Апартаменты для авто
На улице слякоть, дует пронизывающий ветер и с неба падает непонятно что. В такую погоду совсем не хочется выходить из дома и, зябко кутаясь в шарф, семенить до любимой, но непрогретой "ласточки". А мысль о том, что скоро эту "ласточку" придется откапывать из сугроба, заставляет задуматься об уютном отапливаемом гараже.
Место для медитаций
В цивилизованном мире так серьезно задумались о подходящем месте для непременного спутника современного человека, что решили поселить автомобиль в квартире его владельца. Первый в мире дом, где машину можно поставить у себя на балконе, появился в Германии. На каждом этаже шестиэтажного здания расположены квартиры с гаражами-лоджиями, закрытыми снаружи толстым полупрозрачным стеклом, куда водителя и его авто поднимает лифт. От квартиры лоджию также отделяет стеклянная стена, чтобы владелец мог любоваться своим сокровищем. Создатели дома-гаража убеждены, что такие дома лет через десять станут обычным делом во многих крупных городах мира, свою систему они запатентовали уже в тридцати девяти странах.
Нам же пока придется довольствоваться обыкновенными гаражами. Тем более что преимущества хорошего гаража очевидны. Машина всегда в норме ГТО, то есть наготове. Не нужно вызволять ее из снежного плена, отковыривать корочку льда от стекла или поливать замерзший замок из чайника. Мучиться с холодным запуском, а перед поездкой непременно прогревать двигатель на холостых оборотах. А если в гараж можно попасть из дома, вообще замечательно. После утреннего кофе из уютной кухни да в теплый гараж, садишься в салон, поворачиваешь ключ зажигания - и в путь. Ко всему прочему, гараж поможет сэкономить на автосервисе, здесь всегда можно провести мелкий (и даже крупный) ремонт любимого авто собственными силами. Да в экономии разве дело? Ведь это еще одно культовое место в доме! Новый тюнинг четырехколесного друга - прекрасный повод собраться здесь с друзьями. А покопаться в двигателе с отцом - предел мечтаний подрастающего сынишки. Да и самому полезно помедитировать с карбюратором на досуге.
Не будем уподобляться нападающему лондонского "Челси" Андрею Шевченко. И строить гараж, как у легендарного киногероя Бэтмена за $1 млн. Спустимся с небес на землю и обустроим практичный, надежный, а главное, теплый гараж, как у обычного респектабельного человека.
За стенкой или в соседнем доме?
Для начала стоит определиться, где будет находиться гараж. Классический вариант - гараж в цокольном этаже. Попасть в него можно, не выходя на улицу. Обычно над таким гаражом расположены хозяйственные помещения - кладовая, прачечная, котельная - они защищают жилую зону от гаражных запахов. Несмотря на пожароопасность, у гаража в подвале есть еще одно преимущество: устройство отопления и водоснабжения гаража не вызывает особых проблем. Естественно, планировать его надо еще во время строительства дома. Под гараж нужен особый фундамент, что, естественно, приведет к увеличению стоимости строительства - это первый недостаток такого варианта. Продолжает этот список необходимость тщательной гидроизоляции фундамента. При высоком уровне грунтовых вод строительство гаража в цокольном этаже не стоит и начинать, иначе он может просто утонуть. Наконец, такой гараж расположен значительно ниже уровня почвы, въезжать и выезжать из-за большого уклона выездной дорожки будет сложно, особенно зимой - пока снег не уберешь и лед не растопишь, наверх не выберешься.
Удобнее всего въезжать и выезжать в гараж, расположенный на первом этаже. К тому же он не боится ни грунтовых вод, ни весеннего таяния снегов. И попасть в него можно без проблем, и коммуникации нетрудно подвести. Но под такой гараж придется отдать уйму драгоценных метров жилой площади. А если в нем нет мощной вытяжной вентиляции, запах бензина и масла будет ощущаться в доме. Небезопасен гараж на первом этаже и в пожарном отношении - ведь в баке вашего автомобиля находится взрывоопасная жидкость.
Если вы не хотите жить через стенку со своим "железным другом", а цокольный этаж вы заняли более интересными вещами - бассейном, винным погребом, сауной или бильярдной - то придется пожертвовать розарием, кусочком вишневого сада или альпийской горкой. На их месте можно устроить отдельно стоящий гараж, до которого нужно идти в любую непогоду. Если такой поход сложно воспринимать как полезную прогулку, можно построить теплый переход. Такой гараж предпочтительнее в плане пожарной безопасности. И конечно, у запахов бензина, машинных масел, растворителя и других неприятных веществ не будет шансов испортить вам аппетит. Вместе с машиной здесь можно будет поставить катер, мотоцикл и даже перенести сюда котельную. Вот только если строения достаточно удалены друг от друга, организовать прокладку коммуникаций между домом и гаражом будет непросто.
Хорошо стоим!
С местом определились, переедем к начинке. Внутренние размеры гаража должны быть не меньше пяти с половиной метров на три метра, но лучше больше, особенно по ширине. Для одной машины просторным и удобным считается гараж шириной около четырех метров, делать его шире нет необходимости. Уровень пола должен быть выше основного грунта на полметра, в противном случае в гараж проберутся дождевые и талые воды.
