Исторические деятели

 

Из книги: История России. Исторические портреты: X-XVIII века / М. Н. Чернова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2015

1729-1796
годы правления: 1762-1796

Екатерина II

Портрет Екатерины II. Иоганн Баптист Лампи-ст., 1780-е годы. Музей истории искусств, Вена.

 

София Фредерика Августа родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине в семье немецкого принца Христиана Августа Анхальт-Цербстского и его супруги Иоганны Елизаветы, урожденной принцессы Голштинской.

Между родителями девочки согласия и близости не было. Отец, занятый службой, мало уделял внимания детям. Мать была легкомысленной дамой, предпочитавшей домашним заботам светские развлечения. Детство Фике (так называли Софию дома) было обычным для детей XVIII столетия. Домашнее образование она получила отрывочное и несистематичное. Любознательная и эмоциональная, Фике быстро впитывала новые знания, проявляла интерес к чтению, от воспитательницы-француженки перенимала французский язык. Мать воспитывала Фике в строгости, и любые проявления излишней гордости и высокомерия в ней подавляла, что вызывало в девочке отчаянное внутреннее сопротивление, заставляло ее притворяться и искусно скрывать свои чувства.

Анхальт-Цербстская принцесса росла живой и общительной девочкой. Вместе с матерью она подолгу гостила у многочисленных родственников и научилась быстро привыкать к новым местам, людям и адаптироваться в незнакомой обстановке. Однажды в гостях кудесник предсказал юной Фике, что ее голову увенчает корона. Это пророчество вызвало недоумение и улыбку на лице принцессы, хотя родители готовили ее к будущему браку с каким-нибудь наследным принцем или королем. Ее обучали этикету, рукоделию, танцам, пению. И чем ближе подходил брачный возраст — 14-15 лет, тем больше росло нетерпение и мечта полюбить того, на ком остановят выбор родители.

Когда Фике было 12 лет, на престол в России вступила Елизавета Петровна. В семье сразу же стали чаще и больше разговаривать о несметных возможностях и богатствах России; вспоминали грустную историю о несостоявшемся браке царевны Елизаветы и ее жениха принца Карла Августа, умершего до свадьбы в Северной столице. Карл Август доводился дядей Фике, и, возможно, воспоминания о нем сыграли не последнюю роль в выборе Елизаветой невесты для наследника. Привезенному же Елизаветой в Россию в качестве наследника Карлу Петеру Ульриху мать Фике доводилась теткой, как, впрочем, и русская императрица.

В 1744 г. Елизавета Петровна, подбиравшая для великого князя Петра Федоровича невесту, выбор остановила на Фике. А спустя некоторое время принцесса в сопровождении матери отправилась в Петербург: мечта Софии Фредерики Августы о роскошной жизни и счастливом браке, казалось, становилась явью. И Фике старалась нравиться императрице, будущему супругу, придворным, чтобы не упустить данный ей судьбой шанс. Свое знакомство с этой огромной страной она начала с изучения русского языка и православных обычаев.

Русский язык Фике полюбила как родной. И хотя на всю жизнь у нее сохранился легкий акцент, ее русская речь будет отличаться богатством, разнообразием и яркостью. Будучи уже императрицей, она первой начала переводить на русский язык «Илиаду», стала автором десятка пьес.

Летом 1744 г. Фике перешла в православие и стала великой княгиней Екатериной Алексеевной. На следующий день, 29 июня 1744 г. великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна в торжественной и праздничной обстановке были объявлены женихом и невестой, а спустя год с небольшим состоялось венчание. Брак не стал для Екатерины счастливым. Супруг — Петр Федорович — не отличался развитым интеллектом, хорошим воспитанием и широкими интересами и в этом был прямой противоположностью Екатерине. Женой он открыто пренебрегал и в ее заботе, нежности и любви не нуждался. И если в самом начале семейной жизни супруги- подростки были в чем-то похожи друг на друга, то со временем они превратились в чужих и бесконечно далеких друг другу людей. Но, желая твердо основаться в России и стремясь к власти, Екатерина решила терпеть невнимание, грубость, оскорбления. Она ждала своего звездного часа. Честолюбивые планы Екатерины, трезвый расчет, восприятие мужа как политического соперника окончательно воспрепятствовали возможному семейному союзу. Сверкающая роскошь елизаветинского двора, восторженно воспринятая принцессой, вскоре продемонстрировала ей и свою оборотную сторону. Здесь происходило противоборство враждующих придворных группировок. Уже перед первым появлением при дворе в карету, в которой ехали Фике и ее мать, бросили записку, содержавшую характеристики всех самых значительных особ двора и тех, которые их будут окружать. Были указаны и степени фавора приближенных к Елизавете Петровне лиц. Тем самым приехавшим в Россию женщинам давали понять, что они должны определить в ведущейся борьбе свое место. Интриги, сплетни, наговоры, внешнее благодушие вельмож при внутренней недоброжелательности к ней, постоянная слежка за каждым ее шагом...

