Исторические деятели

 

Из книги: История России. Исторические портреты: X-XVIII века / М. Н. Чернова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2015

1530-1584
годы правления: 1533-1584

Иван IV Грозный

Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым, 1963 год

 

Рождение Ивана IV стало важнейшим событием в великокняжеской семье.

Отец Ивана — Василий III — более 20 лет находился в браке с боярской дочерью Соломонией Сабуровой. Брак оказался бездетным. Для московского князя — сына и продолжателя Ивана III — это было предметом особого беспокойства и огорчения, ведь речь шла о наследии престола. И Василий III решился на развод. Соломония приняла монашеский постриг, а Василий III женился второй раз. Новой избранницей стала юная княжна Елена Глинская. Поначалу и в этом браке не было детей, однако спустя четыре года, в 1530 г., на свет появился долгожданный первенец, нареченный Иваном. По случаю рождения сына Василий III сделал пожертвования монастырям, простил опальных. В благодарность Богу по приказу Василия III в великокняжеском селе Коломенском под Москвой воздвигли белоснежную шатровую церковь Вознесения. Всего три года было Ивану, когда скончался его отец, успев благословить сына на великое княжение.

Первые пять лет при Иване IV регентшей была его мать — Елена Глинская, но в 1538 г. умерла и она. Вокруг восьмилетнего ребенка, восседавшего на троне, разгорелась ожесточенная борьба боярских кланов за власть. Малолетний правитель был предоставлен сам себе, чувствуя себя забытым, одиноким и никому не нужным. В течение всей жизни Иван IV мыслями возвращался в свое сиротское детство. Наделенный многими способностями и талантами, Иван вместе с тем проявлял жестокость и озлобленность. Страдания животных и людей забавляли его.

Достигнув 16-летнего возраста, Иван IV венчался на царство — впервые в русской истории стал царем. Венчание произошло в январе 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Царский титул поднимал авторитет Ивана IV в глазах подданных и на международной арене. Вскоре состоялось еще одно торжественное событие: царь женился. Супругой царя стала дочь московского боярина Романа Захарьина-Юрьева Анастасия. По представлениям того времени царь стал совершеннолетним и теперь мог взять власть в свои руки. Это означало бы конец боярского правления. Однако первые месяцы царствования Иван IV не спешил заниматься государственными делами, больше предаваясь охоте и прочим забавам.

Все изменил «великий» пожар в Москве в июне 1547 г. Огонь не щадил никого. Тысячи людей задохнулись в дыму или сгорели заживо, десятки тысяч лишились крова. Перебравшись в подмосковное село Воробьево (ныне это Воробьевы горы в Москве), царь с высокого холма видел, как гибнет в пламени его стольный град. Пожар породил народный бунт. Москвичи обратили свой гнев на бояр, ненавидя их за притеснения и взяточничество. Виновниками пожара горожане называли Глинских и учинили расправы над ними. Был убит один из дядьев царя — Юрий. Толпа москвичей двинулась в село Воробьево — требовать от царя выдачи Глинских. Спустя много лет Иван IV вспоминал ужас, который он пережил: «...вниде страх в душу мою и трепет в кости моа <.. .>». Иван IV смог успокоить толпу и уговорил восставших разойтись. А вскоре приказал арестовать зачинщиков и казнить их.

После московского пожара Иван IV взял власть в свои руки. Около 1549 г. при царе сложился круг приближенных, получивший в истории название Избранная рада. В нее вошли князь Андрей Курбский, не очень знатный боярин Федор Адашев и его сыновья — Алексей и Данила, священник Сильвестр. Большое влияние на Избранную раду оказывал митрополит Макарий. Следующие десять лет в жизни России будут связаны с реформами Избранной рады.

В 1549 г. впервые в России состоялся Земский собор. В Кремле царь Иван IV совещался с членами Боярской думы, высшим духовенством, столичными и приказными людьми по важнейшим государственным вопросам.

Начало преобразованиям положила военная реформа. Этого требовали как внутренние условия, так и внешнеполитические обстоятельства. В 1550 г. было создано стрелецкое войско. Это было полу регулярное войско: стрельцы совмещали военную службу с занятиями ремеслами и торговлей в мирное время. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», которое четко регламентировало порядок службы феодалов. Устанавливалось количество земли (вотчины или поместья), с которой сын боярский должен был являться на службу «конен, люден и оружен». С первых ста четвертей (около 170 гектаров) выходил сам землевладелец, со следующих — его вооруженные люди. Если служилый человек приводил людей больше, чем положено, его вознаграждали, если меньше — штрафовали.

