Конспект
Гражданское право

Договор возмездного оказания услуг

1. Договор возмездного оказания услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).

При характеристике обязательства, порождаемого данным договором, ключевым является понятие услуги.

В первую очередь необходимо отметить, что понятие «услуга» с точки зрения гражданского законодательства и доктрины лишь отчасти совпадает с общераспространенным значением слова «услуга».

Причем, даже среди юристов понятие «услуга» понимается по-разному. Так, широкое распространение имеют «государственные услуги» (чаще их именуют «госуслуги»). Имеются в виду услуги, оказываемые в электронной форме, связанные с регистрацией брака, уплатой штрафов ГИБДД, уплатой налогов, получением паспорта и т.д. и т.п.

Гражданское право такого рода отношения не регулирует, поскольку они находятся за пределами предмета гражданско-правового регулирования (они основаны на властном подчинении одной стороны другой).

Понятие «сфера обслуживания» также не совпадает с кругом услуг, оказание которых регулируется гражданским законодательством.

Так, под сферой обслуживания нередко понимаются отношения, различающиеся по предмету, содержанию и т.д. В эту сферу часто включают отношения розничной купли-продажи, жилищного найма, бытового подряда и др.

При рассмотрении договора возмездного оказания услуг необходимо исходить из следующего понятия услуги: следуя «букве закона» (ст. 779 ГК), оказание услуги – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Услуга есть понятие родовое – различные виды услуг оказываются разными субъектами (исполнителями, услугодателями) для удовлетворения разнообразных потребностей разных категорий заказчиков (потребителей услуг, услугополучателей). Существо соответствующих видов деятельности также отличается – выражается в различных видах действий или разных видах деятельности. В частности, этим понятием охватываются услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и др. (перечень не закрытый) (п. 2 ст. 779 ГК).

Все перечисленные (и другие) разнообразные виды действий/деятельности объединяются в одну группу объектов гражданских прав – услуги, потому что, во-первых, при оказании услуг результат действий (деятельности) неотделим от самих действий (деятельности).

Например, присмотр за детьми или больными гражданами (уход за ними) может выражаться только в самих действиях по присмотру (уходу) и не может иметь результат, отделимый от таких действий.

Этим услуга (оказание услуги) отличается от работы (выполнения работы). По договору подряда подрядчик обязуется (1) выполнить определенную работу (предположим, по созданию вещи) и (2) сдать ее результат (в данном случае – вещь) заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При оказании услуг ничего передавать заказчику не требуется, поскольку результат действий воплощается в самих действиях, он неотделим от этих действий. Например, результат действий парикмахера (прическа) не существует отдельно от его действий, необходимых для достижения этого результата.

Во-вторых, услуга не имеет овеществленного результата. Например, в результате оказания информационных услуг заказчик получает определенные сведения (информацию), при этом овеществленного результата нет. Даже если соответствующие сведения изложены, предположим, на бумажном носителе, объектом правоотношения является информационная услуга (предоставление сведений/информации), а не передача документа (заключения, справки и т.п.), в котором изложены соответствующие сведения.

Иногда в качестве признака услуги указывается также то обстоятельство, что по общему правилу исполнитель не может гарантировать достижение желаемого результата услуги. Так, при оказании медицинских услуг даже при совершении всех необходимых действий выздоровление отнюдь не гарантировано.

2. Правовое регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется многочисленными нормативными актами.

Самые общие правила содержатся в ст. 779–783, образующих гл. 39 ГК. Они довольно лаконичны. В целом же регулирование отношений характеризуется дифференцированным подходом: различные услуги оказываются в соответствии с правилами, содержащимися в разных нормативных актах. В п. 2 ст. 779 ГК предусмотрено, что нормы о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779–783 ГК) распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинские ветеринарные и другие (уже называвшиеся) услуги. Однако обстоятельное регулирование соответствующих отношений главным образом осуществляется не характеризуемыми общими правилами ГК, но специальным законодательством. Например, законодательство об оказании медицинских услуг является весьма «разветвленным».