Эта обстановка еще более научила Екатерину искусству лести, компромисса и политического маневра. Поначалу Екатерину увлекали пышные балы, маскарады. Но самой собой, вдали от пристальных глаз она могла быть лишь в часы чтения книг. Это превратилось в духовную потребность, которую Екатерина сохранила на всю жизнь. Истинными властителями дум тогдашней Европы были французские просветители — Монтескье, Вольтер, Дидро. Их сочинения заставляли Екатерину размышлять и задумываться о различных проблемах, формировали в ней иные представления о мире. С годами она пришла к выводу, что просветительские идеи могут быть в будущем использованы с большой пользой в России, и нередко связывала это со своим пребыванием у власти. Осваивала Екатерина и искусство придворного поведения и общения. Она делала все, чтобы завоевать симпатии двора: настойчиво учила русский язык, была подчеркнуто набожна, соблюдала все православные обряды. Проявляла заботу к придворным, оказывала им всяческие знаки внимания; была скромна, почтительна и учтива. Слухи о ее уме, доброте и религиозности распространялись далеко за пределы дворца.

По мере того как ухудшалось здоровье Елизаветы Петровны, Екатерина все чаще задумывалась о своем будущем. Опасения и беспокойства были не напрасны. 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна умерла.

Ставший императором Петр III открыто демонстрировал свое равнодушие к супруге и сыну Павлу. Он всюду появлялся со своей фавориткой Е.Р. Воронцовой и не раз говорил о своем намерении на ней жениться. Свою царственную супругу он публично унижал и даже намеревался ее отдалить и отправить в монастырь. Как знать, как развивались бы события, если бы не открытое и не скрываемое враждебно-агрессивное отношение Петра к Екатерине.

Последней каплей в чаше терпения стала для Екатерины выходка Петра III на торжественном обеде 9 июня 1762 г., где разгневанный на жену император в присутствии знати, генералитета, дипломатического корпуса громко назвал ее дурой. Екатерина поняла, что пришла пора быстрых и решительных действий. Главной своей опорой она считала гвардию, в которой решение Петра III начать войну с Данией и его прусские симпатии и предпочтения были крайне непопулярны. Ее верными друзьями были известные в гвардейской среде братья Орловы (один из них — Григорий — был ее фаворитом), которые в застольях с гвардейскими офицерами вели пропаганду в пользу Екатерины. Готовность ее поддержать проявили влиятельный сановник шеф Измайловского полка К.Г. Разумовский, воспитатель Павла Петровича Н.И. Панин.

В начале лета императорский двор переехал за город. Екатерина поселилась в Петергофе, а ее супруг — в Ораниенбауме.

Утром 28 июня 1762 г., накануне праздника святых Петра и Павла, Екатерина была разбужена визитом А. Орлова, который приветствовал ее и торопил в дорогу — в дорогу к престолу.

Заинтересованные в воцарении Екатерины лица все подготовили без нее. Сама Екатерина заговором не руководила, но была в курсе происходящих событий. Когда через несколько часов в Петергоф прибыл Петр III со своей свитой, он не застал жену в ее дворце: еще в пять часов утра она тайно уехала в Петербург.

В столице «матушку» уже ждали. Вслед за Измайловским полком ей присягнули семеновцы, затем — преображенцы. На Невском проспекте ее восторженно приветствовала конная гвардия. В Зимнем дворце императрицу ожидали Сенат, Синод, высшие чиновники, придворные. Солдаты прямо на Дворцовой площади переодевались, срывая с себя ненавистную прусскую военную форму.

Екатерина, переодевшись в зеленый мундир Преображенского полка, на коне, со шпагой в руке выступила с верными ей гвардейскими полками в поход на Ораниенбаум. Пока в столице происходили известные события, Петр III был охвачен паникой: посылаемые им гонцы не возвращались, сведений о происходящем в Петербурге не поступало. Екатерина предусмотрительно направила указы по всем направлениям возможного бегства Петра с требованием воспрепятствовать оному. Упустивший время император практически оказался в изоляции. Вынужденный отречься от престола, он был отвезен в охотничий домик в Ропще, а охраняли его те, кто был замешан в заговоре и свержении императора —- Алексей Орлов и его друзья, гвардейские офицеры. И в результате произошедшей 6 июля 1762 г. пьяной ссоры Петр был убит. Трудно сказать, какую роль играла в этих событиях Екатерина, но именно она наиболее выиграла от кончины Петра III. В случае если бы свергнутый император остался в живых, даже заточенный в крепость, он все равно был бы опасен. Ведь в глазах дворянства он был внук русского императора Петра Великого, в то время как Екатерина — привезенной в Россию немкой. И в этой ситуации физическое устранение Петра было единственно надежным выходом.

Оказавшись в сложном, даже критическом положении, Екатерина проявила завидные самообладание, решительность и волю. При этом ее намерения осуществлялись не ею самой, а ее окружением, сама же она оставалась в тени. На пути Екатерины к власти после отстранения Петра III оставался прямой наследник свергнутого императора — сын Павел. Екатерине же надлежало быть регентшей до его совершеннолетия.

