На усадьбе и около
 

Японский сад в Москве

Хотя настоящие японские сады есть только в Японии, Россия тоже имеет свой профессиональный японский сад. Он расположен в Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве. Японский сад сооружен в 1987 году по проекту выдающегося японского ландшафтного архитектора Кена Накадзимы, при участии архитектора Такео Адачи, проектировавшего все павильоны и мосты в саду.

Каменная пагода в Японском саду в МосквеКен Накадзима строил японские сады во многих странах мира — в Австралии, США, Канаде, Франции, Омане, Монголии и др.

В Японском саду устраиваются выставки и традиционная чайная церемония. Сад освещал синтоистский священник–каннуси.

Японский сад — это модель буддийского рая, и законы созидания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них большое количество символических элементов, многие из которых взяты из буддистской и даосской религии и философии. Здесь представлены некоторые из них: каменная пагода, каменные фонари, чаша Цукубай, чайный дом, вода, камни, Сакура.

Тринадцатиярусная каменная пагода

Привезена из Японии. Ей около 200 лет. Пагода является композиционным центром Японского сада — символ буддийского храма. Число «тринадцать» имеет очень важное значение: это число областей обитания будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).

Каменные фонари

Фонарь Юкими–ТороКаменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, вероятно, прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу.

Фонарь Юкими–Торо имеет плоскую широкую крышу. Юкими–Торо — «фонарь любования снегом».

Фонарь Орибе–торо имеет барельеф в нижней части ножки.

Чаша ЦукубайЦукубай

Цукубай — ритуальная чаша для омовения рук. Развитие формы чаши шло по двум основным направлениям. Вероятно, в древней Японии, камни с естественным углублением по середине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище.

Впоследствии эта традиция была перенесена и к буддистским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки, означала в буддийских практиках завершение какого–либо дела. Природных камней не могло быть много, и при широком использовании, возникла необходимость их изготовления.

Традиционная к X–XI веку кругло–квадратная форма цукубая начала изменяться с популяризацией дзенского учения о постижении гармонии природы и умении увидеть совершенство в несовершенных формах. Цукубай становится лишь отчасти рукотворным, возвращаясь к первоначальной природной форме камня.

 Чайный дом

Японский садКруглая форма окна символизирует луну. Круглые формы весьма широко используются в садовой архитектуре. Круглая форма входа или полукруг арки моста симвозирует солнце.

Настоящий чайный дом Соан («травяной дом») мал — от двух до четырех с половиной татами. Татами — соломенная циновка, обшитая темной каймой со стандартным размером 180x90 см. Размещение окна рассчитано не только для вентиляции помещения, или для смягчения однообразия стены, но и для создания правильной игры света и тени в период совершения самого чайного действа.

 Гость попадает в чайный дом через низкий лаз, высотой всего 72 сантиметра, оставляя обувь на большом плоском камне «куцунуги», который в свою очередь является, который в свою очередь является переходным элементом между плоскостью дорожки и открывающимся пространством чайного дома.

Японский садКонструкция входа вынуждает гостя склонить голову, проникая в чайную комнату. Первый взгляд на убранство помещения — с уровня колен при наклоненной голове — визуально увеличивает внутренний объем чайной комнаты. Необходимость склонить голову напоминает о смирении, присущем состоянию, необходимому для погружения в действо. 

В одном из углов (запад) чайной комнаты находится очаг, где греется вода для чая. Восточное татами предназначено для гостей. У чайного домика есть и другой, высокий, вход. Он предназначен для выхода гостей и для входа к гостям мастера. Чайный дом, по первоначальному своему замыслу, должен быть изолированным местом, где участники церемонии очищают свою душу и мысли от мирских забот. Такой зоной своеобразного очишения при перемещении от суеты внешнего мира в мир чая, служит сад, где гости отдыхают и ждут приглашения хозяина к началу церемонии.

Вода

Японский сад  Японский сад

Вода для человека равноценна понятию «жизнь». Поэтому не удивительно, что, являясь символом очищения во все времена и у всех народов, она обязательно присутствует и в садах. Вода присутствует в садах не только в виде водных пространств, но еще и в виде небольших речек, горных ручьев или небольших водопадов, питающих водоемы.

Камни

Камни. Японский сад Японцы, в отличие от европейцев считают, что высшим творением природы является не человек, а камень и через камень можно передать всю информацию о мире.

Камни используются для создания композиций в водоемах и обрамления берегов, для дорожек и как пешеходный трап через водный поток, мелким светлым гравием покрываются большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено и построено и т.п. Любой японский сад — это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании.

Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального (главного) камня сюсеки, первого подчиненного камня фукусеки и второго подчиненного камня киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный (сомасштабный) треугольник. Это не означает, что каждая из множества каменных композиций сада будет представлять собой Буддийскую триаду, просто все они основаны на том же принципе и часто используют форму сомасштабного треугольника.

Сакура

Сакура. Японский сад Для японцев Сакура — символ чистоты и благополучия. Цветение сакуры для японского крестьянина являлось сигналом к посадке риса! Поэтому если не каждая семья, то каждая деревня имела одно или несколько таких деревьев. Цветение сакуры сигнализировало о том, что вода и почва достаточно нагрелись и своевременная посадка риса обеспечит народ основным продуктом питания, а это и есть путь к благополучию.

Также сакура была очень популярна у самураев, и до сих пор она считается символом стойкости и чистоты — цветки сакуры опадают абсолютно свежими и живыми, они никогда не вянут на дереве и, опадая розовым «снегом» еще несколько дней лежат на дорожках и влажной траве садов и парков.

В Японии сакурой принято называть некоторые виды эндемичных вишен и черемух во время цветения. Они делятся на несколько групп: Яма–дзакура (Prunus jamasakura, P. sargentii, P. incisa, P. vericunda, P. lannesiana var. speciosa, P. maximowiczii, P. nipponica), Хиган–дзакура (Prunus pendula f. ascendens), Сёдзи–дзакура (Prunus apetala), Ину–дзакура (Prunus buergeriana) и Увамицу–дзакура (Prunus grayana). Остальные косточковые к сакурам не относятся.

Японский сад Сакура — дерево, наиболее часто упоминающееся в японской литературе. Его краткое цветение стало символом мимолетной красоты в японской эстетике.

     Исса
Вишен цветы
Будто с небес упали —
Так хороши!

Сакура стала символом Японии, одним из тех слов, которые одинаково звучат на всех языках мира подобно словам «самурай», «сумо», «икебана».

Источник: http://www.japan.krasivoe.ru