Кроме того, к отношениям по поводу возмездного оказания услуг применяются (1) общие положения о подряде (ст. 702–729 ГК) и (2) правила о бытовом подряде (ст. 730–739 ГК), при условии, что такое применение не противоречит специальным нормам о возмездном оказании услуг (ст. 779–782 ГК), а также указывавшимся особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК).

3. Значение общих правил об оказании услуг, содержащихся в гл. 39 ГК, заключается в том, что они являются основополагающими при регулировании соответствующих отношений. Учитывая, что регулирование отношений, возникающих по поводу оказания услуг, осуществляется дифференцированно – многочисленными актами, распространяющими свое действие на разные виды услуг, указанные общие правила можно квалифицировать в качестве системообразующих. Они лежат в основе специальных норм об отдельных видах услуг.

4. Многие виды услуг оказываются в соответствии со специальными нормами Гражданского кодекса, образующими отдельные институты гражданского права (например, договор поручения). Иногда отдельные правила о некоторых услугах формулируются законом при конструировании норм, регулирующих иные отношения (например, выполнение работ по договору подряда). В таких случаях в силу того, что регулирование однородных отношений осуществляется системой норм соответствующего института гражданского права или вследствие «вмонтированности» правил об услугах в систему иных норм, применение общих правил об услугах становится излишним.

Тем более что они так или иначе во всех указанных случаях учтены.

Поэтому закон (п. 2 ст. 779 ГК) предусматривает, что общие правила об оказании услуг не применяются к отношениям из следующих договоров:

  • подряда (гл. 37);
  • выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38);
  • перевозки (гл. 40);
  • транспортной экспедиции (гл. 41);
  • банковского вклада (гл. 44);
  • банковского счета (гл. 45);
  • хранения (гл. 47);
  • поручения (гл. 49);
  • комиссии (гл. 51);
  • доверительного управления имуществом (гл 53).

Они также не действуют при применении норм о расчетах (гл. 46 ГК).

5. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим (взаимным).

Очень часто такой договор услуг является публичным (ст. 426 ГК).

В частности, обычно на основании данного (публичного) договора предоставляются услуги связи, медицинские услуги и т.д. Так же часто договор возмездного оказания услуг является договором присоединения (ст. 428 ГК).

6. Сторонами договора являются:

  • исполнитель (услугодатель) – субъект, обязавшийся оказать услуги;
  • заказчик (услугополучатель) – субъект, по заданию которого оказывается услуга.

Закон не содержит особых требований к субъектному составу отношений по возмездному оказанию услуг. Следовательно, в этих отношениях могут участвовать любые субъекты гражданского права.

Естественно, что чаще всего ими являются граждане и юридические лица. Как свидетельствует практика, публично-правовые образования нередко выступают в качестве заказчиков. Вместе с тем существом той или иной услуги и законом может быть предопределен субъектный состав договора. Так, в договоре оказания медицинских услуг на стороне исполнителя может выступать только субъект, в состав правосубъектности которого входит возможность оказывать медицинские услуги. Заказчиком медицинских услуг может быть как гражданин, так и юридическое лицо. Но во втором случае потребителями услуг – пациентами являются граждане (обычно это лица, являющиеся работниками юридического лица – заказчика).

7. Единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является предмет договора. Естественно, что в законе, регулирующем отношения по поводу оказания услуг определенного рода, могут содержаться и иные указания. Так, в Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации, кроме прочего, в качестве существенных условий названы общая цена туристского продукта в рублях, информация о потребительских свойствах туристского продукта и т.д. (ст. 10)1.

8. Специальных общих требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не содержит. Следовательно, действуют общие правила о форме сделок (ст. 158–165 ГК) и о форме договоров (ст. 434 ГК). Применительно к отдельным видам услуг в закон могут включаться специальные требования к оформлению договоров (например, путем выдачи квитанции заказчику) при бытовом обслуживании населения (например, при сдаче вещи в химчистку) и т.д.

