Исторические деятели

 

Из книги: История России. Исторические портреты: X-XVIII века / М. Н. Чернова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2015

1120(?) — 1174
Великий князь Владимирский 4 июня 1157 — 29 июня 1174

Андрей Боголюбский

 

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

Точная дата рождения Андрея Боголюбского неизвестна. Вероятно, Андрей Боголюбский родился в начале 1120-х гг. Он был сыном князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. Кроме Андрея, у Юрия Долгорукого было еще 10 сыновей и три дочери (Андрей был вторым сыном).

Все дети Юрия Долгорукого имели хорошее, по меркам того времени, образование. В «Житии» Андрея Боголюбского говорится о том, что с юного возраста он ни о чем не заботился, кроме «книжного поучения» и «церковного пения». Как и его прославленный дед — Владимир Мономах — Андрей стал бесстрашным воином и успешным воеводой.

В.Н. Татищев так описывает облик князя незадолго до его кончины: «Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные (рыжие), кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы». Рентгеноантропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского, произведенное еще в 1930-х годах, показало, что его рост был 170 см, что по меркам XII в. считается выше среднего. Скульптурная реконструкция антрополога М.М. Герасимова 1941 г. дает представление о том, как внешне выглядел князь: вздернутая голова, выступающие скулы, широко расставленные глаза с нависающими верхними веками. Врожденная патология (сросшиеся шейные позвонки) резко ограничивала подвижность шеи. «Склонить голову» князь вряд ли мог. В облике князя проявились тюркские черты: матерью Андрея была половчанка, дочь половецкого хана Аепы.

 

Автор: Герасимов М.М. Скульптурный портрет Андрея Боголюбского

 

До 30-летнего возраста Андрей жил в своей Суздальской земле. От отца он получил в княжение город Владимир-на-Клязьме. Первые летописные упоминания об Андрее относятся ко времени борьбы его отца с племянником Изяславом Мстиславичем за киевский княжеский престол. В битве под Луцком в 1149 г. он проявил себя как мужественный и храбрый воин.

В 1155 г. Юрий занял киевский престол и передал в удел Андрею Вышгород. Князь Андрей без ведома отца покинул город и отправился во Владимирскую землю. С собой князь вез икону Богоматери, по легенде, написанную евангелистом Лукой. В 450 г. икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII в. из Константинополя привезена в Киев: патриарх Константинопольский прислал ее князю Юрию Долгорукому.

В нескольких верстах от Владимира кони, везшие икону, остановились и отказались идти дальше. Тогда запрягли новых лошадей, но и те не тронулись с места. Князь и его окружение были вынуждены расположиться на ночлег в чистом поле. Во сне Андрею явилась Богородица и повелела поставить Константинопольскую икону с ее ликом во Владимире. На месте, где Андрей Боголюбский был вынужден заночевать, он построил свою резиденцию Боголюбово. В Боголюбовской церкви хранилась написанная по просьбе князя икона Богородицы, лик которой он видел во сне. Ныне образ Богоматери, получивший название «Богоматерь Боголюбская», находится в соборе Княгинина монастыря во Владимире.

Для византийской иконы во Владимире был возведен Успенский собор.

 

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.

 

Собор строился в 1158-1160 гг. на высоком берегу Клязьмы — чтобы издалека было видно. По высоте он не уступал киевской Святой Софии. Собор был одноглавый, сложен из белоснежного известняка, сверкавшего на солнце, и великолепно украшен. Икона Богоматери в окладе из золота и серебра с драгоценными камнями была поставлена на почетном месте. С тех пор она стала называться Владимирской. По представлениям людей того времени, обладание этой реликвией значительно повышало духовный престиж Владимиро-Суздальской земли. Православные связывали с этой иконой многие чудеса.

 

Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Современный вид.

 

Когда в Москве был воздвигнут храм во имя Пресвятой Богородицы и чудотворная икона Владимирская была перенесена туда, она прославилась многими благодатными делами для спасения нашего отечества. В 1395 г. молебен и священное шествие с иконой преградили путь к Москве азиатского завоевателя Тамерлана. Перед выступлением на врага великие князья и цари молились перед ней как перед Заступницей России. Российские монархи принимали обряд миропомазания и венчались на царство перед ликом Владимирской Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля.