На время войны запрещались местнические споры между воеводами, поскольку распри нередко мешали успеху дела. Таким образом местничество ограничивалось (полная отмена местничества произойдет в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче Романове).

В 1550 г. был принят новый Судебник — свод законов, действующий по всей территории страны. Во многом он повторил Судебник 1497 г., созданный при Иване III, но были и новшества. Судебник

1550 г. был лучше систематизирован. Впервые в нем вводились наказания за взятки. Было подтверждено право крестьян переходить с владельческой земли на другие земли в. течение недели до Юрьева - дня (26 ноября) и недели после, но был увеличен размер пожилого. Это делало переход более затруднительным, а для многих — просто невозможным.

В 1551 г. в Москве собрался Церковный собор. Большую роль в нем играл возглавлявший Русскую православную церковь митрополит Макарий. Царь Иван IV участвовал в этом Соборе. Он задавал вопросы и получал ответы и разъяснения церковных иерархов. Собор унифицировал церковные обряды. Были приняты меры к улучшению нравов духовенства. Так, Собор запретил монахам употреблять водку, браниться и сквернословить. Решения Собора были сведены в 100 глав и записаны в книге. По ней Собор назвали Стоглавым.

Было реформировано центральное государственное управление. Различными государственными делами ведали теперь приказы (Посольский, Поместный, Разрядный, Челобитный и др.).

Реформы затронули и местное управление. В 1556 г. были отменены кормления и наместничества. Во главе местной власти ставились губные старосты, выбранные из местных землевладельцев.

В целом преобразования 50-х годов XVI в. укрепили страну, улучшили внутренне политическую обстановку, усилили военную мощь Московского царства.

Реформаторская деятельность сочеталась с культурными достижениями. Сам Иван Грозный был образованным человеком. Его отличала широкая эрудиция и великолепная память. Его интеллекту альная и литературная одаренность ярко проявилась в переписке с Андреем Курбским, начавшейся после бегства Курбского в Литву.

При Иване IV в России появилось книгопечатание. В центре Москвы, на улице Никольской, которую много веков москвичи называли улицей просвещения, в 1560-х годах работала типография, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в 1564 г. печатную книгу «Апостол».

Со священником Сильвестром, одним из сподвижников Ивана IV, связано составление «Домостроя» — своего рода энциклопедии быта XVI века. По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — история человечества от сотворения мира, включавшая его собственное царствование.

Заметный след в культуре этого времени оставил митрополит Макарий, создавший «Великие Четьи Минеи» (четьи — церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения; минеи— сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри — по дням).

Макарий задумал составить четьи минеи, в которых православный читатель мог найти то произведение, которое именно сегодня рекомендуется прочесть. В «Четьи Минеи» вошли жития и поучения, по вести и сказания, монастырские уставы и исторические сочинения. Объем «Великих Четьих Миней» поразил современников: это были 12 (по числу месяцев) томов, более 14 тысяч листов, 28 тысяч страниц большого формата, густо исписанных четким почерком. Для XVI века этот сборник считался грандиозным, как и само его составление.

И в реформах Избранной рады, и в культурных достижениях страны в этот период заслуга Ивана IV безусловна. Он окружил себя яркими, талантливыми людьми и несомненно испытывал на себе их благотворное влияние.

Позитивные результаты реформ позволили проводить активную внешнюю политику.

В 1552 г. состоялся победоносный поход 150-тысячного русского войска на Казанское ханство. Предыдущие походы (в 1550, 1547¬ 1548 гг.) были неудачными. На этот раз под крепостные стены Казани был вырыт подкоп и заложен порох. От произведенного взрыва сильно пострадали городские стены и башни. Через день после праздника Покрова Богородицы Казань штурмом была взята. Территория Казанского ханства вошла в состав Московского государства. Прекратились опустошительные набеги на приграничные русские территории. Были освобождены из плена русские люди. С другой стороны, из Казани выселялись коренные жители. Притеснялись коренные жители Поволжья, которые населяли покоренные земли. Они обязаны были платить Москве натуральный налог. Казанская знать, стремясь сохранить свое положение и богатства, шла на сотрудничество с новой властью. Обложенные данью князья жаловались на свое тягостное положение и ехали в Москву, чтобы присоединиться к царской свите и, прибедняясь, получать награды и жалование. Народ в насмешку стал называть их «казанскими сиротами». Сегодня это выражение применимо к человеку, прикидывающемуся несчастным, чтобы вызвать со чувствие жалостливых людей.

