На усадьбе и около
 

География дорожек

Транспортные или пешеходные

Дороги и дорожки загородных участков принято делить на две большие группы, имеющие соответственно утилитарное и декоративное назначение. К первой группе относятся дорожки, эксплуатационная нагрузка на которые планируется максимальной, - наиболее часто используемые пешеходами и автотранспортом. (Из-за последнего обстоятельства такие дорожки и называют транспортными.) Декоративные дорожки часто имеют стилеобразующее значение, прокладываются для украшения сада и пеших прогулок по нему. Естественно, деление на группы весьма условно, и те и другие могут быть красиво и добротно исполнены. Просто ширину дорожки и материалы для ее полотна, а также мощность основания выбирают, исходя из прогнозируемых нагрузок. К примеру, для объектов весом порой в тонну и размером с танк прокладываются "автомагистрали" шириной 2,5-3 метра. Материал для полотна подбирают дорогой или не очень, но максимально практичный, износостойкий. Традиционно это асфальт, холодной и горячей укладки, бетон, цементное покрытие, камень и тротуарная плитка, уложенные на подушку основания толщиной 0,4-1 метр (в зависимости от увлажненности почв).

Для пешеходных тропинок, вьющихся в глубине сада, вокруг цветников достаточно ширины полотна от 0,6 до 1 метра. Покрытие может быть из тех же материалов, что и для транспортных нагрузок, но на более тонкой подложке (0,2-0,5 м). Уйти от монотонности окраски утилитарного полотна помогают декоративные бордюры, цветные или рельефные вкрапления. Простейший в исполнении, но достаточно оригинальный прием - вставки в бетонное покрытие из целых плиток, кирпича, камня или их кусочков. Небольшой расход материалов для тропинок позволяет практически любому садоводу обратиться к более дорогим и эффектным их видам: каменной и мраморной крошке, речной или морской гальке, керамической плитке и цветной тротуарной брусчатке, природному камню различной крепости и даже спилам древесины. Допустимы и приветствуются комбинации различных материалов. Во многом это упрощает процесс их укладки. Например, применяя фигурную плитку в обрамлении мраморной или гранитной крошки, можно не переживать из-за точности стыков. Не обязательно приглашать специалиста для укладки природного камня, можно самому выложить вразброс объекты с неровными краями, засыпав промежутки песком или дерном. Почва, кстати, быстро прорастет травой, создав модный нынче в Европе эффект благородной старины. Путеводным артериям сада элементарно просто придается единый стиль, для чего декоративные вкрапления транспортных дорог дублируются в качестве бордюра или основного материала для тропинок. Словом, дороги и дорожки являются прекрасным объектом для приложения собственных творческих способностей владельца участка. Единственными факторами, ограничивающими полет фантазии, являются принципы их проектирования.

Неторопливо о главном

Неудобное расположение дорожек затрудняет и замедляет доступ к разным частям сада, к зданиям и постройкам. Приходится признать, что большинство горожан, обзаводясь загородной "резиденцией", тщательно планируют архитектуру построек, подводку электро- и водных коммуникаций к ним, и только. О том, каким будет ландшафт вокруг дома, на стадии общего проектирования задумываются единицы. Да и то лишь когда речь заходит о водоеме, клумбах, беседках и теплицах. О разметке дорожек и дорог на стадии проектирования не желают слышать 99 из 100 дачников, считая это второстепенными мелочами. В лучшем случае приступают к планированию сада уже после полного окончания строительных и отделочных работ. Для самоуспокоения вспоминают опыт Генри Форда. Это известная история о том, как автомагнат, построив новое здание для своей фирмы, прокладку дорожек к нему пустил на самотек. Работники компании буквально протоптали удобные для них пути, траектории которых впоследствии замостили. Опыт получил всемирное распространение и сегодня считается абсолютно практичным подходом в планировании пешеходных зон для ландшафта... городов. Только там, как правило, здания далеко отстоят друг от друга, коммуникации значительно заглублены, а рельеф идеально выровнен. В частном строительстве такие условия, большая редкость, а если вспомнить о том, что дорожки в большинстве случаев выполняют и декоративную роль, становится очевидной необходимость тщательного их планирования и исполнения.

Смешно и ужасно

Практика показывает, что принцип "на авось", примененный "абы где" и "абы как" приводит к комичным ситуациям, причем юмор может быть и "черным". Правда, не менее опасно и перемудрить. Анекдотичны, но, к сожалению, весьма распространены следующие примеры, когда затопляемые ливневыми и талыми водами парковки с примыкающими дорогами и дорожками становятся зоной для тренировок в стиле "экстрим". А дорожки даже с небольшим уклоном гарантируют незабываемые ощущения в гололед, особенно если проложены в направлении водоема или остекленной теплицы. Парковка же, выезд с которой слишком узок и украшен скульптурными группами, - готовая декорация для съемок комедии положений, главные роли в которой исполнят все члены семьи. Список можно продолжить красочным и зловещим описанием прорыва труб водо- и газоснабжения, замыкания электросети, проложенной под дорогой. Причина этого - оседание тонкого слоя основания под значительным давлением автомобиля - может проявиться и через несколько лет эксплуатации дороги.