Сейчас икона Богоматерь Владимирская хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Ростово-Суздальскую землю, в которой Андрей провел детство и юность, он воспринимал как особую от всей остальной Руси и считал, что она должна властвовать над Русью. Своенравный и честолюбивый, он не терпел неповиновения. Он выгнал с ростово-суздальских уделов братьев и тех бояр, которые не желали ему подчиняться. Своим сыновьям Андрей не дал уделов и держал их при себе. С воеводами и знатными людьми не советовался. Тех, кто его приказов ослушивался, лишал имущества и бросал в тюрьму.

Стремясь к старшинству, он принял участие в борьбе за киевский престол. В 1169 г. сын Андрея Мстислав в союзе с половцами по приказу отца пошел в поход на Киев. Город был взят и разграблен. На киевский престол Андрей возвел своего младшего брата переяславского князя Глеба. Титул же «великий князь» он взял себе. Так киевский князь стал по существу вассалом владимиро-суздальского князя.

После смерти Глеба в 1171 г. киевским князем стал Владимир Мстиславич. Спустя два года Андрей возвел на киевский престол Романа Ростиславича Смоленского. Ростиславичи были отпрысками Ростислава Мстиславича — внука Владимира Мономаха и были готовы воспринять волю Андрея как «отцовскую» и подчиниться ему.

Младшие братья Романа Ростиславича получили земельные владения в Киевской земле. 11 князей признали старшинство Андрея Боголюбского. Андрей заявил о себе как о самовластце. Впервые в истории он назвал себя государем всея Руси. Но в 1173 г. Андрей поссорился с Ростиславичами, которые перестали ему повиноваться. Младший Ростиславич Мстислав, прозванный Храбрым, упрекнул Андрея в оскорбительном отношении к нему и его братьям. В ответ на это Андрей послал огромное войско в Киевскую землю. На помощь к нему по его приказу явились дружины 12 русских князей. Возглавил войско сын Андрея Боголюбского — Юрий.

Но поход оказался неудачным для Андрея. К Ростиславичам на помощь подошли волынские войска с Ярославом Изяславичем Луцким.

Суздальцы и их помощники были разбиты и с позором разошлись по своим княжествам. В обмен на помощь Ростиславичи отдали Киев врагу Андрея Боголюбского — Ярославу Луцкому.

Большую роль в политике Андрея Боголюбского играли отношения с Новгородом: князь стремился подчинить своей власти этот вольный и богатый город. Андрей начал открыто вмешиваться в дела новгородцев, потребовав от них изгнания князя Святослава и приглашения своего племянника князя Мстислава Ростиславича. Новгородцы согласились. Однако вскоре Андрей изменил свое решение, отозвал Мстислава, а новгородцам велел вновь принять Святослава. Святослав вернулся в Новгород, но был изгнан новгородцами, которые убеждали Андрея сменить князя. Андрей упорствовал в своем решении. Наконец, новгородцы предприняли решительные действия: они взяли себе в князья Романа Мстиславича — сына правившего в Киеве Мстислава Изяславича. За это открытое неповиновение Андрей решил сурово наказать новгородцев. Зимой 1169 г. в Новгород было послано большое войско во главе с сыном Андрея Мстиславом. Жители Новгорода не пустили войско в свой город. Опустошив окрестности Новгорода, Мстислав со своей ратью вынужден был вернуться назад.

Однако и новгородцы испытали серьезные трудности. Это было связано с особенностями взаимоотношений Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. После того как в 1136 г. новгородцы изгнали из города Всеволода Мстиславича, в Новгороде установился вечевой строй. Князей новгородцы приглашали не в качестве правителей, а как военачальников. Княжество, из которого приглашался князь, считалось новгородцами союзным. Суздальские князья чаще других приглашались в город. Иногда за новгородский престол приходилось воевать. Когда суздальцы не выигрывали сражения, они опустошали пригороды Новогорода и захватывали Торжок, перекрывая тем самым доступ хлеба из суздальских земель. Новгородцы вынуждены были соглашаться на суздальского князя. Так произошло и на этот раз.

