Исторические деятели

Из книги: Все герои мировой истории/ Н.И. Басовская. АСТ, Астрель Москва 2018

7 января (по другим данным 1 января) 1502 — 31 марта (10 апреля) 1585

Папа Римский с 13 мая 1572 года по 31 марта (10 апреля) 1585 года

Григорий XIII. Воинствующий папа

Если о самом Григории XIII как человеке, церковном и государственном деятеле, у нас в стране слышали немногие, то словосочетание «григорианский календарь» широко известно. Да, это не пустяк – властвовать над временем! Хотя, наверное, сам Григорий XIII удивился бы, узнай он, что остался в памяти потомков именно как инициатор изменения календаря. Чтобы понять, почему он должен был этому удивиться, необходимо представить себе его жизнь.

Григорий XIII принадлежит к так называемым «воинствующим Папам» эпохи контрреформации. Это те, кто, занимая папский престол, отдавали все силы тому, чтобы остановить реформу церкви. Им казалось, что Ян Гус, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин – это просто несколько отступников, с наследием которых надо бороться. Защитники канонического католицизма не сознавали, что духовный переворот назрел и стал неизбежным. Он явился одним из важнейших знаков выхода Европы из Средневековья. Получается, что творец нового календаря в каком-то смысле пытался остановить время, повернуть вспять ход Истории.

Григорий XIII был активным поборником идеи папской теократии. Это означает, что папская власть рассматривалась им как идущая прямо от Бога и находящаяся над всеми остальными видами власти, духовной и светской. Будучи ярым католиком, Папа радостно праздновал Варфоломеевскую ночь. Он возродил явление, которое называлось непотизм (от латинского nepos – внук, племянник), по-русски – кумовство. В XV–XVI веках непотизм получил в Италии столь широкое распространение, что в результате из него родились даже некоторые самые знатные семейства – такие, как Боргезе, Лудовизи, Борджа.

Подробности частной жизни Римских Пап неизвестны широкой публике. О Григории XIII как человеке мы тоже знаем немного. В миру его звали Уго Бонкомпаньи. Он родился в 1502 году в богатой, очень знатной семье. Учился в университете своего родного города Болоньи, увлекся науками, в 28 лет стал доктором и занял кафедру канонического права. Так что это был грамотный юрист, и нельзя сказать, что его попытка остановить движение истории была следствием заблуждений непросвещенного ума.

В 1565 году он получил звание кардинала. Что это за сан? Слово «кардинал» образовано от латинского cardo, что означает – дверной крюк, стержень. В V–XI веках кардиналами назывались духовные лица, занимавшие постоянные места в приходских церквях, но не сельских, а городских. Считалось, что они были так же прочно связаны со своими местами, как дверь соединена с крюком, на котором держится. В 1059 году, при Папе Николае II, декрет Латеранского Собора предоставил кардиналам право избирать Пап. Сначала конклав (специальное собрание, избирающее нового Папу) состоял из семи, затем одиннадцати человек. Сегодня он насчитывает около 70 кардиналов. Слово «конклав» (cum clave) в буквальном переводе – «запертый на ключ». До того момента, пока кардиналы не примут тайным голосованием решение, кто из их среды станет Папой, они не имеют права покидать специальное помещение. Не могут выходить и находящиеся при них слуги.

Уго Бонкомпаньи получил, как принято говорить, кардинальскую шапку. У кардиналов особый головной убор, выделяющий их, как и красный цвет одеяния. Для эпохи становления христианской церкви очень важен был визуальный ряд: лиловое одеяние епископов, белое или золотое— Римских Пап. «Картинка», позволявшая разобраться в иерархии, заменяла массово неграмотной пастве текст.

Став кардиналом, Уго Бонкомпаньи проявил себя как человек не только высокой образованности, но и незаурядного природного ума и невиданной энергии. Папа Пий IV направил его в Германию для участия в заседаниях Тридентского собора. Этот важнейший в истории католической церкви Собор продолжался с перерывами почти 20 лет (с 1545 по 1563 год) сначала в Германии в городе Триенте (по латыни в Триденте), а затем в Болонье, которая была в тот момент более позитивно настроена в отношении папства.

Здесь необходим краткий экскурс в историю христианства, без которого нельзя понять существо идейных борений начала Нового времени.

