет значение в основном для высокотехнологичных товаров, которые требуют публикации различных характеристик, параметров и т.п.
Электронный магазин
Цели:
- организация продаж (полностью);
- имиджевые (частично);
- информационные (частично);
- создание эффективной структуры компании (частично).
Особенности построения
Электронные магазины во многом похожи на каталоги (сайты-витрины). Ключевое их отличие заключается в том, что система формирования заказов полностью интегрирована в автоматизированную систему предприятия.
Случаи применения
Рекомендации те же, что и для каталога (сайта-витрины). Если позволяют средства, а прогнозируемый объем продаж достаточно высок, рекомендуется использовать именно электронный магазин, а не каталог, т.к. это позволит уменьшить затраты на обслуживание заказов.
Электронный магазин — это очень перспективный и наиболее очевидный метод зарабатывания денег в Интернете. Суть состоит в следующем: вы открываете в сети Web-сайт, на котором публикуете каталог продукции, и с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары.
Существуют виртуальные магазины, в которых расчеты производятся с помощью пластиковых карт, однако в условиях нашей действительности зачастую это не лучший вариант. Есть виртуальные магазины, в которых оплата товара производится через банк на основании выписанного счета. В этом случае счет автоматически создается и пересылается клиенту, например, по факсу. Некоторые магазины практикуют пересылку товаров наложенным платежом.
Прибыль от внедрения
Вы имеете возможность вообще не открывать торговых салонов. Эти функции может выполнять ваш Web-сайт. Затраты на создание виртуального магазина значительно меньше, чем на организацию реальных торговых точек. К тому же, теоретически, вы можете продавать ваши товары по всему миру. Разумеется, организация виртуального магазина — задача нетривиальная, и требует серьезного профессионального подхода.
Промо-сайт
Цели:
- имиджевые (полностью);
- информационные (частично).
Так как вариантов построения промо-сайта великое множество, сложно выделить общие черты. Как правило, такие сайты очень яркие и динамичны, они чем-то напоминают рекламные ролики.
Промо-сайты часто создаются в рамках проведения глобальной офлайновой рекламной кампании.
Прибыль от внедрения:
- Реклама, привлечение общественного внимания к деятельности фирмы.
Информационный сайт
Цели:
- информационные (полностью);
- имиджевые (полностью).
Особенности построения
Часто информационные сайты чем-то напоминают энциклопедии или специализированные журналы и содержат исчерпывающую информацию в некоторой области знаний.
Случаи использования
Существуют следующие предпосылки для разработки такого сайта: в Интернете должна быть широко представлена целевая аудитория (потенциальные клиенты), у которой должна быть реальная потребность постоянно (а не единовременно) обращаться к этой информации.
Цель сайта этого типа — предоставление информации клиенту. Информационный сайт должен стать для клиента основным источником получения информации в сфере деятельности фирмы.
Web-сайты этой категории напрямую не рекламируют своего владельца. Они предоставляют исчерпывающую информацию в области деятельности фирмы. Например, на сайте магазина одежды могут быть размещены статьи о тенденциях в современной моде и советы по созданию собственного имиджа. И, поверьте на слово, такой сайт будут посещать значительно чаще, чем если бы на нем был просто каталог одежды.
Прибыль от внедрения:
Смысл создания информационных Web-сайтов состоит в том, что их посещают люди, заведомо заинтересованные в некоторой продукции. А в статьях на сайте содержатся ссылки на производителя или продавца этой самой продукции, которым, разумеется, является фирма-владелец Web-ресурса. Лучшей рекламы в Интернете просто не придумать.
Корпоративное представительство
Цели:
- создание эффективной структуры компании (полностью);
- организация продаж (полностью);
- взаимодействие с партнерами (полностью);
- информационные (частично);
- имиджевые (частично).