Другим претендентом — и тоже по мужской линии — оставался заточенный при Елизавете в крепость внучатый племянник Анны Иоанновны, сын Анны Леопольдовны Иоанн Антонович.

Екатерина обошла сына и стала царствовать сама.

Переворот 28 июня 1762 г. имел много общего с переворотом 1741 г. Это и решающая роль гвардии, и личное участие, и использование иностранной поддержки. Но в отличие от Елизаветы Екатерина не имела юридических прав на престол, переворот был более продолжительным во времени и был связан с борьбой против взрослого императора — супруга Екатерины II. В этих событиях общество, казалось, должно было бы воспротивиться узурпации власти немкой, в чьих жилах не было ни капли романовской крови. Однако случилось наоборот. Симпатии общества были на ее стороне. И по своим личным качествам она как нельзя лучше подходила для правления великой страной.

Всех участников переворота, всех, кто ее поддерживал, Екатерина щедро наградила. Пятерым братьям Орловым — Алексею, Григорию, Федору, Ивану, Владимиру — было даровано графское достоинство. Григорий Орлов был назначен генерал-адъютантом. Кроме того, Алексею и Григорию было выдано по 50 тысяч рублей деньгами и по 1000 душ крестьян. Камер-лакей Шкурин получил 1000 душ крестьян и дворянское благородное звание. Княгине Е.Р. Дашковой был пожалован орден Св. Екатерины. Всего разным лицам в один только день (день своей коронации) Екатерина пожаловала 15 тысяч крестьян, обращенных в крепостных.

Уже на 22 сентября 1762 г. была назначена коронация. Утром коронационное шествие двинулось из Кремлевского дворца в Успенский собор. Толпы народа заполняли Кремль, Красную площадь. От Успенского собора вдоль Ивановской площади стояла гвардия. Специально для коронации была изготовлена большая императорская корона, которую украсили 5 тысяч бриллиантов. Среди них сверкал редкий по размеру и чистоте бриллиант, в свое время преподнесенный русским купечеством Елизавете Петровне в благодарность за отмену в стране внутренних таможенных пошлин. Одновременно с короной была приготовлена золотая держава, которую украсил огромный цейлонский сапфир.

Изготовленными регалиями Екатерина осталась довольна, несмотря на то что весила корона немало — целых пять фунтов (почти два килограмма). И во время торжественной церемонии коронации, которая длилась несколько часов, Екатерина взяла поднесенную ей на золотой подушке корону, сама возложила ее себе на голову и смогла продержать на голове эту тяжесть. Узурпировав с опорой на гвардейские полки власть, Екатерина лучше кого бы то ни было осознавала сомнительную законность своего воцарения, а следовательно, и неустойчивость своего положения.

Поэтому в Манифесте о восшествии на престол содержалось утверждение, что власть взята с целью спасти отечество, которому якобы грозила погибель. Подобное утверждение обязывало — Екатерина должна была предпринять конкретные шаги государственного значения. Если в период царствования ее супруга — Петра III — монарх сам находился как бы в тени, лишь дав ход подготовленным реформам, то в правление Екатерины II ее личность выдвигается на первый план. Императрица становится теоретиком, законодателем и главным претворителем в жизнь назревших преобразований. Впервые в русской истории самим монархом создается философская концепция функционирования власти и обосновывается необходимость ее реформирования. Основу концепции являла идея просвещения, адаптированная к российской действительности через собственное понимание ее Екатериной (в этом проявилось стремление императрицы соединить идеи времени с фактором места). Такая политика получила название «просвещенного абсолютизма». В европейской политической мысли того периода монарх рассматривался как просвещенный глава государства и нации, всемерно заботившийся о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины самодержавие становилось главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества, а потому не подвергалось ни малейшему сомнению. В ее представлении вся система государственных учреждений была лишь механизмом для реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Примером для подражания Екатерина считала для себя Петра Великого. Ему она мечтала быть равной и со временем, вероятно, себя таковой ощущала. И хотя масштабы деятельности этих монархов неравноценны, все же Екатерина и во внутренней, и во внешней политике придерживалась начатой Петром линии и продолжала ее. Екатерина, как и Петр, была уверена, что Россия должна стать одной из ведущих мировых держав; что русский народ принадлежит к европейскому сообществу и что ее, Екатерины, роль, как и Петра, состоит прежде всего в переустройстве государства. Как и он, она выступила главным инициатором реформ, но варварским методам, используемым при Петре, она предпочитала либеральные.

Своей главной целью Екатерина провозгласила благополучие и славу отечества и благоденствие своих подданных. Исходя из этой цели, она считала себя вправе регламентировать жизнь подданных, создавать или ликвидировать сословия, определять их статус.

Начало царствования было для Екатерины очень тяжелым временем — своего рода испытательным сроком, когда предстояло сформировать авторитетное отношение к себе и вникнуть в насущные проблемы. В отличие от Петра Екатерина, критически оценив предыдущие два царствования, составила собственную программу реформ, которой старалась следовать, иногда лишь меняя тактику. Программа предполагала создание регулярного государства с сословной структурой общества и прочной правовой основой в виде системы законов.