Первые древние христианские общины начала новой эры – это собрания единомышленников. Единственное существовавшее в них звание – харизматик, человек, обладающий харизмой, то есть боговдохновенный, умеющий проповедовать, вести за собой людей.

Потом начали появляться должности: пресвитеры, старейшины. Позже – дьяконы, те, кто обслуживает совместные трапезы, так называемые «трапезы любви», где люди совместно принимают пищу не просто, чтобы наестся, а вкушая при этом и светлые идеи. И наконец, епископы, которые выдвинулись, как организаторы хозяйственной жизни. Епископы владели кассой: у общины были определенные финансовые нужды. Постепенно сложилась такая практика, что епископами становились те, кто побогаче. Это казалось естественным, потому что они могли что-то добавить в общую кассу от себя лично.

С формированием системы должностей стало меняться отношение церкви к рядовым верующим. В чести был уже не харизматик, а епископ, которого стали называть пастырем. А паству начали именовать стадом, которое «пасет» этот самый епископ.

Все это происходило очень медленно. Еще в начале IV века некий епископ Марцеллин именовал себя Папой. А к VI веку, после крушения Западной Римской империи и рождения варварских королевств, возникло представление о том, что римский епископ особенный, первый среди всех прочих. Он Папа – отец и наставник.

Доказательством особого положения Рима служило то, что именно здесь был епископом апостол Петр. Однако против этого возражала, например, община Иерусалима, заявлявшая, что святой Петр создал именно ее, а не римскую. И тогда был выдвинут совершенно сокрушительный аргумент. Земля Рима наиболее обильно полита кровью мучеников и великомучеников, которых преследовали римские императоры. Поэтому только здесь должен служить епископ номер один.

Так идея Римского Папы выросла из искренней, равноправной религиозной практики. Но со временем Папы сочли себя вправе руководить всем христианским миром и упорно на это претендовали.

Принцип абсолютной папской власти был поколеблен в разгар еретических движений, которые предшествовали Реформации. Это было спровоцировано тем, что на папском престоле не раз оказывались люди недостойные, развратные, и становилось ясно: такой человек не должен иметь всеобъемлющей духовной власти.

Наиболее отчетливо неприятие абсолютной папской власти сформулировал Ян Гус, который сказал, что истинный глава церкви – сам Иисус Христос. Вот уж фигура морально безупречная! А никакой человек, кто бы он ни был, не может быть бесспорным главой христианской церкви.

Надо сказать, что довольно долгое время – с XI по XV век – внутри церкви и в ее окружении шло широкое движение за реформу, получившее название клюнийского (по названию Клюнийского аббатства в Южной Франции, которое было его центром). Участники движения искренне хотели исправить нравы, очистить церковь от всего, что не соответствовало ее духу. Тридентский Собор подвел под этим черту.

Противники реформ стремились возродить догмат о непогрешимости папы, восходивший к древним временам Карла Великого и Папы Льва III, который сначала был ослеплен врагами, а потом очистился клятвой от ложных обвинений и прозрел. Конечно, попытки вернуть этот принцип в начавшемся Новом времени были обречены. XVI век – это эпоха экономически и духовно переродившейся Европы.

 

Лавиния Фонтана.

Портрет Григория XIII. XVII в.

 

Кардиналу Бонкомпаньи было 65 лет. Средняя продолжительность жизни в XVI веке – 40–50 лет. О людях за 50 в те годы писали как о глубоких старцах. Но в поведении кардинала не было ничего старческого. Он оправдал доверие Папы: последовательно, умно, юридически аргументированно он отстаивал абсолютную полноту папской власти, энергично доказывал, что Папа – наместник Бога на земле. Никакие реформы не нужны, потому что разговоры об очищении нравов духовенства неизбежно приводят и к критике Папы, а это недопустимо. Папа абсолютно безгрешен.

И именно Бонкомпаньи, который продемонстрировал свою несгибаемую убежденность и бойцовские качества, в 1572 году стал воинствующим Папой. Избравший его конклав готовил кардинал Гранвелла – палач Нидерландской революции. Он был орудием политики испанского короля Филиппа II. В те годы Англия, Франция, Германия, Нидерланды были, как считала церковь, «заражены ересью». Испания же оставалась опорой католицизма. И конклав оказался под влиянием самых ярых католиков Западной Европы.