В честь взятия Казани в Москве на Красной площади зодчими Бармой и Постником был воздвигнут собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова на Рву)*. Как и церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор построен в шатровом стиле. Собор был выполнен в сочетании двух цветов — красного и белого, что придавало его облику праздничность и нарядность (многоцветным он стал в XVII веке). В конце 1550-х годов возле строящегося собора был похоронен почитаемый москвичами Василий Блаженный, а в 1580-х годах над его могилой построили церковь, которую ему посвятили. Вскоре это название перешло и на весь собор.

* [С Покровским собором связана грустная легенда о том, как Иван IV «отблагодарил» мастеров за воздвигнутый храм: чтобы красивее храма не было воздвигнуто, он приказал их ослепить. Это только легенда, поскольку имя Бармы как строителя в других городах упоминается в источниках.
Авторство Покровского собора является обсуждаемым в исторической науке. Ряд ученых предполагают, что Постник и Барма — это одно лицо.]

Более 450 лет (а строился собор в 1555-1561 гг.) он напоминает о славе русского оружия и высоком мастерстве русских зодчих.

Спустя 4 года после взятия Казани, в 1556 г., было присоединено Астраханское ханство. Теперь Иван IV являлся не только государем всея Руси, но еще и царем Казанским и Астраханским.

По-прежнему врагом России на юге оставалось Крымское ханство. Крымцы совершали набеги в глубь русских земель. Чтобы обезопасить рубежи, при Иване IV началось строительство Большой засечной черты.

На западном направлении Россия в 1558 г. вступила в войну против Ливонии, стремясь отвоевать у нее обширные территории на Балтике.

Поначалу военные действия были удачными. Русское войско захватило почти всю ливонскую землю. Однако в дальнейшем России пришлось воевать со Швецией, Данией, Польшей, Литвой, также имевшими свои интересы в Прибалтике. Русская казна была истощена. Войско устало от бесконечных походов. По вопросу продолжения Ливонской войны между Иваном IV и его сподвижниками возникли разногласия. Часть членов Избранной рады, понимая сложность ситуации, высказались за прекращение войны, царь же настаивал на ее продолжении. Эти разногласия между вчерашними единомышленниками не были единственными и накапливались много лет. Недоверие и подозрения царя усиливали воспоминания о событиях, произошедших в 1553 г.

В тот год царь тяжело заболел. Встал вопрос о присяге наследнику — пятимесячному сыну Дмитрию. Часть бояр, в том числе некоторые члены Избранной рады, выступили за двоюродного брата царя Владимира Андреевича Старицкого. В итоге царевичу Дмитрию присягнули все. Затем Иван IV выздоровел, а вот младенец погиб.

В 1560 г. умерла царица Анастасия. Тогда же между царем и его советниками отношения полностью разладились. Сильвестра и А. Адашева царь позднее обвинял в болезни и преждевременной кон чине царицы.

В 1560 г. Избранная рада была устранена от власти, а сами ее деятели оказались в опале. О причинах падения Избранной рады историки спорят до сих пор. Бесспорным является положительный характер проведенных ею реформ.

В середине 1560-х годов политический курс Ивана IV резко изменился.

В декабре 1564 г. царь отправился из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Помолившись, царь двинулся не обратно, в столицу, а в старое великокняжеское село Александрову слободу. Оттуда в январе 1565 г. в Москву прибыл гонец и привез две грамоты, которые были оглашены перед всем народом.

Первая грамота содержала перечень «измен» бояр и дворян и решение Ивана IV оставить государство, а на бояр, служилых людей и духовенство опалу наложить. Вторая грамота была адресована посадским людям. В ней царь заверял простой народ, что на него гнева не держит.

Дальнейший ход событий Иван IV рассчитал точно: народ потребовал от бояр уговорить царя вернуться. К Ивану IV отправились бояре и церковные иерархи. Царь согласился, но при условии казнить по своему усмотрению изменников и учредить опричнину. Таким об разом, царь заручился согласием части общества на террор.

К этому времени царь внешне сильно изменился. Лицо покрылось морщинами, голова сильно облысела, волосы поседели и свисали клочьями. Еще молодой, Иван IV производил впечатление пожилого человека.

По приказу царя страна была поделена на земщину и опричнину. В каждой из этих частей была собственная система управления.