9. Содержание правоотношения, порождаемого договором возмездного оказания услуг, в основном сводится к обязанности исполнителя оказать услуги и корреспондирующему этой обязанности праву заказчика требовать оказания услуги, а также к обязанности заказчика оплатить услуги и соответствующему праву исполнителя.

По общему правилу исполнитель должен оказать услуги лично.

Это обусловлено тем, что отношения заказчика и исполнителя нередко носят доверительный характер. Или крайне желательно, чтобы они были таковыми (например, отношения врача и пациента). Во всяком случае, личность исполнителя по договору возмездного оказания услуг, как правило, имеет существенное значение для заказчика (люди идут на концерт определенного артиста, обращаются к определенному косметологу, репетитору и т.д.). Кроме того, третье лицо (как и исполнитель) может применить все свои знания, навыки, а желаемый результат может быть не достигнут (больной не выздоровел, обучаемый не овладел необходимыми знаниями и т.д.). Понятно, что в таких случаях неизбежен конфликт по поводу того, насколько обоснованным было исполнение обязательства не должником (исполнителем), а каким-то третьим лицом.

Поэтому исполнитель оказывает услугу лично.

Договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрено, что исполнитель вправе привлечь к исполнению третье лицо или возложить исполнение на третье лицо и т.п.

Заказчик обязан оплатить услуги в сроки и порядке, предусмотренные договором. Цены на некоторые услуги определяются уполномоченными государственными органами.

Кроме указанных основных прав и обязанностей стороны могут иметь другие права и нести другие обязанности, предусмотренные законом или договором. Например, в соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудируемое лицо (заказчик) обязано содействовать аудиторской организации или индивидуальному аудитору (исполнителю) в своевременном и полном проведении аудита, предоставлять необходимую информацию и документацию и т.д. (ст. 13).

10. Обе стороны договора могут в любое время отказаться от исполнения договора. В данном случае исключение из принципа стабильности обязательств (ст. 310 ГК) обусловлено доверительным характером ряда отношений по поводу оказания услуг, а также тем, что не всегда можно гарантировать достижение желаемых результатов услуги.

Последствия такого отказа различаются в зависимости от того, кто из сторон договора совершает соответствующую сделку – отказывается от исполнения договора.

При отказе заказчика он обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы (например, расходы, необходимые для проезда к месту исполнения обязательства, выплаченная заработная плата работнику юридического лица – исполнителя в связи с совершением действий по исполнению обязательства, и т.п.).

Если от исполнения договора отказывается исполнитель, то он должен возместить заказчику все убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК).

Во втором случае санкция гораздо более жесткая.

11. В период существования обязательства по возмездному оказанию услуг может случиться так, что его исполнение становится невозможным. Это может произойти по вине заказчика или исполнителя, а также вследствие наступления обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает.

При вине заказчика в невозможности исполнения он должен оплатить услуги в полном объеме (п. 2 ст. 781 ГК). Например, документы, необходимые для оказания консультационных услуг, которые заказчик должен был передать исполнителю, по вине заказчика оказались утрачены. Как представляется, применение рассматриваемой нормы об оплате услуги заказчиком, виновным в невозможности исполнения обязательства, может быть блокировано заявлением заказчика об отказе от договора. В этом случае, как отмечалось, он обязан оплатить исполнителю только фактически понесенные расходы.

Законом или договором могут быть установлены иные правила.

При вине исполнителя в невозможности исполнения обязательства он привлекается к ответственности (уплата неустойки, возмещение убытков, а если отношения регулируются также законодательством о защите прав потребителей, то применяются и санкции, предусмотренные соответствующим законодательством). Вина исполнителя может состоять, например, в том, что он утратил переданные ему заказчиком документы, необходимые для оказания консультационных услуг.

Если ни одна из сторон не отвечает за невозможность исполнения (она возникла случайно), то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, поскольку иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 ГК).



< НАЗАД || ДАЛЕЕ >

ОГЛАВЛЕНИЕ