Избранный Папой Римским, Уго Бонкомпаньи взял имя Григорий – в честь Григория Великого, одного из ранних деятелей христианской церкви, который определил многое в догматике и ритуалах, насаждая строго вертикальную организацию церковной жизни.

Новый Папа был избран 13 мая 1572 года – за три месяца до Варфоломеевской ночи.

Интересно, что Григорий XIII, который всецело посвятил себя идее чистоты папской власти, имел побочного сына Джакомо. Считается, что это последний Папа, о чьих незаконнорожденных детях есть достоверные сведения. Вести политику кумовства в отношении сына Григорий XIII не решился, но двух своих племянников продвигал совершенно спокойно и очень высоко: он лично возвел их в кардиналы. То есть назвать самого Папу нравственно кристально чистым никак нельзя.

Когда у Григория XIII запросили разрешение на брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа (такое разрешение требовалось потому, что в глазах католической церкви протестант Генрих был еретиком), он написал французскому королю Карлу IX: «Я не нахожу лучше средства покончить с еретиками, чем этот союз».

А когда за бракосочетанием последовала страшная резня в Париже и по всей Франции, только два крупных политика, Папа Григорий XIII и испанский король Филипп II, публично продемонстрировали радость по поводу гибели около 2 тысяч гугенотов в одну ночь и примерно 30 тысяч – в следующие две недели. Филипп II написал приветствие Екатерине Медичи, выразив восхищение ее сыном Карлом IX, который санкционировал подобные деяния. Григорий XIII писал, как он восхищен «сыном, что у него такая мать, и матерью, что у нее такой сын». А Папа организовал торжественные празднования в честь Варфоломеевской ночи – с фейерверком, иллюминацией, торжественной процессией, богослужением, изготовлением специальной памятной медали.

Кроме того, Григорий XIII заказал знаменитому живописцу Джорджо Вазари картину под названием «Папа одобряет убийство еретика Колиньи». Она до сих пор находится в Ватикане. А ведь адмирал Колиньи был весьма немолодой человек, которого зарезали и чье тело сбросили с балкона и обезглавили. Как мог глава церкви приветствовать такую свирепость, такое грандиозное кровопролитие?

В какой-то мере это объясняется безнадежностью позиции папства в борьбе против Реформации. Тридентский Собор принял «Индекс запрещенных книг», который был отменен только в 1934 году. Среди авторов, чьи книги следовало уничтожать, в разные эпохи оказывались Ян Гус, Спиноза, Вольтер, Руссо, Стендаль, Гюго. Церковь пыталась запретить людям думать «неправильно», а для этого расширяла деятельность инквизиции. Кроме того, Папе было дано категорическое превосходство над Собором – коллегиальным органом церковной власти.

Единственная относительно созидательная, а не устрашающая мера – открытие дополнительных школ для священников-ортодоксов. Там преподавали иезуиты, которых Григорий XIII очень любил, а учащиеся должны были давать страшную клятву, что всю жизнь будут бороться за истинную веру, не отвлекаясь ни на что другое.

Григорий XIII стремился насаждать ортодоксальное католичество в сопредельных европейских странах, в том числе Швеции, Ирландии и России. По его приказу иезуит Поссевино ездил к Ивану Грозному, чтобы уговорить его перейти в католическую веру, но миссия успеха не имела.

Зато проповедники-иезуиты энергично действовали в Китае и Японии. В Риме была создана специальная коллегия для иностранцев, где иезуиты готовили пламенных миссионеров, которым предстояло перевернуть мир, повести за собой народы.

Еще одной идеей Григория XIII была организация постоянных представительств Святого Престола в разных странах, в том числе и протестантских. Папа не отделял религиозных задач от общеполитических. Во всяком случае, считается достоверным предположение, что он при поддержке Филиппа II Испанского готовил новую Варфоломеевскую ночь, на сей раз в Англии.

Григорий XIII официально отлучил Елизавету I Тюдор от католической церкви, хотя и так было ясно, что она придерживается другой веры. Но сам факт отлучения – это идеологическая подготовка выступления католиков против королевской власти. Подданные-католики свободны от присяги королеве, если она отлучена. Это форма низложения монарха. Если бы восстание католиков против Елизаветы состоялось, оно рассматривалось бы не как бунт, а как идейное деяние.

Более того – Папа поддержал несколько заговоров, целью которых было покушение на жизнь Елизаветы. Он оправдывал возможное убийство опасностью, которую королева представляла для истинной веры.