Второй своей задачей Екатерина считала воспитание народа — необходимое условие соблюдения законов и их успешного функционирования.

Третьей задачей являлось преобразование социальной структуры общества, и прежде всего создание третьего сословия. А для этого правительство должно было способствовать развитию торговли и предпринимательства.

Знакомство с состоянием государственных дел убеждает Екатерину в недееспособности существующей системы управления страной. Поэтому одним из первых начинаний императрицы стала реформа Правительствующего Сената.

Созданный Петром I как орган государственного управления, призванный при необходимости заменять самого государя, Сенат со временем превратился в чисто бюрократическое учреждение с присущей бумажной волокитой и нерасторопностью в решении вопросов.

Указы Сената нередко на местах не исполнялись; сенаторы же порой не ведали, сколько городов и какие имеются в империи. В результате реформы Сенат был разделен на департаменты, функции которых были разграничены, что сделало всю систему управления более эффективной.

В следующем, 1764 г., была проведена секуляризация; ликвидировано гетманство на Украине. Изъятие земель и крестьян из церковной собственности укрепило финансовое положение государства и все более лишало церковь ее политического значения. Отмена же гетманства на Украине постепенно превращала Российскую империю в унитарное государство. Вместо ушедшего в отставку последнего украинского гетмана К.Г. Разумовского был назначен П.А. Румянцев, но уже в качестве генерал-губернатора. Остатки автономии и былой казачьей вольности ликвидировались. А последовавший позднее указ о запрете перехода украинских крестьян от одного помещика к другому окончательно закрепил на Украине крепостнические порядки.

Вообще именно на первый период царствования Екатерины (до крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева) приходится наиболее активная ее реформаторская деятельность. В 1764 1766 гг. Екатерина сама пишет «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», в основе которого были труды Ш.Л. Монтескье и других европейских философов и правоведов, переработанные Екатериной и адаптированные к российским условиям. «Наказ» содержал 22 главы и 655 статей и, по существу, излагал политическую доктрину екатерининского царствования. В этом документе осуждалось рабство, провозглашалась возможность ограничения свободы личности лишь рамками закона, отменялась пытка и формировалось понятие презумпции невиновности. Поскольку законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и государства, то многие статьи посвящались торговле, промышленности; отдельным сословиям, воспитанию детей и т.д. Но депутаты созванной в 1767 г. со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения оказались слабо подготовленными к восприятию изложенных Екатериной идей, а возникшие многочисленные противоречия и споры между депутатами, их низкий в целом культурный уровень, отсутствие опыта парламентской деятельности привели к тому, что под предлогом войны с Турцией Екатерина распустила Уложенную комиссию. Императрица лично занялась законодательной деятельностью и продолжала управлять государством при помощи именных указов и манифестов (первые пять лет правления издавалось в среднем по 22 указа в месяц).

Важнейшее место в общей системе екатерининских преобразований занимает реформа системы местного управления, в ходе которой решались проблемы социальной политики, направленной на поддержку дворянства и учет его интересов, а также на формирование сословий. В основу реформы были положены четыре законодательных акта: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.), «Устав благочиния» (1782 г.), «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785 г.) и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785 г.).

В результате губернской реформы местное управление приобрело более четкую и эффективную структуру. Вводилось новое административно-территориальное устройство: страна была поделена на губернии (постепенно их число возросло с 41 до 50), в свою очередь делившиеся на уезды с населением в 300-400 тыс. человек.

Вводилась новая система судебных органов. Впервые судебная власть была отделена от исполнительной, что являло большой шаг вперед. Уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Однако принцип разделения властей не был последовательно проведен: губернатор (представитель исполнительной власти в губернии) сохранял право вмешиваться в деятельность суда и приостанавливать его решения. Судебные органы были устроены по сословному принципу, что отвечало интересам дворян и противоречило идеям просветителей. Одновременно с возрастанием роли дворян в местном управлении принимались меры для создания третьего сословия. С этой целью в 1770-х — начале 1780-х гг. были законодательно закреплены понятия частной собственности, свободы предпринимательства, установлены налоговые льготы, ликвидированы некоторые монополии и т.д. Впервые в истории России были введены бумажные деньги (ассигнации), что, однако, не решило серьезных финансовых проблем. В условиях роста бюджетного дефицита правительство (также впервые) прибегло к внешним займам.

В 1782 г. Екатерина издала «Устав благочиния или полицейский» — по существу, закон о полиции. Согласно этому документу в городах создавались полицейские управления («управы благочиния») во главе с городничим (в столицах — обер-полицмейстером). Ему подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Полицейские управления одновременно выполняли как функции надзора, так и воспитания каждого члена общества в духе православной нравственности и неукоснительного соблюдения своих обязанностей. Устав стал шагом к реализации петровской идеи регулярного, «полицейского» государства.