После опустошения в городе начался голод. Новгородцы указали Роману Мстиславичу путь из города и послали к Андрею за миром и князем. По желанию Андрея в Новгород прибыл Рюрик Ростиславич. Когда же Андрей поссорился с Ростиславичами, на новгородский престол был посажен сын Боголюбского — Юрий (после смерти отца Юрий был изгнан из пределов Руси его дядей — Всеволодом Большое Гнездо. Юрий перебрался в половецкие степи, а оттуда — на Кавказ, где через несколько лет стал мужем грузинской царицы Тамары).

Неудачи под Киевом и Новгородом пошатнули авторитет Андрея в глазах его подданных. Упрямство вместо гибкости в политике, суровость и деспотизм в отношении как домашних слуг, так и князей и бояр вызывали недовольство и ропот. Против него созрел заговор. Действия заговорщиков были ускорены казнью боярина Кучковича — одного из ближайших родственников Андрея со стороны первой жены. В заговоре приняли участие 20 человек. Вероятно, это были не только вассалы и личные слуги, но и родственники и близкие князья.

В частности, к убийству Андрея имела отношение и его жена. Андрей был женат дважды. Первой его супругой была дочь боярина Кучки (ко второй половине 1160-х годов ее уже не было в живых). Второй супругой князя стала уроженка либо половецких степей, либо Северного Кавказа.

Заговорщики решились убить князя 29 июня 1174 г. в его резиденции Боголюбово. Ночью они ворвались в княжескую спальню. Меч, по легенде, принадлежавший прежде князю Борису, заранее был выкран у Андрея.

Безоружный Андрей мужественно держался и даже поверг одного из заговорщиков. В летописном рассказе «Об убиении Андреевом» автор пишет: «...князь же единого поверже под ся ...вельми бо бе князь силен». Но сопротивляться двадцати заговорщикам один князь долго не мог. Раненый князь упал, истекая кровью, а заговорщики наносили по нему удары мечами, саблями и копьями. Только один удар был нанесен заговорщиком, стоявшим к князю лицом. Все другие ранения нанесены сзади и сбоку по уже лежавшему человеку. В 1935 г. ученый-антрополог Д.Г. Рохлин провел рентгеновские исследования останков Андрея Боголюбского и подтвердил правдивость и точность летописного сюжета.

Решив, что князь мертв, заговорщики покинули спальню. Тем временем Андрей очнулся и, держась за стены, спустился по каменным ступеням, оставляя кровавые следы. Он укрылся под лестницей, где и был настигнут вернувшимися убийцами. После этого тело князя было брошено в бурьян за башней, где пролежало несколько дней. Эта Лестничная башня XII в., помнящая последние мгновения жизни Андрея Боголюбского, и сейчас стоит на территории Боголюбовского монастыря. Позднее на ее стены были нанесены фрески, на которых художник изобразил убийство Андрея Боголюбского заговорщиками.

Прознав про смерть князя, народ Боголюбова и окрестных сел поднял восстание. Восставшие выступили против посадника и сборщиков налогов. Княжеский терем, хоромы бояр и дворы зажиточных горожан были разграблены. Только на пятый день мятеж был подавлен. Тело князя было захоронено.

Вскоре после убийства Андрея Боголюбского одним из его сторонников была составлена «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» и включена в летописный свод. Впоследствии возникло предание, будто Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея; годы княжения: 1176-1212) жестоко расправился с убийцами Андрея. По его приказу убийцы были зашиты в короба и брошены в Пловучее озеро в трех верстах от Владимира. По легенде, эти короба, обросшие мхом, долгое время показывались на поверхности озера и из них доносились стоны.

Многие прижизненные деяния Андрея Боголюбского находили отклик и сочувствие современников. Князь неукоснительно соблюдал религиозные обряды, собственноручно зажигал по утрам свечи во владимирских церквах. 1 августа на Руси стали отмечать Медовый Спас.

В 1160-х годах по приказу Андрея Боголюбского был построен храм Покрова Богородицы на Нерли. По распространенной версии его возведение связано со смертью сына князя Андрея — Изяслава. Этот храм стал первым на Руси, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы. И сам праздник Покрова, чтимый на Руси, был установлен именно стараниями князя Андрея. Он связан с событиями, произошедшими в Византии в 911 г., то есть в пору, когда наши предки были еще язычниками. В тот год сарацины вторглись в пределы Византийской империи. Греки, по легенде, обратились за помощью к Заступнице Небесной. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время молитвы Богородица явилась над толпой верующих, простирая над ними свой покров (головное покрывало).