В опричнину были отписаны самые развитые и доходные земли. Было создано опричное войско. Первоначально оно насчитывало 1000 дворян и князей, впоследствии его численность увеличилась в 5-6 раз. Черные одеяния опричников и их эмблемы — собачьи головы и метлы — наводили ужас на людей. Страну потрясли массовые рас правы и казни.

Современный российский историк Р.Г. Скрынников выделил в опричнине несколько периодов:

1) 1565-1566 гг. — первые казни;

2) 1566 г. — недолгая полоса компромисса;

3) 1567-1570 гг. — годы кровавого большого террора;

4) 1570-1572 гг. — расправы с самими опричниками и спад опричнины.

Опричный террор не был только антибоярским. Его жертвами стали представители разных сословий. В конце 1569 — начале 1570 г. опричному погрому был подвергнут Новгород. Шесть недель опустошались дома и храмы, гибли невинные люди.

От опричников пострадал митрополит Филипп, требовавший от царя прекратить казни. В посланиях царю он пытался убедить Ива на IV распустить опричнину. Строптивого митрополита Иван Грозный презрительно называл Филькой, а его послания — «филькиными грамотами». Сегодня выражение «филькина грамота» прочно вошло в разговорную речь и означает документ, не имеющий юридической силы, а также невежественный, безграмотно составленный. По приказу Ивана IV митрополита Филиппа отправили в заточение в Тверской монастырь. Не сломленный издевательствами, Филипп отказался благословить опричников на новгородский погром. Он был задушен в монастырской келье любимым царским опричником Малютой Скуратовым.

Бывший участник Избранной рады князь Андрей Курбский, опасаясь расправы, бежал в Литву. Оттуда в своих посланиях он обвинял Ивана IV в несправедливых расправах и деспотизме. В своих ответах князю Иван IV отстаивал свое право решать судьбу своих подданных, выразив, таким образом, суть деспотизма: «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить».

Трагические события произошли в 1571 г. Крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее. Земское войско заняло рубежи обороны. Опричное же войско оказалось небоеспособным. В 1572 г. Девлет-Гирей повторил набег. На этот раз Иван IV противопоставил хану уже объединенное войско во главе с земским воеводой М.И. Воротынским. Летом 1572 г. примерно в 45 верстах от Москвы у деревни Молоди русские войска нанесли сокрушительное поражение крымцам.

В 1572 г. Иван IV отменил опричнину. Страна вновь объединилась. Но последствия опричнины были ужасающими. Опричный тер рор унес жизни тысяч людей. Целые районы обезлюдели. Крестьяне бежали на окраины. Чтобы удержать крестьян, в 1581 г. были введены «заповедные годы», временно запрещавшие переход крестьян в Юрьев день. После Судебника 1550 г. был сделан новый шаг к установлению крепостной зависимости крестьян.

Известный русский историк В.О. Ключевский еще в конце XIX в. так написал об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал».

Споры об опричнине начались давно и до сих пор продолжаются в исторической науке.

Современники Ивана IV уже пытались дать оценку опричной политике царя. Летописец с ужасом и болью подмечал, что «возста сын на отца, отец на сына и бысть запустение Русской земли». Однако не смотря на разгул террора, в сознании людей XVI в. Иван IV был, ко нечно, жесток, но справедлив. Большую роль в изучении опричнины сыграл известный историограф и писатель Н.М. Карамзин. Он опре делил хронологические рамки опричнины — 1565-1572 гг. Само учреждение опричнины Карамзин связывал с «неразумными» страхами Ивана IV и желанием обеспечить свою личную безопасность.

Карамзин сформулировал концепцию «двух Иванов» — мудрого государственного мужа в первой половине своего царствования и тирана — во второй. У истоков этой концепции стоял современник Ивана IV князь A.M. Курбский, который в посланиях Ивану IV объяснял, что «верой и правдой служил доброму и мудрому царю, а бежал в Литву от царя-изверга и тирана».

Историк XIX в. СМ. Соловьев видел в опричнине стремление укрепить государственные начала и ликвидировать отжившие родовые. Осуждая зверства опричнины, Соловьев связывал их с нравами эпохи.

В.О. Ключевский, в отличие от СМ. Соловьева, отказывался видеть целесообразность в проведении опричнины и считал, что опричнина как результат личных страхов царя была направлена против лиц, а не против порядков, и осуждал опричнину.

СФ. Платонов рассматривал опричнину как антибоярскую политику, считая боярство главным тормозом централизации страны.