Начиная с петровского правления в России шел процесс консолидации правящего класса, что сопровождалось законодательным оформлением его прав и привилегий. И каждый монарх, начиная с Петра I, вносил свою лепту в корпус законов о дворянстве (при Петре были приняты Указ о единонаследии, Табель о рангах, при Анне Иоанновне был отменен майорат, при сохранении тождества поместий и вотчин, при Петре III — подписан Манифест о вольности дворянства).

21 апреля 1785 г. — в свой день рождения — Екатерина II подписала два важнейших документа: Жалованные грамоты дворянству и городам. В Жалованной грамоте дворянству в пышных и помпезных выражениях оценивались заслуги этого сословия, давалось определение дворянина, перечислялись все его привилегии. Документ подтверждал право выбора или отказа дворян от службы, сохранял особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Указывалось, что дворянин может владеть крепостными, покупать и продавать их, заводить фабрики и заводы, торги и ярмарки. Дворянству была дана еще одна привилегия, которую не имело в России никакое другое сословие, — создавать свои корпоративные организации на местах: уездные, губернские собрания. Перед местными властями защищали интересы дворян избранные ими на съездах предводители дворянства. В особых случаях поместному дворянству позволялось посылать специально выбранные для ходатайства о своих нуждах депутации к самой императрице.

Жалованная грамота городам создавала новую систему органов городского управления и самоуправления. Наряду с созданными еще Петром I магистратами, которые по-прежнему осуществляли административные и судебные функции, в городах появились органы самоуправления, в ведении которых были прежде всего благоустройство и благополучие горожан. Важнейшим органом городского самоуправления являлось «Собрание градского общества», которое созывалось раз в три года. На нем обсуждались важнейшие вопросы городской жизни и выбирался постоянно действующий исполнительный орган — Городская дума во главе с городским головой. Дума была вы- борно-представительным институтом власти: в нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Фактически грамота городам провозглашала наличие третьего сословия — сословия горожан (купцов, ремесленников и др.). Но складывание третьего сословия тормозилось крепостничеством, антигуманность которого Екатерина осознавала, но понимала также и противостояние со стороны дворянства ее планам изменить социальный статус крестьянства. Не видя возможности преодолеть тогда сопротивление дворян, в страхе перед возможным государственным переворотом и утратой власти, Екатерина оставила реформы незавершенными. Составленная ею третья грамота — государственным крестьянам — так и не увидела свет.

В целом внутренняя политика Екатерины была успешной. Многое из задуманного императрица смогла реализовать, не вызвав серьезных потрясений в обществе. Однако движение вперед осуществлялось в рамках феодального строя. Именно в царствование Екатерины феодализм достиг высшей ступени своего развития. Реформы не изменили существа политической системы, укрепляли абсолютистское государство, оставляли незыблемыми крепостнические устои. И в этом Екатерина II в полной мере может рассматриваться как преемница и продолжательница дела Петра I. Идеи просвещения так и не были практически реализованы на российской почве. В ее правление произошло усиление крепостного гнета, что стало одной из главных посылок активизации выступлений народных масс, вылившихся в казацко-крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева.

Внешняя политика России при Екатерине II носила активный и экспансионистский характер и по понятиям XVIII в. была удачной. В состав Российской империи вошли новые земли, укрепился международный авторитет государства. В результате успешных русско- турецких войн, а также участия России в разделах Польши к Российской империи были присоединены Крым, Кубань, Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Курляндия. С конца 1770-х гг. внешнеполитические устремления Екатерины были связаны с так называемым «греческим проектом», предполагавшим восстановление Византийской (греческой) империи во главе с младшим внуком императрицы — Константином. Документально этот проект не был оформлен и, по сути, остался целью, определявшей на конкретном этапе внешнюю политику страны. Не осталась Екатерина II равнодушной и к революции во Франции. Однако, понимая, что пушки в борьбе с идеями бесполезны, в войне против революционной Франции участия не приняла.

Время Екатерины — это время военных побед, достижений и успехов в области русского военного искусства — время Румянцева, Суворова, Ушакова. Но это и участие царизма в деле уничтожения польского государства. И хотя Инициатором разделов Речи Посполитой была не Россия, а Пруссия, все же это событие стало позорным пятном во внешнеполитических шагах русской императрицы.

В глазах современников и потомков Екатерина осталась яркой и неординарной личностью, выгодно отличавшейся на общем фоне женского правления в XVIII в. Еще с детства от своих наставников и воспитателей Екатерина усвоила, что важнейшими качествами доброго человека является вежливость и внимание к людям. Этими нравственными уроками Екатерина пользовалась всю жизнь. При этом императрица не отличалась ни сентиментальностью, ни излишней добротой и терпимостью: никакие воспоминания и прежние дружеские связи и симпатии не останавливали вспышки ее гнева, если она видела леность, безответственность, беспечность, обман, что-то недостойное в поведении своего сановника. Екатерина была талантливой, исключительно целеустремленной и цельной натурой, энергичной и трудолюбивой. И свои достоинства прекрасно осознавала. Не боясь соперничества, она окружала себя яркими, умными людьми, чьи способности будут служить России и не затмят, а, напротив, усилят блеск ее собственного дарования. Каждый день правления Екатерины был насыщен многочисленными делами, к решению которых она подходила более чем ответственно. Ее рабочий день начинался ранним утром. Проснувшись, она выпивала чашечку крепчайшего восточного кофе (фунт кофе на 5 чашек!). Затем готовила различного рода деловые бумаги, редактировала законы и государственные акты, заслушивала доклады секретарей. Послеобеденное время заполнялось перепиской с многочисленными адресатами за рубежом, посещением театра и неделовым общением. Затем следовал ужин, и около 11 часов Екатерина удалялась в спальню.