Святой Андрей видел это чудо и спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящихся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», — отвечал Епифаний. Враги вскоре были прогнаны, а греки утешены явлением Пресвятой Богородицы. Однако в Византии день Покрова не был внесен в число праздничных дней. Установление этого праздника, как уже упоминалось, принадлежит Русской православной церкви. Праздник установлен на 1 (14) октября — в тот день, когда было видение во Влахернской церкви святому Андрею. С этим днем связаны народные традиции и приметы. Наши предки ожидали на Покров первый снег; в эти дни рубили на зиму капусту: тронутая легким заморозком, она была хрустящей и хорошо хранилась.

Храм Покрова на Нерли относится к типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов. Он стоит в открытом поле на рукотворном холме. Создатели храма сначала заложили ленточный фундамент глубиной 1,6 м. На нем возвели каменные стены высотой в 3,7 м, а затем засыпали их внутри и снаружи грунтом. Такое подземное основание было призвано ограждать храм от природных катаклизмов. Во время весенних разливов островок окружен водой. Но ни разу вода не попала вовнутрь храма.

В XII в. церковь имела один шлемообразный «верх», то есть купол (сегодня барабан венчает «луковка»). Одинокая и печальная церковь стоит весной посреди полноводья вот уже девятое столетие. Она пережила гибель своего основателя, монгольское нашествие, прекращение богослужебной жизни, не утратив своего стройного обаяния. Н.Э. Грабарь назвал ее «не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». В 1990-х годах храм Покрова на Нерли был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Церковь Покрова на Нерли в пос. Боголюбово около Владимира

 

В течение семи лет (1158-1165) в княжеской резиденции Боголюбове шло каменное строительство. Строительных дел мастера приглашались «из иных земель». В возведении первых каменных построек участвовали и западноевропейские зодчие. Был возведен белокаменный княжеский дворец с земляными валами и каменными стенами.

На сегодняшний день уцелело немногое: от княжеского дворца сохранилась нижняя часть церковных стен и северная галерея с лестничной башней. Именно в этой башне по каменной винтовой лестнице сползал в ночь убийства, спасаясь от заговорщиков, Андрей Боголюбекий. Если сегодня подняться по этой лестнице, то небольшое помещение наверху будет освещаться необычным окном с двумя колоннами посредине. Это тройное окно — единственное в нашем белокаменном зодчестве. Церковь Рождества Богородицы была центром Боголюбовского ансамбля. С двух сторон к ней примыкали двухъярусные галереипереходы с лестничными башнями.. Церковь отличалась роскошью и изяществом. Фасады церкви пышно были украшены резными рельефами. Пол в церкви выстелили медными плитами, а на хорах — керамическими поливными плитками. Перед входом в храм стояла огромная водосвятная чаша под восьмиколонным шатром.

Храм Рождества Богородицы в Боголюбове не сохранил свой первоначальный вид. По существу, в XVIII в. он был построен заново. Стараниями Боголюбского незначительный прежде город Владимир изменился до неузнаваемости. Андрей возвел Владимир в один ряд со старейшими городами подвластной ему земли — Ростовом и Суздалем. Именно во Владимир из Ростова была перенесена столица княжества. Наряду с Успенским собором, который стал главным культовым сооружением Владимиро-Суздальской Руси, были возведены Золотые ворота. Увеличилось городское население, оживилась жизнь окрестных сел. Широкое строительство церквей, строгое соблюдение церковных обрядов, богатое украшение храмов…

 

Золотые ворота во Владимире

 

В конце XVII-XVIII вв. Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью. Его святые мощи были помещены в раку у северной стены Успенского собора во Владимире. Позже рака и стена возле нее были украшены стихами Екатерины II, российской императрицы, которые она посвятила Андрею.

Из русских правителей особенно чтил Андрея Боголюбского царь Иван IV. В ходе подготовки к походу на Казань он не раз бывал во Владимире и приказал дважды в год служить торжественные панихиды по князю Андрею в Успенском соборе. В период царствования Ивана IV в «Степенной Книге» была изложена концепция русской истории. В соответствии с ней Андрей Боголюбский являлся зачинателем российского самодержавия.

 

***