Японский сад в Москве
Хотя настоящие японские сады есть только в Японии, Россия тоже имеет
свой профессиональный японский сад. Он расположен в
Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве. Японский сад
сооружен в 1987 году по проекту выдающегося японского ландшафтного
архитектора Кена Накадзимы, при участии архитектора Такео Адачи,
проектировавшего все павильоны и мосты в саду.
В Японском саду устраиваются выставки и традиционная чайная церемония. Сад освещал синтоистский священник–каннуси. Японский сад — это модель буддийского рая, и законы созидания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них большое количество символических элементов, многие из которых взяты из буддистской и даосской религии и философии. Здесь представлены некоторые из них: каменная пагода, каменные фонари, чаша Цукубай, чайный дом, вода, камни, Сакура. Тринадцатиярусная каменная пагодаПривезена из Японии. Ей около 200 лет. Пагода является композиционным центром Японского сада — символ буддийского храма. Число «тринадцать» имеет очень важное значение: это число областей обитания будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм). |
Каменные фонари
Фонарь Юкими–Торо имеет плоскую широкую крышу. Юкими–Торо — «фонарь любования снегом». Фонарь Орибе–торо имеет барельеф в нижней части ножки. |
|
Чайный дом
Настоящий чайный дом Соан («травяной дом») мал — от двух до четырех с половиной татами. Татами — соломенная циновка, обшитая темной каймой со стандартным размером 180x90 см. Размещение окна рассчитано не только для вентиляции помещения, или для смягчения однообразия стены, но и для создания правильной игры света и тени в период совершения самого чайного действа. Гость попадает в чайный дом через низкий лаз, высотой всего 72 сантиметра, оставляя обувь на большом плоском камне «куцунуги», который в свою очередь является, который в свою очередь является переходным элементом между плоскостью дорожки и открывающимся пространством чайного дома.
В одном из углов (запад) чайной комнаты находится очаг, где греется вода для чая. Восточное татами предназначено для гостей. У чайного домика есть и другой, высокий, вход. Он предназначен для выхода гостей и для входа к гостям мастера. Чайный дом, по первоначальному своему замыслу, должен быть изолированным местом, где участники церемонии очищают свою душу и мысли от мирских забот. Такой зоной своеобразного очишения при перемещении от суеты внешнего мира в мир чая, служит сад, где гости отдыхают и ждут приглашения хозяина к началу церемонии. |
Вода
Вода для человека равноценна понятию «жизнь». Поэтому не удивительно, что, являясь символом очищения во все времена и у всех народов, она обязательно присутствует и в садах. Вода присутствует в садах не только в виде водных пространств, но еще и в виде небольших речек, горных ручьев или небольших водопадов, питающих водоемы. |
Камни
Камни используются для создания композиций в водоемах и обрамления берегов, для дорожек и как пешеходный трап через водный поток, мелким светлым гравием покрываются большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено и построено и т.п. Любой японский сад — это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании. Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального (главного) камня сюсеки, первого подчиненного камня фукусеки и второго подчиненного камня киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный (сомасштабный) треугольник. Это не означает, что каждая из множества каменных композиций сада будет представлять собой Буддийскую триаду, просто все они основаны на том же принципе и часто используют форму сомасштабного треугольника. |
Сакура
Также сакура была очень популярна у самураев, и до сих пор она считается символом стойкости и чистоты — цветки сакуры опадают абсолютно свежими и живыми, они никогда не вянут на дереве и, опадая розовым «снегом» еще несколько дней лежат на дорожках и влажной траве садов и парков. В Японии сакурой принято называть некоторые виды эндемичных вишен и черемух во время цветения. Они делятся на несколько групп: Яма–дзакура (Prunus jamasakura, P. sargentii, P. incisa, P. vericunda, P. lannesiana var. speciosa, P. maximowiczii, P. nipponica), Хиган–дзакура (Prunus pendula f. ascendens), Сёдзи–дзакура (Prunus apetala), Ину–дзакура (Prunus buergeriana) и Увамицу–дзакура (Prunus grayana). Остальные косточковые к сакурам не относятся.
Вишен цветы Будто с небес упали — Так хороши! Сакура стала символом Японии, одним из тех слов, которые одинаково звучат на всех языках мира подобно словам «самурай», «сумо», «икебана». |