Надежно и солидно

Существует общее правило - дороги и дорожки, устроенные на участке с декоративной и\или практической целью, должны быть одинаково безопасны и удобны в использовании. Удобнее еще до начала строительных работ на листе кальки, наложенной на основной план застройки участка, расчертить путевую сеть. В значительной степени экономит время и трудозатраты, а иногда и материальные ресурсы, следующий подход, когда строительные отходы и излишки прямиком направляются в подготовленные траншеи. При планировке траекторий дорог, кроме значительной их ширины, необходимо учесть еще несколько факторов, например, понижение и повышение рельефа. Ведь транспортной дороге жизненно необходимо плотное и толстое основание из последовательных слоев песка и гравия. Если дорогу планируется приподнять над уровнем участка, то следует ожидать, что границы основания будут "выезжать" из-под полотна еще на 0,5-1 м в обе стороны (в зависимости от высоты подъема дороги). Чтобы материалы основания не разносились ветром и не размывались дождем, они нуждаются в стабилизационном слое. Им часто пренебрегают, забывая об угрозе, которую представляет собой для полотна размытое основание. Скаты дороги могут быть залиты цементным связующим, а могут скрыться под декоративным или травянистым дерном. По бокам дороги и парковки можно планировать газон или клумбы, но никак не постройки. Из-за значительного массива полотна и будущих нагрузок на него транспортные дорожки прокладывают не ближе, чем в двух метрах от контура отсыпки фундамента построек и корневого ореола деревьев.

Оригинально и стильно

Декоративные тропинки имеют свою специфику. Их материалы и форма обязаны сочетаться с ботаническими композициями, фактурой и рисунком материалов для ограды, цветников, беседок, навесов и, в первую очередь, архитектурой и материалом жилого дома. Только тогда образ сада будет иметь композиционную завершенность, стиль. Этот визуальный эффект благотворно влияет на психику человека, воспринимаясь и подсознательно тоже. Поэтому так важно дорожками-штрихами не нарушить, а подчеркнуть садовую композицию. Естественно, в создании замысловатых ландшафтных картин на больших площадях вокруг дворцов не обойтись без помощи специалистов. Владельцам же шести соток можно посоветовать ограничиться несколькими стилеобразующими элементами наиболее распространенных вариантов оформления садов. Например, классический стиль подразумевает геометрически ровные линии и углы дорожек, а также наличие симметрии в расположении отдельных компонентов их орнамента. Плитка и клинкер, но уже на дорожках плавных изгибов, создадут абрис сельского сада. Мощенная камнем с минимальными зазорами, засыпанными контрастным по цвету песком или раскрошенным кирпичом, аккуратная дорожка с цветочным бордюром усилит впечатление голландского стиля. Витиеватые линии дорожек, прихотливостью напоминающие природный ландшафт, подчеркнут смелость решения сада в так называемом свободном стиле. Узенькие тропки, намеренно сокрытые в тени зелени, усилят романтичность образа сада. Песок, галька и сколы природных валунов в покрытии дорожек необходимы японским садам.

Изысканно и практично

Иногда уровень земли в заболоченной части участка поднимается искусственной подсыпкой из глинозема, песка и щебня. Дополнительные расходы на покупку плодородного чернозема в масштабах сада часто оказываются непосильны. Удачным решением в этом случае может оказаться создание мощеного сада, в котором большая часть пространства мозаично выкладывается плиткой, камнями или кирпичом, а растения высаживаются на высокие клумбы или в контейнеры на подиумах. Таким образом, дорожное покрытие как бы выходит за узкие рамки дорожек. Если ограду участка сделать в виде каменной стенки, то это придаст саду очарование испанского замкового стиля. Можно пойти дальше и создать подобие французского или итальянского партерного сада цветников или сада-лабиринта XVI века. Для этого пространство между клумб причудливой формы окаймляется широкими лентами из стриженых густых кустов. Все вместе они должны создавать затейливый орнамент, хорошо видный из окон верхнего этажа. А тропинки между ними для исторической достоверности следует выполнить из цветного песка или гравия.

Подводя итог, хочется напомнить садоводам о том, что проложенные в саду любого стиля дороги и дорожки, вне зависимости от их вида и назначения, должны образовывать единую, в идеале замкнутую сеть, обязательно охватывающую периметр участка. Такими дорожками удобно будет пользоваться, а из сада сами собой исчезнут "медвежьи углы".

Мария Новикова,
дизайнер-проектировщик
http://www.floraprice.ru/