Особенности построения
Как видно из представленной выше схемы, корпоративные сайты выполняют одновременно как функции сайта-визитки, так и электронного магазина или каталога. Дополнительно корпоративные представительства содержат B2B-системы, позволяющие взаимодействовать с партнерами. Часто используются такие сервисы, как электронный обмен документами, быстрое формирование заказа с учетом истории переговоров с данным контрагентом, онлайновые переговоры и прочее.
Случаи применения
Эта разновидность Web-ресурса рекомендуется для больших компаний с огромной клиентской базой, разветвленной дилерской сетью и т.д.
Прибыль от внедрения
Дополнительно к перечисленным преимуществам для других типов сайтов, этот позволяет автоматизировать бизнес-процессы компании, взаимодействие с сетью партнеров и т.д. Такой сайт дает возможность не только стратегически опередить конкурентов за счет внедрения новых технологий бизнеса, но и сэкономить на операционных издержках.
Портал
Цели:
- имиджевые (полностью);
- информационные (полностью);
- создание эффективной структуры компании (полностью);
- организация продаж (полностью);
- взаимодействие с партнерами (полностью).
Особенности построения
Эти Интернет-ресурсы содержат в себе все, что только можно. Они позволяют организовывать эффективное взаимодействие с сообществом клиентов и партнеров.
Случаи применения
Такой сайт рекомендуется для больших компаний с огромной клиентской базой, разветвленной дилерской сетью и т.д.
Прибыль от внедрения:
Смотрите все предыдущие типы сайтов
Этапы жизненного цикла Web-сайта
Жизненный цикл Web-сайта состоит из следующих этапов:
1. Формулирование потребностей и целей компании.
Эта работа делается на уровне руководства компании. Сценарий первого этапа может быть различным: компания встретилась с проблемами конкуренции, снижения уровня продаж или уменьшения числа клиентов; возможно менеджмент компании предполагает радикальную смену ее стратегии и намечены новые рынки сбыта; может быть, что-то еще. Важен результат — должна быть четко сформулирована стратегия компании и тактика достижения стратегических целей.
2. Проведение исследования и разработка концепции сайта.
На базе полученных стратегических ориентиров разрабатывается концепция сайта, которая должна включать информацию о его структуре, позиционировании, продвижении, функциональные требования к сайту, профили пользователей и т.д. То есть ту информацию, на основании которой можно приступить к разработке.
3. Разработка архитектуры сайта.
Под архитектурой Web-ресурса подразумевается минимальный набор документов, который дает полное представление о том, как организован сайт с технической точки зрения. Эти документы в некотором приближении должны описывать программную и аппаратную платформу сайта, применяемое программное обеспечение, структуру баз, информационную архитектуру и т.д.
4. Кодирование и создание дизайна.
На данном этапе производится разработка дизайна и программных модулей. Результатом этапа является работающая версия сайта.
5. Внедрение сайта в эксплуатацию.
Когда Web-сайт готов, необходимо установить его на сервер, подключить доменное имя, зарегистрировать в поисковых системах. Возможно, потребуется провести обучение сотрудников компании работе с сайтом.
6. Развитие.
После того как сайт внедрен, работа над ним не закончена. Как минимум необходимо обновлять информацию на сайте (поддерживать ее в актуальном состоянии). Кроме того, может потребоваться разработка новой функциональности сайта, нового дизайна и т.д.
Важно учитывать одно обстоятельство, которое «имеет место быть» в случаях со сложными Интернет-проектами. Дело в том, что для таких проектов невозможно точно определить стоимость разработки. Это вызвано тем, что разработчик не может со стопроцентной точностью указать сроки и стоимость разработки сложного проекта, а заказчик не знает заранее, какую именно функциональность он хочет получить.
Часто проблему можно решить, разбив работу над проектом на несколько этапов, в конце каждого из которых разработчик предъявляет клиенту прототип сайта (это может быть техническое задание, разработанные шаблоны дизайна сайта или работающий сайт с ограниченным набором функций). После каждого этапа могут уточняться требования к сайту и может быть пересмотрена окончательная стоимость работ.
Впрочем, все это тема отдельной статьи…