Кое в чем Григорий XIII как политик, несомненно, преуспел. В Швейцарии, на родине одного из ведущих течений протестантизма, ему, в сущности, удалось разжечь гражданскую войну, организовать своего рода повторение Варфоломеевской ночи. В городе Вальтеллина при его полном одобрении было убито 600 протестантов. В результате несколько кантонов на время вышли из Швейцарского союза.

Подобные «успехи» были у Григория XIII также в Германии и Австрии. В частности, в Австрии, в городе Вюрцбурге, 62 тысячи протестантов были насильственно обращены в истинную веру. Папе казалось, что прямым кровавым и духовным насилием можно остановить процесс реформации.

Нынешнее папство старается избегать прямого вмешательства в политику. А для Григория XIII служитель церкви и политик по сути одно и то же. И это, наверное, неизбежно в XVI веке, во времена великого идейного разлома.

Но как же возникла у Григория XIII идея властвовать не только над умами, но и над календарем, то есть самим временем? Ведь это прямо не содействует борьбе с ересью.

Чтобы найти ответ, необходимо вновь заглянуть в более далекое прошлое. С глубокой древности существовало несколько систем летосчисления: календарь лунный, солнечный и лунно-солнечный. Каждый по-своему сложен. Гениальные астрономы и математики обнаружили связь между перемещениями небесных светил и сменой времен года на земле.

Каждая древняя цивилизация избрала какое-нибудь событие, реальное или условное, от которого начали считать историческое время. Так возникло понятие эры. В Египте, например, каждый первый год правления нового фараона был первым годом. В Древней Греции эра отсчитывалась от первых Олимпийских игр, условно это 776 год до н. э.

В 46 году до н. э. реформу календаря провел Юлий Цезарь. Рим уже стал к тому моменту мировой державой, и Цезарь должен был ощущать, что реформирует счет времени во всем цивилизованном мире. Египетский жрец Созиген посоветовал ему перейти с лунного на лунно-солнечный календарь. По имени Юлия Цезаря новый календарь получил название юлианский. Три года по 365 дней, один год – 366 дней. Плюс один день после 28 февраля.

В 325 году Никейский Собор христианской церкви принял юлианский календарь, введенный римлянином-язычником, и на его основе ввел новую эру – от рождества Христова. А в VI веке монах Дионисий, по прозвищу Дионисий Малый, сделал перерасчет и выяснил, что 754 год от основания Рима и есть год рождения Христа. Так утвердился юлианский календарь.

Но постепенно начались недоразумения со временем. Например, срок Пасхи, который требовал сложных вычислений (Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния), переместился к XVI веку с 21 марта – дня весеннего равноденствия— на 11-е. И христианская Пасха стала часто совпадать с еврейской, что совершенно не устраивало таких ортодоксов, как Григорий XIII.

 

Неизвестный художник.

Тридентский Собор. XVI в.

 

Папа был вдохновлен идеей более точно высчитывать Пасху, так, чтобы время этого великого христианского праздника соответствовало не иудейской Пасхе, а весеннему солнцестоянию. Для полного пересчета была создана комиссия, сначала из 10, потом— из 20 человек. Папа привлек к работе астрономов и математиков, в числе которых был Луиджи Луллий. В 1582 году Григорий XIII издал специальную буллу – «inter gravissimas» – по поводу создания нового календаря. Согласно этой булле, была сделана важная поправка: после 4 октября сразу наступило 15-е. Разница между юлианским и новым, григорианским, календарем продолжала нарастать и сейчас достигает 13 дней.

Взаимоотношения человека со временем всегда очень сложны. Создатели первых календарных систем искренне стремились найти строгое соответствие между движением светил и сменой времен года, но из-за несовершенства измерений и сложности математических вычислений допустили немало неточностей. А вслед за этим человек захотел управлять временем.

Разные страны далеко не одновременно принимали новый, григорианский календарь. В России он был введен в 1918 году. А Русская православная церковь сохранила юлианское летосчисление. Отсюда, например, расхождения в датах католического и православного Рождества.

Григорий XIII умер в 1585 году в возрасте 84 лет. Его могила находится в Риме, в соборе Святого Петра. Борец с реформацией и великий реформатор по сей день остается одним из наиболее чтимых Пап в истории католической церкви.

 

***