Крыша и стены в гараже делают и утепляют так же, как в доме, разве что обоями не оклеивают, а вот устройство пола - особая задача. У него здесь иные, чем в доме, функции. Понятно, что он должен быть прочным, чтобы выдержать нашу красавицу. Хороший пол начинается с надежного фундамента. Его прочность, в свою очередь, зависит от грунта, на котором он располагается. Грунт не должен вспучиваться, оползать и проседать. Не всем видам грунта это под силу. Слабы в этом деле торфяник, ил, мелкий или пылеватый песок с примесью глины или ила. В этом случае не обойтись без подушки из крупнозернистого песка, укладываемого в траншею двадцатисантиметровым слоем, который трамбуют и поливают водой. Надежность фундамента зависит также от его конструкции, применяемых строительных материалов и хорошей гидроизоляции. И, конечно, стоит позаботиться о хорошей дренажной системе.
Основу пола составляет качественная горизонтальная цементная стяжка. Сам пол в гараже должен быть стойким к огню, бензину, машинному маслу, кислоте и щелочи. Этим условиям отвечают полы из кислотоупорных керамических плиток или шлакоситалловых плит. Некоторые автолюбители кладут на пол гаража резиновые полосы транспортерной ленты, но это из серии "бабушкины рецепты".
Современный вариант - наливные полы - монолитные покрытия на основе полимерных, полиуретановых, эпоксидных составов. Они стойки к разным химическим веществам и не боятся постоянных механических нагрузок и агрессивной среды. Идеальный вариант для гаража - высоконаполненные эпоксидные покрытия на основе кварца или гранита, они лучше всего противостоят действию шипованной резины, моющих средств и масел. Покрытие служит долго (до пятнадцати лет). Ко всему, оно упрочняет бетонное основание в несколько раз и не боится влаги. Можно смело въезжать в гараж по уши в снегу. Но влагу любит ржавчина, поэтому просто необходимо сделать дренируемые приямки под колеями, откуда талая вода будет поступать в дренажную систему.
В полу гаража часто делают смотровую яму. На первый взгляд, вещь нужная, но, если присмотреться повнимательнее, это весьма сомнительное удовольствие. Специалисты не рекомендуют устраивать ее в гараже. Из нее поступают испарения, которые в результате перепада температур образуют конденсат. Конденсат, как правило, вызывает коррозию металлических частей днища автомобиля, который обычно стоит над ямой. Но если без смотровой ямы не обойтись, нужно постараться сделать ее в стороне от стоянки автомобиля или закрыть легкой герметичной крышкой. Стенки и дно ямы нужно забетонировать, края укрепить металлическим уголковым железом. В том случае, если яма не подведена к дренажной системе, в одном из ее углов желательно сделать дренажный колодец размером с ведро. Из него вы будете вычерпывать воду, которая разными путями попадет в яму. Сверху дренажный колодец необходимо закрыть решеткой. И, конечно, в яме будет нужен свет. Для этого вполне хватит ламп в 12 В.
Гарантия безопасности
Наша "ласточка" должна не только крепко стоять на полу, но и быть в безопасности. Ответственность за сохранность машины в гараже несут ворота. Потому их нужно выбирать очень тщательно. Классические отдвижные и распашные ворота для гаража не годятся. Первые нуждаются в дополнительной ширине гаража для размещения полотна вне проема. Для вторых нужно большое свободное пространство перед ними, тщательно очищенное от снега, листьев и мусора.
Снежные заносы не страшны рулонным воротам - они открываются вертикально. Их узкие профилированные полосы (ламели), соединенные друг с другом в гибкое полотно, наматываются на вал, закрепленный над проемом ворот. Они хороши для невысоких проемов, иначе получается очень толстый рулон, который изгибается и застревает в боковых вертикальных направляющих. Хорошая альтернатива рулонным воротам - складывающиеся ворота, но они неэкономичны. Для них гараж должен быть чуть больше по объему, потому что нужен запас длины и ширины, чтобы вертикальные створки полотна свободно складывались "гармошкой".
Некоторым автомобилистам ворота, состоящие из полос, не внушают доверия. Их можно понять, такие ворота пропускают холод. К тому же угонщики могут разогнуть ламели. Поэтому у нас популярны прочные подъемно-поворотные ворота. Это цельное плоское полотно на всю площадь проема. Для него не нужно дополнительного места, оно поднимается и укладывается под потолком с помощью шарнирно-рычажного механизма. Конечно, и у этих ворот есть свои недостатки. При въезде автомобиль не может подъезжать к воротам ближе, чем на один метр, иначе поднимающееся полотно могут задеть машину. И еще один нюанс - в этом случае в собственном гараже нас встречает "лежачий полицейский", поскольку со стороны въезда делают порожек, чтобы можно было вплотную прижимать к нему ворота.
Самые надежные и удобные - секционные ворота. Они поднимаются вертикально вверх и состоят из секций, но более широких. Стыков между ними меньше, значит, конструкция жестче и лучше держит тепло. Для прочности секции соединяют петлевыми шарнирами, а чтобы полотно невозможно было поднять при взломе, для верхней секции делают отдельные боковые направляющие.
Осталось установить в гараже приточно-вытяжную вентиляцию. Микроклимат в гараже очень важен. Он должен быть особым, не таким, как в жилых помещениях. Согласно исследованиям, идеальная температура воздуха в теплом боксе зимой не должна подниматься выше +5 °С. Сырость разводить тоже ни к чему, поэтому бокс нужно хорошо проветривать. Приточно-вытяжная вентиляция справится не только с этой задачей, но еще уменьшит концентрацию выхлопных газов и будет сушить прибывший с улицы автомобиль.