Подобное трудолюбие было редкостью для тогдашних государей и вызывало всеобщий восторг и уважение. О своей репутации Екатерина тщательно заботилась. Она сумела создать образ справедливой, доброй, великодушной, всемерно пекущейся о благе своего народа государыни и сохраняла этот образ. Она в полном смысле слова была политиком, и в зависимости от ситуации и конкретного человека, с которым в данный момент общалась, Екатерина проявляла те или иные свои качества. Однажды, заметив в окно шедшего под дождем небогатого чиновника, она послала ему 5 тысяч на экипаж. Слух об этом быстро распространился и сослужил Екатерине хорошую службу.

Екатерининская эпоха богата целой плеядой выдающихся государственных деятелей, полководцев, литераторов, художников, архитекторов, ученых. Выдающихся людей Екатерина чувствовала, выделяла среди прочих, не боясь подчеркивать их таланты. Ведь в ее глазах они все равно оставались лишь слугами, непреклонно и точно исполнявшими волю своей государыни. П.А. Румянцев-Задунайский, A.B. Суворов-Рымникский, Г.А. Потемкин-Таврический... Вот далеко не полный перечень имен тех, кто при Екатерине составил славу Российской империи. В Петербурге, на Невском проспекте, уже после смерти Екатерины был установлен ей памятник. Екатерина изображена высоко стоящей над окружением блестящих деятелей этого царствования. Ее слава и величие как бы вобрали в себя славу ее сподвижников, обязанных ей своими громкими именами.

Вообще, в отношениях с подданными Екатерина была невероятно терпимой. Она всегда знала, кто на что способен и с кем каким образом следует поступать. Кому-то она диктовала каждый шаг, кому-то предоставляла самостоятельность действий. Она всегда находила в беседе и переписке нужные слова, верный тон, проявляя то жесткость и требовательность, то мягкость и смирение, стараясь извлечь из общения с человеком (устного или письменного) наибольшую для себя пользу, воспринять самые разнообразные идеи и новости — политические, научные, литературные, философские.

За период ее правления страну не сотрясали громкие политические процессы или шумная опала кого-нибудь из вельмож. Не подвергся опале никто и из бывших фаворитов, и, «получая отставку», никто из них не потерял ничего из того, что получил в период «фавора». Если любимец обладал достоинствами государственного деятеля, как, например, Г.А. Потемкин, то он мог остаться на службе и сохранить свое значение в политической сфере. Подобное отношение Екатерины к своим чиновникам, фаворитам, придворным обеспечивало определенную стабильность жизни императорского двора и высшего слоя бюрократии, давало ей уверенность в завтрашнем дне. При любых обстоятельствах Екатерина старалась сохранять выдержку и не действовать по первому побуждению. Если при чтении какого-либо документа она испытывала раздражение, то откладывала решение до следующего дня. Если же обстоятельства не допускали промедления, то императрица ходила по комнате, пила воду и, лишь окончательно успокоившись, снова приступала к рассмотрению.

В трудные минуты жизни она отличалась завидным самообладанием, волей и хладнокровием. Свое спокойствие в критические моменты судьбы она однажды пояснила придворным следующими словами: «Если опасность, то я ничем не помогу, а только помешаю, а если нужно думать о спасении, то вы меня, конечно, уведомите».

Екатерина была гением общения. Первая встреча с императрицей на многих государственных мужей, дипломатов, полководцев производила незабываемое впечатление. Величественная и благородная осанка, гордость и спокойствие взгляда, дружелюбный и ласковый тон, изящное французское произношение, обширные познания, внутреннее достоинство — все это поражало собеседников, а некоторых, например, философа Дени Дидро, барона Гримма, просто вводило в оцепенение. Екатерина обладала чувством юмора, была оптимистичным и жизнерадостным человеком. Она прекрасно разбиралась в людях и этим умело пользовалась. Ради главного в своей жизни — благополучия и власти — она, не задумываясь, могла пожертвовать многими провозглашенными ею же принципами, и в этом ничем не отличалась от большинства тогдашних политиков. В немалой степени ее политической успешности способствовали незаурядные актерские способности. С детства привыкшая к притворству, она в течение всей жизни прекрасно играла свою роль, умело приспосабливаясь к людям, условиям и обстоятельствам. Прирожденное обаяние Екатерины привлекало на ее сторону не только людей. Ее обаятельному магнетизму поддавались и животные. К ней бежали ласкаться собаки, стремившиеся любыми найденными ими во дворце ходами проникнуть в апартаменты императрицы и лечь у ее ног. Птицы и обезьянки также признавали лишь ее одну.