Советские историки СБ. Веселовский, A.A. Зимин, В.Б. Кобрин на основе изучения социального состава опричников и жертв опричнины доказали, что считать опричнину антибоярской политикой нет оснований. Среди казненных и подвергшихся опалам и гонениям — люди различных социальных групп. Современные историки продолжают изучать природу и направленность опричнины. По мнению А.Л. Хорошкевич, опричнина была направлена на подавление всех недовольных Ливонской войной. А.Л. Юрганов предпринял попытку объяснить опричнину с религиозно-церковной точки зрения. Р.Г. Скрынников считает опричнину политикой, направленной на централизацию и укрепление единоличной власти Ивана IV.

В 1583 г. завершилась изнурительная для России Ливонская война, длившаяся четверть века и проигранная Россией. В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой на 10 лет. Россия возвращала себе потерянные в ходе войны города. Вся Ливония переходила к Польше. По условиям Плюсского мира со Швецией (1583 г.) за Швецией оставались захваченные ею крепости Нарва, Ям, Копорье, Ивангород. Экономические и военные силы страны были истощены.

На восточном направлении внешние дела России в это время складывались более удачно. В 1581 г. казачий отряд под предводительством атамана Ермака двинулся за Урал и разбил войска сибирского хана Кучума. Сибирское ханство прекратило существовать. Началось присоединение Сибири к России и хозяйственное освоение этого края.

Последние 12 лет жизни и правления Грозного были омрачены также эпидемией чумы, неурожаем и голодом. К этому прибавились и личные переживания. В 1581 г. в приступе гнева царь убил своего старшего сына наследника престола царевича Ивана. Трагизм этого события в XIX в. отразит в полной мере художник И.Е. Репин в своей картине «Иван Грозный и сын его Иван». Царевич Иван вступился за свою беременную жену Елену, жестоко избитую свекром, и тем самым обратил на себя гнев отца. Иван IV ударил сына посохом в висок. Спустя несколько дней в страшных мучениях от побоев и пере ломов Иван скончался. Все дни Иван IV не отходил от умирающего сына и замаливал грехи. Но все усилия царя-отца были напрасны. Наследником Ивана IV оставался также рожденный царицей Анастасией тихий, набожный и болезненный Федор Иванович.

В 1582 г. седьмая жена царя Мария Федоровна Нагая родила царю сына, нареченного Дмитрием1. Поскольку церковь признавала только три брака, а этот был седьмым, ребенок считался незаконнорожденным. Несчастный царевич погибнет в Угличе в 1591 г., а его именем в начале XVII в. воспользуются самозванцы (Лжедмитрий I и Лжедмитрий II).

Незадолго до смерти 54-летний царь выглядел глубоким стариком. Он сильно располнел (при росте 178-180 см царь весил 85-90 кг). Мощные соляные отложения на позвоночнике причиняли боль и сковывали движения. Царь почти не ходил: его носили. Вынужденная неподвижность еще больше ухудшала здоровье. Подозрительность, страх за свою жизнь, неумеренная еда, пьянство и ночные оргии на протяжении многих лет подорвали здоровье. Неизлечимым ударом для царя стала смерть старшего сына, в которой царь винил себя. Возможно, это повлияло на составление в конце царствования Ива на IV Синодика, куда были внесены имена казненных по его приказу людей для поминания за упокой их душ.

18 марта 1584 г. за игрой в шахматы царь Иван IV умер, оставив страну на пороге Смутного времени.

В 1963 г. в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля гробница Ивана IV была вскрыта. По черепу царя антрополог и скульптор М.М. Герасимов воссоздал доку ментальный скульптурный портрет Грозного, позволяющий представить нам его облик.

-------------------

Множество браков Ивана IV было поразительным для средневекового русского общества.

Первой супругой царя была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. Свадьба состоялась в 1547 г. В 1560 г. Анастасия умерла.

Второй супругой Ивана стала в 1561 г. Мария Темрюковна (умерла в 1569 г.).

В 1571 г. царь женился на Марфе Васильевне Собакиной (через три недели умерла).

В 1572 г. новой женой стала Анна Алексеевна Колтовская (через полгода пострижена в монахини).

В 1575 г. царь женился на Анне Григорьевне Васильчиковой (в конце 1576 — начале 1577 г. умерла).

В 1579 г. (?) царь женился (не венчаясь) на Василисе Мелентьевой (в том же году умерла).

В седьмой раз Иван женился уже в 1580 г. — на Марии Федоровне Нагой (эта супруга пережила Ивана IV).

 

***