Как и многие современники, Екатерина любила выражать свои мысли на бумаге. Работа пером стала настоящей страстью, которая подолгу не давала ей вставать из-за стола. Ежедневно, проснувшись, императрица брала в руки перо и трудилась над законопроектами, указами, письмами, переводами и т.д. Ни один русский государь не оставил потомкам такого огромного письменного наследия, как Екатерина II: за годы царствования она написала почти 10 тысяч писем, подписала около 14,5 тысячи различных актов и постановлений. При этом все подписанные бумаги были ею прочитаны, ни одна подпись не ставилась вслепую. В переписке Екатерина могла употреблять иностранный язык — французский, а не родной немецкий. Могла читать по-английски. Литературные же сочинения она писала по-русски, живым и образным языком, использовала народные выражения, пословицы, поговорки. Правда, по-русски императрица писала с множеством орфографических ошибок и, зная это, просила своих секретарей их исправлять. Переписываясь с тогдашними властителями дум в Европе — Вольтером, Дидро и др., — Екатерина прилежно у них училась, одновременно укрепляя в глазах современников свой авторитет как просвещенной монархини. Ее перу принадлежали также комедии и журналистские работы, которые написаны остроумно и талантливо. Нередко она занималась и переводами. Образованность и начитанность Екатерины создавали благоприятный фон для развития отечественной культуры.

С конца 1760-х гг. в России начинают проводиться первые художественные выставки, аукционы картин, издаются труды по изобразительному искусству. Детищем Екатерины стал Эрмитаж, стяжавший впоследствии славу одного из крупнейших художественных музеев страны.

Подобная настойчивая увлеченность являла собой пример для подданных, которые стремились подражать императрице и в свою очередь создавать собственные частные коллекции, многие из которых получили известность. Прежде всего это собрания Шереметевых, Голицыных и др. При Екатерине царский двор освободился от грубых развлечений времен Анны Иоанновны; было изгнано и царившее при дворе Петра I повальное пьянство.

В повседневной жизни Екатерина была скромна, при этом ее двор считался одним из самых пышных в Европе. В то время пышность царского двора воспринималась как один из признаков могущества государства. Частыми развлечениями были балы, фейерверки, маскарады (с переодеванием мужчин в женские платья и наоборот). Распространенные карточные игры императрица не любила и не поощряла, но и не запрещала делать это другим. Любимое ею времяпрепровождение — остроумная беседа или обсуждение литературных новинок. Почти каждодневно вокруг Екатерины собирался так называемый «малый Эрмитаж» — узкий кружок приятных ей людей, которые вызывали ее интерес своими бесконечными разговорами и спорами.

Важное место в жизни двора занимал театр. В 1773 г. указом Екатерины был открыт Петербургский публичный театр. В правилах поведения того времени предусматривалось посещение оперных спектаклей и концертов. Музыку Екатерина не любила, но вынуждена была следовать привычному этикету. Зато настоящей страстью государыни было коллекционирование. Она собирала картины, скупая за границей целые коллекции, статуи, камеи, рисунки, фарфор, изделия из драгоценных металлов, резные камни, монеты, медали.

Много было сделано Екатериной для дальнейшего развития светского образования. Ставя перед собой задачу «воспитать новую породу людей» — ввести в стране общее, а не только сословное образование, императрица с воодушевлением и завидным упорством преодолевала стоявшие на пути к этой цели трудности: в России отсутствовали подготовленные для этого учителя, подходящие школы и необходимые учебники. По приглашению Екатерины II в столицу прибыл замечательный педагог серб Теодор Янкович де Мириево (в России его звали Федор Иванович). При его непосредственном участии в Петербурге была создана Учительская семинария, где преподавали молодые ученые из Петербургской академии наук, а воспитанники становились учителями.

В течение 5-6 лет Янкович подготовил и издал свыше 70 школьных учебников. Им был составлен и Екатериной утвержден «Устав народным училищам в Российской империи» — важнейший документ школьной реформы. В соответствии с Уставом в губернских и уездных городах открывались общеобразовательные и доступные для всех школы — народные училища. Занятия в них продолжались с 8 (летом с 7) до 11 утра, и после перерыва -— с 14 до 16 часов вновь шли уроки. Предметы преподавались на родном языке — подобной практики прежде не было. Многое из того, что придумал и организовал Янкович, до сих пор присутствует в современной школе: одна большая классная доска, на которой учитель делает записи, переклички в начале урока с целью отметить отсутствующих, поднятая рука при желании ученика ответить, классный журнал, обязательные экзамены и, наконец, каникулы.

При Екатерине было открыто и первое учебное заведение для женщин. Им стал Институт благородных девиц в деревне Смольной, недалеко от Петербурга. В Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома.

История благотворительности восходит именно к этому периоду. В целях развития и распространения гуманитарного знания была создана Российская академия. Сама будучи дилетантом в науке, Екатерина стремилась не отставать от потребностей времени и всячески поощрять и поддерживать интеллектуальные изыскания своих современников.

Правление Екатерины стало одним из наиболее спокойных периодов в истории русской литературы, в которой проявили себя А.Л. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. В живописи расцвели таланты Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, в музыке — Д.С. Бортнянского, в архитектуре — В.И. Баженова, М.Ф. Казакова и др. Увлечение Екатерины журналистикой привело к многократному увеличению числа издававшихся в России журналов, ее интерес к истории способствовал развитию исторической науки. За годы жизни в России Екатерина не только полюбила эту страну, она сделалась в полном смысле ее патриоткой, и ее патриотизм проявлялся и в глобальных, и в мелких вопросах. В екатерининскую эпоху с подачи Г.Р. Державина впервые в русском языке появляется слово «родина». В 1769 г. императрица учредила орден Св. Георгия — одного из наиболее почитаемых на Ру- си святых. В отличие от других орденов, на этом все надписи сделаны не латинскими, а русскими буквами.

Непросто сложилась личная жизнь императрицы, в частности ее отношения с сыном Павлом. Он родился спустя девять лет после венчания Екатерины и Петра III. Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая появления на свет внука, была бесконечно счастлива. Она поднесла Екатерине на золотом блюде 100 тысяч рублей, а внука немедленно забрала к себе. Двор пышно праздновал столь радостное и значительное событие, а молодую мать в первые часы после родов оставили одну, в пустой комнате, страдающую от сквозняков и мучимую жаждой. Подобное отношение утвердило Екатерину в мысли, что на нее смотрели лишь как на средство продолжения династии. Своего первенца она могла видеть только с разрешения императрицы, и впервые это произошло лишь через 40 дней после родов. Это свидание с сыном Екатерину ужаснуло. Ребенок содержался в жаркой комнате, в обитой мехом колыбели, под двумя одеялами. Позднее это отразилось на здоровье Павла, который простужался от малейшего ветерка.

Но спорить с императрицей, которая на первых порах полностью взяла на себя заботу о внуке, Екатерина не стала: даже всякие расспросы о здоровье ребенка Елизавета могла истолковать как сомнение в ее внимании и бережном отношении к наследнику. Понятно, что в этих условиях у Екатерины, разлученной с сыном, материнские чувства формировались не столь сильные и всепоглощающие, как у матерей, лично воспитывающих и кормящих своих детей. По мере взросления Павла все более ощутимой становилась его отчужденность от матери. Возведенная на престол в результате дворцового переворота, Екатерина предпочла ни с кем не делить власть, и все попытки Н.И. Панина — воспитателя Павла —- утвердить ее регентство при царствующем сыне оказались безуспешными.

Воцарение Екатерины еще сильнее отдалило ее от сына. Для Павла, воспитывавшегося и жившего вдали от матери, Екатерина была в первую очередь императрица. Для Екатерины же сын был всегда центром возможной оппозиции ее царствованию. Именно с 1762 г. при дворе с подачи Екатерины начинает формироваться неприязненное и язвительное отношение к Павлу для доказательства его несостоятельности как наследника. Когда же у Павла и его супруги родился сын Александр, Екатерина (как в свое время сделала Елизавета) взяла все. заботы о внуке (и позднее родившемся втором сыне Павла — Константине) на себя.

Заботливая и любящая бабушка, Екатерина много внимания уделяла внукам. Для них она сочиняла сказки, составила учебник по русской истории, а также «Азбуку», содержащую рекомендации на все случаи жизни. Современные исследователи считают, что воспитательные наставления царственной бабушки внукам были основаны на принципах разумности, свободы человеческой личности, здорового быта. Старшему внуку, а не сыну Екатерина хотела передать престол и последовательно готовила его к этому.

Загруженность императрицы государственными делами не затмевала в ней ожидание любви и мечтаний о счастливой семейной жизни, которой она была лишена. С фактами личной биографии Екатерины связано такое явление, как фаворитизм. Несмотря на то что личная жизнь императрицы была известна лишь очень узкому кругу ее приближенных, любовные привязанности Екатерины обрастали слухами и легендами. Жалуя фаворитам звания, чины, поместья, крестьян, Екатерина никогда не делила с ними самое дорогое для нее — власть. Но важнейшие события ее правления оказались связаны в том числе и с ее любимцами: переворот 1762 г. — с братьями Григорием и Алексеем Орловыми; военные, дипломатические и административные успехи — с именем Григория Потемкина; ее закат физический и духовный — с именами Валериана и Платона Зубовых. Но никто из этих людей не затмил собой эту яркую, безусловно, талантливую женщину — императрицу.

Екатерина II скончалась от инсульта в ноябре 1796 г. Незадолго до смерти в своем любимом Царском Селе Екатерина стала свидетельницей страшной грозы. Сразу же вспомнилось, что также поздней осенью, только в 1761 г., была сильная гроза, а потом за Елизаветой пришла смерть. Смелая и решительная Екатерина не на шутку испугалась и увидела в этом капризе природы дурное предзнаменование.

Похоронили императрицу в усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

 

***